Правовое государство – государство, пределы власти которого формирования полномочия, функционирования его органов регламентированы правом, и высшее назначение которого состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.
Его сущность характеризуется 2мя сторонами:
1. Формально-юридический: заключается в том что посредством права регламентируется пределы государственной деятельности.
2. Социально-юридический: состоит в гарантирование и защите прав и свобод человека и гражданина.
Принципы правового государства:
1. Принцип легитивности государственной власти, заключается в том что она поддерживается большинством населения.
2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина
3. Взаимная ответственность между государством и личностью
4. Принцип нового более высокого уровня законности:
а) действительное верховенство закона в системе нормативно- правовых актов
б) равенство всех перед законом и судом
в) всеобщность обязательности использования законов всеми без исключения
г) государственные служащие несут повышенную ответственность за гарантирование законности.
5. Оптимальное сближение правовых и нравственных начал во всех сферах деятельности государства.
6. Принцип разделения властей в ст. 10 Конституции РФ закреплено, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения:
а) законодательную
б) исполнительную
в) судебную
Каждая ветвь власти самостоятельна и выполняет свои функции посредством системы государственных органов. Основное назначение такого разделения властей заключается : во-первых, в гарантировании эффективного высокого профессионального и независимого функционирования каждой ветви власти. Во-вторых, создании «сдержек и противовесов» во взаимоотношении между ветвями власти С тем чтобы исключить возможность возвышения какой-либо одной ветви власти над другими.
! Система «сдержек и противовесов» - совокупность правовых ограничений в отношении определённой ветви власти.
Законодательная власть ограничивается принципами права, основами конституционного строя довольно жестокой процедурой законодательного процесса. В системе противовесов важную роль призван играть президент РФ, который наделён правом ветом. Он может возратить принятый закон в федеральное собрания для повторного рассмотрения, распустить государственную думу и назначить дату новых выборов.
Значительна здесь и роль Конституционного Суда РФ. Он способен блокировать людей не конституционный закон.
В отношении исполнительной власти используется ограничение ведомственного норматворчества: запреты на принятие его ведомственных актов затрагивающие такие отношения которые должны быть урегулированы только законом. Сюда же можно отнести определённые сроки президентской власти, эмпичмент, воту недоверия правительству и его отставку и др. правовые ограничения.
Для судебной власти тоже есть правовые ограничения.
В таких его гарантиях и принципах как:
1. Равенство всех перед законом и судом
2. Призумция невиновности
3. Право на судебную защиту
4. Состязательность и гласность процессов
В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Россия – есть демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Это не означает, что у нас построено правовое государство .В действительной в данной статье указана цель российского государства к которой мы стремимся.
Правовое государство не может быть введено правовым актом. Для успешного формирования в России правового государства необходимо следующие условии:
1. Развитие производства на основе рыночной экономики
2. Формирование сильного гражданского общества
3. Повышение уровня правосознания и правовой культуры личности общества.
4. Неуклонное осуществление курса демократического развития государства, гарантирование гласности и плюраризма
5. Развитие всестороннего международного сотрудничествав целях гарантирования мирового порядка прав и свобод личности человека.
Обеспечивая условие существования правового государства необходимо одновременно, уже сейчас практически осуществлять принципы правового государства, тем самым как раз создавая его.