Прежде чем характеризовать единство, различия и взаимосвязь государства и права, необходимо определить данные понятия, а также хотя бы кратко рассмотреть признаки и основные подходы к сущности права.
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории.
Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права:
— волевой характер;
— общеобязательность
— нормативность;
— связь с государством;
— формальная определенность;
— системность.
При рассмотрении сущности права, так же как и сущности государства, необходимо учитывать, во-первых, что любое право есть прежде всего регулятор общественных отношений (формальная сторона), и, во-вторых, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона). В изучении сущности права можно выделить несколько подходов:
— классовый, в его рамках право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;
— общесоциальный, в его рамках право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.). Наряду с этим сущность права можно рассматривать с религиозной, национальной, расовой и иных позиций. В таких случаях соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал
Единство
1.Государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин.
2.Они имеют одинаковые подходы к сущности и типологии.
3.Государство и право выступают средствами управления
4.Они являются надстроечными явлениями
Различия между государством и правом
1.Если государство это организация политической власти, то право это система юридических норм
2.Первичным элементом государства является орган государством, а первичным элементом права является норма права.
3.Если государство выражает силу, то право выражает волю
4.Они также не совпадают по формам и функциям
Взаимодействие государства и права
С одной стороны государство создаёт, изменяет, отменяет право, а также реализует и охраняет его , а с другой стороны право регламентирует деятельность государственных органов.
Модели взаимодействия
1.Тоталитарная, когда государство выше права
2.Либеральная, право выше государства
Прагматическая, когда государство создаёт право и связано им.
Вопросы ТГП в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
О ДВОЙНОМ ПОДЧИНЕНИИ И ЗАКОННОСТИ
Сталину для Политбюро. (Продиктовано по телефону 20мая 1922г. Впервые напечатано 23апреля 1925г. В газете «Правда»№31)
Ленин считал, что из-за разногласий в руководстве по поводу прокуратуры вопрос должны решать на Политбюро.
Суть разногласий: большинство комиссии, выбранной ВЦИК, считали, что местные представители прокуратуры должны подчиняться только Центру, а другое большинство требовало подчинения и Центру, и местной власти, т.е. местному губисполкому – «двойное» подчинение.
Большинство комиссии ,выбранной ВЦИК, против прокурорского надзора за местными властями вообще. Ленин за «двойное» подчинение.
Законность должна быть для всех республик, но нужно учитывать особенности и отличия каждой местности, в которой местным работникам виднее, как разумно работать.
Прокурор имеет право и обязан следить за установление мединого понимания законности во всей республике, несмотря на местные различия. Единственная обязанность прокурора – передать дело в местный суд. Он выбирается местным советом. Местная власть обязана соблюдать единые законы, но с учетом местных обстоятельств.
Местный суд обязан признать нарушение закона, но по местным обстоятельствам может смягчить или снять наказание. Иначе не может быть и речи об охране и культурности в обществе.
Прокурор должен следить за законным решение, всякое незаконное решение местной власти обязан опротестовать, принять меры, но в то же время не вправе приостанавливать.
К сожалению, имеет место тот факт, что на местах часто происходит сведение личных счетов потому, что недостаточно образованных и надежных коммунистов, противостоящих сотням бесчестных на местах. В центре необходимо найти около десяти человек для осуществления прокурорской власти в лице генерального прокурора, Верховного трибунала и коллегии Наркомюста.
В этом случае будет гарантирована борьба с бюрократией и установка законности по всей республике.
Только при высокоразвитой культурности мы можем ручаться за безупречную работу прокуроров, которые не поддадутся местным властям. А пока такого нет, прокурорам следует подчиняться только центру и опротестовывать все решения местной власти с точки зрения законности и передачи дела в суд.
К сожалению, имеет место тот факт, что на местах часто происходит сведение личных счетов потому, что недостаточно образованных и надежных коммунистов, противостоящих сотням бесчестных на местах. В центре необходимо найти около десяти человек для осуществления прокурорской власти в лице генерального прокурора, Верховного трибунала и коллегии Наркомюста.
В этом случае будет гарантирована борьба с бюрократией и установка законности по всей республике.
Только при высокоразвитой культурности мы можем ручаться за безупречную работу прокуроров, которые не поддадутся местным властям. А пока такого нет, прокурорам следует подчиняться только центру и опротестовывать все решения местной власти с точки зрения законности и передачи дела в суд.
К сожалению, имеет место тот факт, что на местах часто происходит сведение личных счетов потому, что недостаточно образованных и надежных коммунистов, противостоящих сотням бесчестных на местах. В центре необходимо найти около десяти человек для осуществления прокурорской власти в лице генерального прокурора, Верховного трибунала и коллегии Наркомюста.
В этом случае будет гарантирована борьба с бюрократией и установка законности по всей республике.
Только при высокоразвитой культурности мы можем ручаться за безупречную работу прокуроров, которые не поддадутся местным властям. А пока такого нет, прокурорам следует подчиняться только центру и опротестовывать все решения местной власти с точки зрения законности и передачи дела в суд.