Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

D. Жалоба, поданная по существу



80. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: прин­ципы. Жалоба, поданная по существу. «Конечная цель статьи 26 — дача Государствам-участникам возможности предотвратить или ис­править нарушения, в которых их обвиняют, до того, как произойдет обжалование в органы Конвенции (...). Так, жалоба, которую истец намеревается подать в Комиссию, должна быть рассмотрена хотя бы по существу соответствующими национальными судебными орга­нами в форме и в сроки, предусмотренные внутренним законодательством. Тем не менее, исчерпанными должны считаться только реальные средства правовой защиты, с помощью которых можно было исправить совершенные нарушения». (Remli, 33).

81. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: ис­черпание по существу. «Статья 26 требует, чтобы жалоба, которую истец намеревается подать в органы Конвенции, была рассмотрена хотя бы в основных чертах соответствующими национальными су­дебными органами» (Englert, 31).

82. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: ис­черпание по существу. Статья 26«требует не только рассмотре­ния компетентными национальными судами дела и осуществления средств правовой защиты, предназначенных для обжалования уже вынесенного судебного решения: она также обязывает, по общему правилу, к тому, чтобы жалоба, которую истец намеревается подать в органы Конвенции, была рассмотрена хотя бы по существу соот­ветствующими национальными судебными органами в форме и в сроки, предусмотренные внутренним законодательством (...); кроме того, она предписывает использование процессуальных средств, способных предотвратить нарушение Конвенции» (Cardot, 34).

83. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: ис­черпание по существу. «Статья 26 Конвенции должна применяться "с определенной степенью гибкости и без излишнего формализма"; достаточно, чтобы "жалобы, которые предназначены для последую­щего представления в органы Конвенции", разбирались бы "по крайней мере, по существу и в соответствии с формальными требо­ваниями и в пределах сроков, установленных внутренним законода­тельством"« (Castells, 27; см. также Geouffre de la Pradelle, 26; Hentrich, 30).

84. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: ис­черпание по существу.«Хотя статья 26 должна применяться "с определенной степенью гибкости и без излишнего формализма", она не ограничивается требованием рассмотрения дела компетентными национальными судами и осуществлением средств правовой защи­ты, предназначенных для обжалования уже вынесенного судебного Решения: она также обязывает, по общему правилу, к тому, чтобы жалоба, которую истец намеревается подать в органы Конвенции, была рассмотрена хотя бы по существу соответствующими нацио­нальными судебными органами в форме и в сроки, предусмотренные внутренним законодательством; кроме того, она предписывает ис­пользование процессуальных средств, способных предотвратить на­рушение Конвенции» (Saidi, 38; тот же принцип, Ahmet Sadik, 30).

85. Ссылка на неисчерпание: совпадение по существу. «Нельзя упрекать заинтересованных лиц в том, что они основали свои жало­бы только на внутреннем праве (...), так как их доводы совпадали по существу с доводами, которые они передали в Комиссию» (Burghartz, 20).

86. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: жа­лобы, рассмотренные по существу, и соблюдение формы и сроков. «Цель условия исчерпания внутренних средств правовой защиты состоит в предоставлении Государствам-участникам возможности предотвратить или исправить — обычно через суды — нарушения, в которых их обвиняют, до того, как произойдет обжалование в орга­ны Конвенции (...). Это означает, что жалоба, которую намеревают­ся подать в Комиссию, должна быть рассмотрена хотя бы по суще­ству соответствующими национальными судебными органами в форме и в сроки, предусмотренные внутренним законодательством» (Gasus Dosierund Fordertechnik GmbH, 48).

87. Исчерпание: доступные и достаточные средства право­вой защиты. «Согласно статье 26 Конвенции, заявителю должны быть предоставлены средства правовой защиты, достаточные для возмещения ущерба, причиненного предполагаемым нарушением. Средства правовой защиты должны иметь достаточную степень на­дежности не только в теории, но и на практике. При этом они долж­ны быть непременно эффективными и доступными (...).

Статья 26 Конвенции требует также, чтобы жалобы, которые предполагается рассмотреть в Страсбурге, были заблаговременно переданы в надлежащие национальные органы и были рассмотрены ими, по меньшей мере, по существу в соответствии с формальными требованиями и в сроки, предусмотренные национальным законода­тельством, а также, чтобы были использованы все процессуальные средства, которые могли бы предотвратить нарушение Конвенции» (Akdivar et al, 66).

88. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: ис­черпание по существу. «Статья 26 Конвенции должна применяться "с определенной степенью гибкости и без излишнего формализма"; достаточно, чтобы "жалобы, которые предназначены для последующего представления в органы Конвенции", разбирались бы "по крайней мере, по существу и в соответствии с формальными требо­ваниями и в пределах сроков, установленных внутренним законода­тельством" (...). Кроме того, статья 26 требует, чтобы были исчер­паны только те средства правовой защиты, которые доступны, достаточны и относятся к нарушениям, которые являются предме­том жалобы» (Катикаридис Katikaridis et al, 35).

89. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Цель нормы. Исчерпание по существу и соблюдение формы и сроков, предусмотренных внутренним законодательством. «Суд напо­минает, что цель требования исчерпания внутренних средств право­вой защиты состоит в предоставлении Государствам-участникам воз­можности предотвратить или исправить нарушения, в которых их обвиняют, до того, как произойдет обжалование в органы Конвенции. Это означает, что жалоба, которую намереваются подать в Комиссию, должна быть рассмотрена хотя бы по существу соответствующими на­циональными судебными органами в форме и в сроки, предусмот­ренные внутренним законодательством» (Castillo Algar, 33).

90. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Жа­лобы, поданные по существу.«Суд вновь повторяет, что цель ста­тьи 26 состоит в предоставлении Государствам-участникам возмож­ности предотвратить или исправить — обычно через суды — нарушения, в которых их обвиняют, до того, как произойдет обжа­лование в органы Конвенции. Так, жалоба, которую намереваются подать в Комиссию, должна быть рассмотрена хотя бы по существу соответствующими национальными судебными органами в форме и в сроки, предусмотренные внутренним законодательством. Тем не менее, статья 26 должна применяться с определенной степенью гиб­кости и без излишнего формализма» (Корр, 47).

91. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Ис­черпание по существу. Отсутствие ссылки на положения Кон­венции. «Суд напоминает, что правило об исчерпании, содержащее­ся в п. 1 статьи 35 Конвенции, должно применяться "с определенной степенью гибкости и без излишнего формализма"; достаточно, что­бы "жалобы, которые предназначены для последующего представ­ления в органы Конвенции", разбирались бы, "по крайней мере, по существу и в соответствии с формальными требованиями и в пределах сроков, установленных внутренним законодательством"« (Erdogdu, 38).

92. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Ис­черпание по существу. Свобода выражения мнения. Отсутствие прямой ссылки на право насвободу объединения.«Суд считает, что статья 11 Конвенции, несмотря на свое автономное значение и специфичность сферы применения, может рассматриваться также в свете статей 9 и 10. Защита мнений, предлагаемая этими статьями в форме свободы совести и свободы выражения мнения, находится, кроме того, среди целей гарантии свободы объединения, предусмот­ренной статьей 11.(...) В данных обстоятельствах дела Суд полагает, что жалобы зая­вителей, относящиеся к статьям 9, 10 и 14 Конвенции, затрагивают также саму сущность статьи 11, так что заявители опирались в на­циональных судах на эффективные доводы, соответствующие прак­тике суда по данным делам» (Sidiropoulos et al, 27).

93. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Воз­ражение против рассмотрения дела, основанное на неподведом­ственности суду дел данной категории. Жалобы, поданные по существу. Свобода выражения мнения путем печатных изданий.Осуждение заявителей (журналистов) за сокрытие информации. Закон о печати, на который ссылались заявители. «В этих условиях Суд считает, что свобода выражения мнения рассматривалась, пусть как лежащая в основе, в ходе разбирательства в Кассационном суде, и что выдвинутые заявителем юридические аргументы содержали жалобу, связанную со статьей 10 Конвенции.

Так, заявители сослались в Кассационном суде, по крайней ме­ре, по существу, на жалобу, которую они выводят из статьи 10 Кон­венции. Следовательно, следует отклонить довод Правительства о неисчерпании внутренних средств правовой защиты» (Fressoz et Roire, 39).

Назад

Е. Роль Правительства

94. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: право Государств настаивать на неисчерпании и проверка Комиссией в силу полномочий строгого соблюдения нормы.«В первую очередь, Государства-участники должны оценивать целесообразность использования или неиспользования этого права, так как основной це­лью статьи 26 является защита их внутреннего правопорядка; (...) если Комиссия правомочна, причем разбирательство в ней имеет несостязательный характер, проверить по своей инициативе строгое соблюдение правила (...), это не относится к случаю, когда Государ­ство-ответчик, которое должно высказать свое мнение в отношении приемлемости жалобы (...), явно отказывается от вышеупомянутого пользования правом и от защиты; (...) в этом случае, "общепризнан­ные принципы международного права" освобождают Комиссию от обязанности высказаться об исчерпании внутренних средств право­вой защиты» (CommEDH, D 1994/63, Ann. Vol. 7, 57 Habitants de Louvain c. Belgique, p. 253, spec.p. 261).

95. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: роль Правительства, когда оно ссылается на несоблюдение нормы.«Суд также подтвердил, что именно Правительство, выступающее с возражениями, обязано указать на те средства правовой защиты, ко­торые, по его мнению, были доступны заинтересованным лицам и которые должны были быть использованы ими до тех пор, пока они не будут исчерпаны» (De Wilde, Ooms et Versyp, 60).

96. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: роль Правительства, когда оно ссылается на несоблюдение нормы.«Когда какая-либо Договаривающаяся Сторона пытается в свое оп­равдание ссылаться на обязанность заявителя жалобы исчерпать внутренние средства правовой защиты, в таком случае Государство должно продемонстрировать наличие доступных средств правовой защиты, которые не были использованы заявителями» (Foti et al., 48; тот же принцип, De Jong, Baljet et Van den Brink, 36).

97. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: роль Правительства, когда оно ссылается на несоблюдение нормы.«Статья 26 говорит только об использовании тех средств правовой защиты, которые относятся к предполагаемому правонарушению; Такие средства правовой защиты должны быть достаточно опреде­ленными не только в теории, но и на практике, в противном случае они не обладают требуемой доступностью и эффективностью. Госу­дарство-ответчик должно обеспечить соблюдение данных разнооб­разных условий, если оно ссылается на неисчерпание» (Johnston et al, 45; тот же принцип, Ciulla, 31; см. так же Brozicek, 32; Moreira de Azevedo, 61; Katte Klitsch de la Grange, 37; Yagci et Sargin, 420).

98. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: роль Правительства, когда оно ссылается на несоблюдение нормы. Статья 26 Конвенции «говорит только об использовании тех средств правовой защиты, которые относятся к предполагаемому правонарушению и являются доступными и достаточными. Такие средства правовой защиты должны быть достаточно определенными не только в теории, но и на практике, в противном случае они не об­ладают требуемой доступностью и эффективностью. Государство-ответчик должно обеспечить соблюдение данных разнообразных условий» (Vernillo, 27).

99. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Цель нормы. В особенности, роль Правительства. «Суд напоминает, что цель статьи 35 состоит в предоставлении Государствам-участникам возможности предотвратить или исправить нарушения, в которых их обвиняют, до того, как произойдет обращение в Суд. Это означает, что жалоба, которую намереваются подать в Суд, должна быть рассмотрена хотя бы по существу соответствующими национальными судебными органами в форме и в сроки, предусмот­ренные внутренним законодательством. Тем не менее, положения статьи 35 говорят только об использовании тех средств правовой защиты, которые относятся к предполагаемому правонарушению и являются доступными и достаточными. Такие средства правовой защиты должны быть достаточно определенными не только в тео­рии, но и на практике, в противном случае они не обладают требуе­мой доступностью и эффективностью. Государство-ответчик долж­но обеспечить соблюдение данных разнообразных условий» (Civet, 41).

100. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Аде­кватный и достаточный характер средств правовой защиты. Обязанность Правительства и заявительницы. «Правительство (...) должно доказать Суду, что средства правовой защиты, на кото­рые оно ссылается, были эффективны и доступны как теоретически, так и практически в то время, когда происходили события, что они позволяли заявителю обращение с жалобами, имевшими перспекти­вы на успех. Однако после этого бремя доказывания переходит на заявительницу: она должна доказать, что те средства, о которых го­ворило Правительство, были действительно полностью ей использо­ваны или они в силу определенных обстоятельств данного конкретного дела явились неадекватными и неэффективными, а также, что существуют особые обстоятельства, которые освобождают заяви­тельницу от этой обязанности» (Aytekin, 82).

101. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Эф­фективное средство правовой защиты. Роль Правительства. «Суд напоминает, что правило об исчерпании внутренних средств правовой защиты, указанном в п. 1 статьи 35 Конвенции, основано на гипотезе, что внутренний правопорядок предоставляет эффектив­ное средство правовой защиты в отношении заявленного нарушения. Правительство, настаивающее на неисчерпании, должно доказать Суду, что средство правовой защиты было эффективным и доступ­ным как теоретически, так и практически в то время, когда происхо­дили события, что оно позволяло заявителю обращение с жалобами, имевшими перспективы на успех» (Erdogdu, 33).

102. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: роль Правительства, когда оно ссылается на несоблюдение нормы.«Когда Государство полагается на правило исчерпания, оно должно достаточно ясно указать на те эффективные средства защиты, к ко­торым заявители не обратились; органы Конвенции не могут по соб­ственной инициативе устранять какие-либо недостатки или отсутст­вие точности в аргументах Государства-ответчика» (Rqffineries grecques Stran et Stratis Andreadis, 35; тот же принцип, Bozano, 46; Barbera, Messegue et Jabardo, 56).

103. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: роль Правительства, когда оно ссылается на несоблюдение нормы. В рамках ссылки на неисчерпание Правительство «не может пред­ставлять Суду аргументы, не совместимые с доводом, который оно поддерживало в национальном суде» (Kolompar, 32).

104. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: роль Правительства, когда оно ссылается на несоблюдение нормы. Правительство «не может ссылаться в Суде на аргументы, которые не были им сформулированы в национальном суде и которые не сочетаются с его предыдущим рассуждением» (Pine Valley Develop­ments Ltd et al, 47).

105. Исчерпание: эффективность средств правовой защиты. Бремя доказывания. «В соответствии со статьей 26 заявитель дол­жен иметь нормальный доступ к имеющимся и достаточным средст­вам правовой защиты, чтобы получить возмещение за нарушения, которые, как он полагает, имели место. Такие средства правовой за­щиты должны быть достаточно определенными не только в теории. Статья 26 предполагает также распределение бремени доказывания. Правительство, которое утверждает, что заявителем не были исчер­паны все национальные правовые средства, должно доказать Суду, что эффективное средство правовой защиты существовало в то вре­мя, когда происходили события. Однако после этого бремя доказы­вания переходит на заявителя: он должен доказать, что те средства, о которых говорило Правительство, не были эффективными, учиты­вая обстоятельства дела, а также то, что существуют особые обстоя­тельства, которые освобождают заявителя от этой обязанности.

Применяя правило об исчерпании, Суд должен реально учиты­вать не только средства правовой защиты, предусмотренные в пра­вовой системе Государства-участника, но и контекст, в котором они применяются, а также личное положение заявителя» (Beis, 32).

106. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Эф­фективность средств правовой защиты. Роль Правительства-ответчика. «Суд повторяет, что в соответствии со статьей 26 зая­витель должен иметь нормальный доступ к имеющимся и достаточ­ным средствам правовой защиты, чтобы получить возмещение за нарушения, которые, как он полагает, имели место. Правительство, которое утверждает, что заявителем не были исчерпаны все нацио­нальные правовые средства, должно доказать Суду, что эти средства были эффективны и доступны как теоретически, так и практически в то время, когда происходили события, что они позволяли заявителю обращение с жалобами, имевшими перспективы на успех» (Stamoulakatos, 26).

107. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Обя­занности Правительства, которое настаивает на неисчерпа­нии. «Суд повторяет, что в соответствии со статьей 26 заявитель должен иметь нормальный доступ к имеющимся и достаточным средствам правовой защиты, чтобы получить возмещение за нару­шения, которые, как он полагает, имели место. Такие средства пра­вовой защиты должны быть достаточно определенными не только в теории, но и на практике, в противном случае они не обладают тре­буемой доступностью и эффективностью. Правительство, которое настаивает на неисчерпании средств правовой защиты, должно дока­зать это Суду» (Aka, 34).

108. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Рас­пределение бремени доказывания. «Статья 35 предусматривает распределение бремени доказывания. Обязанность убедить Суд в том, что внутренние средства правовой защиты были в рассматри­ваемое время доступны в теории и на практике, и что они могли обеспечить возмещение ущерба в соответствии с требованиями зая­вителя и в достаточной степени гарантировали успех, лежит на Го­сударстве-ответчике, утверждающем, что все средства внутригосу­дарственной защиты не были использованы. Однако уже заявитель должен доказывать, что средства правовой защиты, предоставлен­ные Государством, были на самом деле исчерпаны или по какой-то причине оказались неадекватными и неэффективными в данных конкретных обстоятельствах дела, или что имелись в наличии осо­бые обстоятельства, освобождающие заявителя от выполнения дан­ного требования. Одной из таких причин может стать отношение органов власти, остающихся пассивными перед лицом серьезных обвинений в адрес должностных лиц в совершении преступлений или причинении вреда, например, если они не провели расследова­ния или не оказали помощь. При таких условиях можно сказать, что бремя доказывания снова переходит к Государству-ответчику, кото­рое обязано показать, что оно сделало в соответствии с масштабом и тяжестью заявленных правонарушений» (Selmouni, 76).

109. Исчерпание внутренних средств правовой защиты. Принципы. В особенности, роль Правительства. «Суд напомина­ет, что правило об исчерпании внутренних средств правовой защи­ты, о которых говорит п. 1 статьи 35 Конвенции, обязывает заявите­лей сначала использовать средства защиты, предоставляемые национальной правовой системой. Соответственно, Государства ос­вобождены от ответственности перед Европейским Судом за свои действия, пока они имеют возможность исправить положение в рам­ках своей собственной правовой системы. Правило основывается на предположении, что в национальной судебной системе имеются доступные эффективные средства правовой защиты в отношении заявленного нарушения. Обязанность убедить Суд в том, что внут­ренние средства правовой защиты были в рассматриваемое время Доступны в теории и на практике, и что они могли обеспечить воз­мещение ущерба в соответствии с требованиями заявителя и в дос­таточной степени гарантировали успех, лежит на Государстве-ответчике, утверждающем, что все средства внутригосударственной защиты не были использованы. Однако уже заявитель должен дока­зывать, что средства правовой защиты, предоставленные Государст­вом, были на самом деле исчерпаны или по какой-то причине оказа­лись неадекватными и неэффективными в данных конкретных обстоятельствах дела, или что имелись в наличии особые обстоя­тельства, освобождающие заявителя от выполнения данного требо­вания» (V. с. Royaume-Uni, 57).

110. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: от­каз от применения правила об исчерпании со стороны Госу­дарств. «Ничто не мешает Государствам отказаться от преимущест­ва, которое дает правило исчерпания всех внутренних средств защиты, основная цель которого — защищать свой национальный правопорядок. Существует давно укоренившаяся международная практика, которой следует Конвенция и о которой упоминается в статье 26, — "общепризнанные нормы международного права". Ес­ли имел место такой отказ в ходе разбирательства в Комиссии (...), то едва ли можно представить, что Правительство правомочно анну­лировать по своему усмотрению этот отказ после того, как дело пе­редано в Суд» (De Wilde, Ooms et Versyp, 55).

111. Исчерпание внутренних средств правовой защиты: при­менение правила при отсутствии замечаний Правительства.«В случае, когда жалоба была передана Правительству-ответчику, Комиссия обычно не объявляет ее неприемлемой по причине неис­черпания внутренних средств правовой защиты, в силу статьи 26 и п. 3 статьи 27 Конвенции, если только Правительство не сослалось на этот довод в своих замечаниях. Комиссия полагает, что этот же принцип должен применяться, когда, как в данном случае, Прави­тельство-ответчик не представило никакого замечания» (СотmEDH, D 23818/94, Muharrem Ergi с. Turquie, DR 80-B, p. 157, spec.p.160).

112. Ссылка на неисчерпание. Потеря права на обращение в суд в связи с истечением установленного срока. «Так как Прави­тельство не настаивало на неисчерпании средств правовой защиты на стадии рассмотрения Комиссией вопроса о приемлемости жало­бы, хотя и имело такую возможность, отныне оно не может этого сделать в связи с истечением срока» (Nikolova, 44).

113. Предварительные возражения. Неисчерпание внутрен­них средств правовой защиты.«Суд напоминает, что ему известны предварительные возражения, в той мере, в какой Государство, о котором идет речь, их уже представило Комиссии, по крайней мере, по существу и с достаточной степенью ясности, и в той мере, в ка­кой, если Государство полагается на правило исчерпания, оно долж­но достаточно ясно указать на те эффективные средства защиты, к которым заявители не обратились» (Gautrin et al.,51).

114. Возражение Правительства после решения о приемле­мости. «Что касается заявления Правительства, направленного на то, чтобы жалоба была признана неприемлемой, Суд повторяет, что положение п. 4 статьи 35 in fine Конвенции, в соответствии с кото­рым Суд может отклонить любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой, на любой стадии разбирательства, не означа­ет, что Государство-ответчик может поднять вопрос о приемлемости на любой стадии процесса, если этот вопрос мог быть поставлен ра­нее (п. 88 примечания, сопровождающего Протокол № 11 к Конвен­ции и Правило 55 Регламента Суда)» (Velikova, 57).

Назад

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.