Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общие характеристики языческой живописи



Предметом художественного осмысления выступала жизнь богов. Их бессмертные лики создавались с помощью линии, цвета, пластической формы, композиции, перспективы, прочих выразительных средств, и были другим признаком разумной жизни, управляемой таинственной силой.

Боги изображались язычниками: 1) в полный рост; 2) по законам обратной перспективы; 3) раскрашенными в яркие цвета.

Объяснение этим особенностям следующее.

Прямая перспектива годится лишь для изображения видимых предметов мира. Сущность же мира глубже, в его невидимости, беспредметности, а это качество может быть воссоздано только по законам обратной перспективы. Она предполагает: а) изображения богов в плоскостной манере; б) воспроизведение специфической объемности плоскостных фигур через рисование одних частей тела в профиль, а других — в фас; в) расположение богов в пространстве картины без выделения близкого, среднего и дальнего планов; г) ограничение пластических форм контурной линией, усиливающей ощущение устойчивости, гармоничности мистического мира; д) использование орнамента и рельефа (углубленного, выпуклого) как изобразительных форм, с одной стороны, приспособленных к созданию образов средствами беспредметного искусства, а с другой — тесно связанных со скульптурой, убедительно доказывающей идею сакральности мира.

Яркий цвет отличается особой чистотой, именно эта чистота, намертво соединенная с изобразительной поверхностью, и становится, по мнению язычников, достойной для изображения богов. Кроме того, яркий цвет требует постоянного наращивания силы красок, а сильные краски увеличивают эффективность воздействия на зрителя плоскостной «картины», они обостряют ощущение мистичности мира, стремятся к выявлению структуры действующих сил, делают настоятельно необходимым распределение красок и изображаемых предметов по уровням и стихиям мира.

Так, в Древней Греции выделялось четыре первоначала мира (огонь, воздух, вода, земля), им соответствовала четырехцветная живопись, использующая белый, черный, красный и желтый цвета. Отсюда же сюжеты, где изображается колесница с четырьмя лошадьми и возницей. Четыре лошади соответствуют четырем элементам мира. Первая лошадь изображена очень резвой, на ее сияющей попоне обозначения планет и созвездий; вторая — не такой резвой, сияющей лишь с одной стороны; третья — еще более медленной, а четвертая — переступающей на одном месте. И, несмотря на то, что все лошади разные («горячее дыхание первой зажигает гриву второй, а третья орошает своим потом четвертую»), вместе они выступают символом устойчивости и стабильности мира. Колесница соответствует сиянию, она выявляет верхний и средний уровни мира посредством их пересечения. Возницей, естественно, выступает бог, управляющий этими элементами.

В Древнем Китае и Древней Японии выделяются не четыре, а пять первоэлементов мира: земля, дерево, огонь, металл, вода. В том же порядке им соответствуют пять цветов: желтый, сине-зеленый, красный, белый и черный.

Астрологическая символика цвета концентрировалась вокруг идеи семи планет, являющихся источниками жизни и порядка внутри космоса. В архитектуре святилищ-пирамид каждая из ступеней посвящалась определенной планете: первая (нижняя) была черного цвета и посвящалась Сатурну; вторая — оранжевого цвета (Юпитеру), третья — красного цвета (Марсу), четвертая — золотая (Солнцу), пятая — желтого (Венере), шестая — синяя (Меркурию), седьмая — серебряная (Луне). В геральдическом искусстве также различают пять цветов красок и два цвета металла (все они относятся к активному – духовному – элементу, воздействующему на пассивный четырехчастный материал, представленный поверхностью щита): золото (Солнце), серебро (Луна), красный цвет (Марс), зеленый (Венера), лазурный (Юпитер), пурпурный (Меркурий) и черный (Сатурн).

История живописи есть история бесконечно сменяющих друг друга цветовых систем, основание которых составляли каких-нибудь два противоположных цвета. В вазописи Древней Греции таковыми были красный и черный цвета (красная и черная вазопись); в Узбекистане — желтый и бирюзовый, в России — кумачового оттенка красный и зеленый (по результатам исследования художника Петрова-Водкина); во многих странах существовала потребность выразить мир через идею металлов, и тогда предпочитали цвет золота и серебра; в Древнем Китае, Древней Японии и в других странах Дальнего Востока склонялись к использованию черного и белого цвета оттенков, способных выразить мистические свойства мира. И чем более эти цвета соответствовали признакам беспредметного искусства, тем сакральнее они считались, тем большими возможностями для постижения таинственной природы мира обладали. Видимо, с учетом именно этой особенности язычник и раскрашивал многообразные предметы: тела человека и животных, буквы алфавита, скульптуру, храмы, святилища, гробницы, культовые и бытовые предметы. Естественно, что в каждом отдельном случае он располагал цвета на предметах особым образом и в особой комбинации (См.: Керлот Х.Э. Словарь символов. – М.: REFL-book, 1994. Ст.: «Геральдические символы». С. 133; «Символизм фонетический», где говорится о соответствии гласных, звука и цвета. С. 464-468; «Символизм». С. 463-464; «Живописный образ». С. 196-197; «Пейзаж». С. 383-388; «Орнаментация». С. 366; «Цвет». С. 549-560.).

От автора.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.