Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 3 страница



И объяснено в Сифри: "И прилепиться к Нему" - значит "прилепиться" к мудрецам и к их ученикам". И то, что человек обязан взять в жены дочь знатока Торы, и выдать свою дочь замуж за знатока Торы, и давать пропитание знатокам Торы, и вести дела со знатоками Торы, также доказывается из стиха "И к Нему прилепись". Сказано (Ктубот 111б): "Разве может человек "прилепиться" к Б-гу?! Ведь написано: "Ашем, твой Б-г, - Он огонь пожирающий" (Дварим 4:24)! Но каждый, кто берет в жены дочь знатока Торы и выдает свою дочь за знатока Торы, и поддерживает его своим имуществом, как бы "прилепляется" этим к Б-гу".

7-я заповедь -повеление давать клятву Его Именем, дабудет Он превознесен, когда необходимо подтвердить истинность своих слов или опровергнуть слова другого, ибо этим возвеличивается Его Имя, да будет Он превознесен, и в этом выражается Его слава и превосходство. И об этом Его речение: "И Его Именем клянись"(Дварим 6:13;10:20). И, разъясняя это, говорили наши мудрецы (Швуот 356): "Тора сказала: "Его Именем клянись" и Тора сказала: "Не клянитесь Моим Именем!" (Ваикра 19:12)" Имеется в виду, что Тора как предостерегает от напрасной клятвы - и это заповедь "не делай" (НД 62), так и повелевает давать клятву в минуту необходимости, и это заповедь "делай".

И поэтому не разрешено клясться одним из Его созданий, например, именами ангелов или небесных тел. Но допускается клятва, в которой как бы упущено Его Имя. Например, человек клянется: "Это верно, как то, что существует Солнце", но имеет в виду: "Это верно, как существование Б-га, сотворившего Солнце". И подобным же образом клянется наш народ именем нашего учителя Моше, гордясь им, но подразумевает клянущийся: "Б-гом Моше", "Тем, Кто послал Моше". Но если клянущийся не имеет этого в виду, а клянется одним из Его созданий, исходя из представления, что оно само по себе обладает подлинным существованием - до такой степени, что его реальностью можно клясться, - такой человек грешит, уравнивая сотворенное с Именем Небес. И о таком человеке сказано (Санхедрин 63а): "Каждый, кто уравнивает сотворенное с Именем Небес, будет выкорчеван из Вселенной". И это имеет в виду Писание, говоря: "И Его именем клянись". Т.е. только в Его существование верь и только к Его существованию относись как к подлинной реальности, которой возможно клясться.

И сказано в начале трактата Тмура (36): "Откуда мы видим, что тот, кто клянется, выполняет заповедь Торы? Из стиха: "И Его Именем клянись".

8-я заповедь -повеление уподобиться Ему,да будет Он благословен, в меру наших возможностей.И об этом Его слова: "И будешь ходить Его путями"(Дварим 28:9). И Он удвоил это повеление, сказав: "Ходить всеми Его путями"

(там же 11:22). И это объясняется в Сифри (там же): "Как Святой, благословен Он, милует - и ты милуй. Святой, благословен Он, милосерден, так и ты будь милосердным. Святой, благословен Он, праведен - и ты будь праведным. Святой, благословен Он, благочестив - и ты будь благочестивым". И еще это повеление выражено другими словами: "За Ашемом, своим Б-гом, следуйте"(там же 13:5). И разъясняется (Coma 14а), что и в этом стихе имеется в виду - следовать Его добрым делам и перенимать те свойства, которыми описывается Б-г, да будет Он превознесен, через образные уподобления, ибо Он бесконечно превознесен над всем, что можно о Нем сказать.

9-я заповедь -повеление освящать Имя Б-га.И об этом Его речение: "Чтобы Я освятился среди сынов Израиля"

(Ваикра 22:32). И эта заповедь повелевает нам открыто следовать нашей истинной вере, не страшась никакого ущерба от врагов; и даже если придет тиранический властитель и потребует от нас отказаться от Него, да будет Он превознесен, мы должны решительно, не подчиняясь ему, пожертвовать своей жизнью. И нельзя дать им подумать, что мы отвергли Его, даже продолжая в глубине души верить в Него, да будет Он превознесен. И эта заповедь освящения Имени Б-га, выполнять которую обязаны все сыны Израиля, заключается в том, чтобы пожертвовать своей жизньюперед лицом тирана за свою любовь кАшему, да будет Он превознесен, и за свою веру в то, что только Он - Б-г. Так поступили Хананья, Мишаэль и Азарья в дни злодея Невухаднецара, который принуждал их поклониться золотому изваянию. И поклонились ему все народы, и среди них - евреи, и не было никого, кто освятил бы Имя Небес. И был большой позор для Израиля, что все упустили эту заповедь, и не было ни одного, кто ее исполнил, но все были объяты страхом (см. Даниэль 3). И эта заповедь относится именно к такому случаю, когда в великом скоплении людей все страшатся. В такой момент еврей обязан показать, что только Ашем - Б-г и во всеуслышание выразить свою веру. И Ашемом было обещано через пророка Йешаю (гл. 29), что то великое скопление народов не обернется полным позором для Израиля, и останутся среди евреев в тот тяжелый час юноши, не боящиеся смерти. И они пожертвуют своими жизнями, и заявят о своей вере, и утвердят ее, и публично освятят Имя Б-га, как Он, да будет Он превознесен, повелел нам через нашего учителя Моше. И об этом Его слова: "Теперь не будет опозорен Яаков, и не побледнеет теперь его лицо, когда увидят в своей среде сыновей...освящающих Мое Имя" (Йешая 29:22-23).

И сказано в Сифре (Эмор 9:5-6): "На том условии Я вывел вас из земли египетской, что вы будете открыто освящать Мое Имя". И в трактате Санхедрин (74б) сказано: "Заповедовано ли сынам Ноаха (т.е. неевреям) освящать Имя Б-га или нет? Послушай: "Ведь сказано: "Семь заповедей дано сынам Ноаха". А с освящением Имени получилось бы восемь".

Итак, ясно, что это повеление включено в перечень заповедей, обязательных только для Израиля. И доказательство этому приводится из стиха: "Чтобы Я освятился среди сынов Израиля" (т.е. именно среди сынов Израиля). А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в седьмой главе трактата Санхедрин (74а-б).

10-я заповедь -повеление ежедневно читать Шма (Слушай, Израиль...) - вечером и утром.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И произноси их(эти слова)... ложась и вставая"(Дварим 6:7). А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Брахот (гл. 1-3). И там (21 а) объяснено, что чтение Шма заповедовано самой Торой.

И сказано в Тосефте (Брахот, гл.3): "Как Тора установила определенное время для чтения Шма, так мудрецы установили определенное время для молитвы". Здесь имеется в виду, что хотя время молитв установлено не Торой, но сама заповедь молитв - из Торы, как мы показали (см. Д 5), а мудрецы лишь установили для них определенные сроки. И об этом они сказали (Брахот 26а): "Молитвы установлены в соответствии с постоянными жертвоприношениями", - т.е. установленные ими часы молитв соответствуют часам постоянных жертвоприношений в Храме.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

11-я заповедь -повеление изучать Тору и обучать ейдругих, и это называется "талмуд-тора". И об этом Его речение: "И обучай им(словам Торы) своих сыновей"(Дварим 6:7). И сказано в Сифри (Ваэтханан): "И обучай им своих сыновей" - т.е. учеников. И везде находим, что ученики зовутся "сыновьями", как написано: "И вышли ученики пророков (дословно "сыны пророков") к Элише" (II Мелахим 2:3)". И там же (в Сифри) сказано: "И обучай им (дословно - "оттачивай")" - чтобы слова Торы были "отточенными" в твоих устах, и, когда тебе зададут вопрос, ты мог бы, не запинаясь, сразу ответить".

И это повеление повторено в Торе несколько раз: "Слушай, Израиль, эти уставы и законы, которые я произношу перед вами сегодня, и изучайте их..."(Дварим 5:1); "Собери народ... чтобы слушали они и чтобы учились"(там же 31:12) и др. И во многих местах Талмуда подчеркнуто особое значение этой заповеди, чтобы подстегнуть людей к ее выполнению.

Но женщины не обязаны выполнять ее, ведь сказано: "И научите им(словам Торы) своих сыновей"(там же 11:19). Сказано: "сыновей" - но не дочерей, как разъяснено в трактате Кидушин (36а).

12-я заповедь -повеление накладывать головной тфилин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И будут они знаками между твоими глазами"(Дварим 6:8). И это повеление повторено в Торе четыре раза (Шмот 13:9,16; Дварим 6:8, 11:18).

13-язаповедь - повеление накладывать ручной тфилин. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И повяжи их знаком на свою руку"(Дварим 6:8). И это повеление тоже четырежды повторено в Торе.

А доказательством того, что головной и ручной тфилин — две самостоятельные заповеди, служат слова мудрецов, приведенные в трактате Менахот (44а). Они отвергают мнение тех, кто считает, что головной и ручной тфилин накладывают только тогда, когда наличествуют оба тфилин. И об этом их слова: "Тот, кто не может выполнить две заповеди, неужели не выполнит и одну из них?!" Т.е. он должен выполнить ту заповедь из двух, какую возможно. И поэтому, если нет одного из тфилин, накладывают имеющийся. Отсюда ясно, что мудрецы считали головной и ручной тфилин двумя заповедями.

И женщины свободны от выполнения двух этих заповедей - ведь сказал Всевышний, объясняя смысл этих заповедей (Шмот 13:9): "И будет это знаком на твоей руке и напоминанием между твоими глазами, чтобы Тора Ашема была на твоих устах", а женщины не обязаны изучать Тору. И так объяснено в Мехильте.

А все законы, связанные с выполнением этих двух заповедей, разъясняются в 4-ой главе трактата Менахот (31б и далее).

14-я заповедь -повеление делать цицит (кисти на концах четырехугольной одежды). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Скажи им, чтобы во всех поколениях они делали себе кисти(цицит) на краях своих одежд и вплетали в кисти на краю одежды нить из голубой шерсти"(Бемидбар 15:38). Однако это не две самостоятельные заповеди, хотя у нас и существует принцип: "Допустимо сделать кисти только из белой шерсти или только из голубой" (Менахот 38а). Ведь так сказано в Сифри (Шлах): "Чтобы не подумали, будто это две отдельные заповеди - заповедь о голубых кистях и заповедь о белых кистях - Тора говорит (там же 15:39): "И будет она (голубая нить) в ваших кистях (т.е. составной частью ваших кистей)" - и это одна заповедь, а не две".

И эту заповедь женщины тоже не обязаны выполнять, как разъяснено в начале трактата Кидушин (336).

А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, объясняются в 4-ой главе трактата Менахот (38а-44а).

15-ая заповедь -повеление о мезузе.И об этом Его речение: "И напиши их(слова Торы) на косяках своего дома и на своих воротах"(Дварим 6:9). И это повеление тоже повторено (там же 11:20). А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 3-ей главе трактата Менахот (31б и далее).

16-ая заповедь -повеление собирать весь народ по истечении каждого субботнего года -во второй день праздника Суккот и читать перед ними некоторые разделы из Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "По прошествии семилетия, в назначенную пору... в праздник Шалашей (Суккот) читай эту Тору вслух перед всем Израилем... Собери народ, мужчин и женщин, и детей, и пришельца, который в твоих воротах, чтобы слушали они..." (Дварим 31:10-12) - такова заповедь "собирать народ".

И в первой главе трактата Кидушин (34а), где приведено правило о том, что "женщины освобождены от всех заповедей "делай", выполнение которых связано с определенным временем", Талмуд задает вопрос: "Но ведь "собирать народ" тоже заповедь "делай", связанная с определенным временем, - почему же она распространяется и на женщин?". И в завершение исследования, приведенного там, Талмуд приходит к заключению: "Мы не можем делать окончательных выводов, только исходя из правил (т.к. из любого правила могут быть исключения; и заповедь "собирать народ" - как раз исключение из приведенного правила)".

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, - т.е., как созывать народ, и кто должен читать им Тору, и что именно читают, - все это разъяснено в 7-ой главе трактата Coma (4la).

17-ая заповедь - повеление, чтобы каждый еврейский царь при восшествии на престол написал для себя свиток Торы и не расставался бы с ним. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И когда воссядет он на престол своего царства, пусть напишет для себя список с этой Торы" (Дварим 17:18). А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены во второй главе трактата Санхедрин (21 а).

18-я заповедь - повеление, чтобы у каждого мужчины был свой свиток Торы. И более всего достойно похвалы, если он напишет свиток своею рукою, и это предпочтительнее. Ведь сказали наши мудрецы (Менахот 30а): "Тот, кто сам написал свиток Торы, как будто получил ее с горы Синай". А если он не может написать сам, то обязан купить или заказать, чтобы для него написали. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Напишите себе эту песню" (Дварим 31:19). А поскольку не разрешено записывать части Торы на отдельные свитки (См. Гитин 60а), то ясно, что Его воля, выраженная в словах "Напишите себе эту песню", заключается в том, чтобы каждый "написал себе" всю Тору, включающую и "эту песню" (т.е. "песнь" Моше в разделе Аазину... - Дварим 32:1-43).

И рассказывается в трактате Санхедрин (216): "Сказал Рава: "Даже если родители оставили человеку свиток Торы, заповедь - написать для себя, как сказано: "Напишите себе эту песню". И возражает ему Абайя: "Ведь сказано в мишне, что именно царь пишет для себя свиток Торы, чтобы он не чванился свитками своих предков. Царь, но не каждый человек". И следует ответ: "Стих о царе говорит, что ему нужно написать два свитка Торы. Ведь учили в берайте: "Пусть напишет для себя список с этой Торы" - два свитка (слова "мишне атора" можно перевести и как "список со свитка Торы", и как "два свитка Торы)". Т.е. различие между царем и другими в том, что каждый человек обязан написать себе один свиток Торы, а царь - два свитка Торы, как объяснено во второй главе трактата Санхедрин (21б).

А законы, связанные с написанием Свитка Торы разъясняются в 3-ей главе трактата Менахот (29-34), в начале трактата Бава батра (136-146) и в трактате Шабат (1336).

19-я заповедь - повеление благодарить Его, да будет Он превознесен, после каждой трапезы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И ты будешь есть, и насытишься, и благословишь Ашема, своего Б-га" (Дварим 8:10). А в Тосефте (Брахот гл. 6) говорится: "Благословение после трапезы (биркат амазон) - заповедь из Торы, как сказано: " И ты будешь есть, и насытишься, и благословишь Ашема, своего Б-га."

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Брахот (листы 15-17, 20-21 и гл.6-8).

Двадцатая заповедь - повеление возвести Храм для служения, чтобы в нем совершались жертвоприношения и непрестанно горел на жертвеннике огонь, и чтобы люди приходили в Храм из года в год в праздники, как будет разъяснено (см. Д 27-29, 39, 46, 52-54, 83-85). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И пусть они сделают Мне Святилище,и Я буду пребывать среди них" (Шмот 25:8). И сказано в Сифри (Дварим 12:10): "Три заповеди должен выполнить народ Израиля в час, когда он поселится на Земле Израиля: поставить над собою царя (Д 173), возвести Храм и уничтожить потомков Амалека (Д 188)". Отсюда видно, что возведение Храма - самостоятельная заповедь. И эта общая заповедь включает множество частностей, поскольку тенора, стол для хлебов, жертвенник и т.д. - все это части Святилища, и все это вместе называется Храмом. И заповедь распространяется на каждую из этих частей.

Но сказано о жертвеннике: "Земляной жертвенник сделай Мне" (Шмот 20:24), и можно подумать, что этот стих - самостоятельная заповедь, не входящая в повеление о возведении Храма. Однако мы разъясним, что этот стих подразумевает следующее. Согласно его простому смыслу, он произнесен в период, когда разрешались жертвоприношения на высотах, и каждый мог возвести в любом месте жертвенник из земли и совершать на нем жертвоприношения. И сказали наши мудрецы, да пребудет на них мир, что в этом стихе содержится повеление возвести жертвенник, соединенный с землей, а не переносной, как было в пустыне (словосочетание мизбах адама - земляной жертвенник, также можно истолковать как "жертвенник, соединенный с землей"). И в Мехильте раби Ишмаэля смысл этого стиха объясняется так: "Когда поселитесь на Земле Израиля, сделайте Мне жертвенник, соединенный с землей". А раз так - значит это повеление относится ко всем поколениям и является составной частью заповеди о возведении Храма. И имеется в виду, что сам жертвенник должны сложить из камней. Ведь в Мехильте (Итро гл.11) говорится по поводу стиха "Если жертвенник из камней будешь делать Мне..." (Шмот 20:25): "Раби Ишмаэль сказал: "Все "если" в Торе - это разрешения (т.е. "если захочешь"), кроме трех случаев..."; и один из них - "Если жертвенник из камней будешь делать Мне". Сказали мудрецы: "Если жертвенник из камней"

- это обязательное требование. И чтобы ты не засомневался: "Может быть, это не обязанность, а просто разрешение?", Тора сказала: "Из цельных камней возведи жертвенник Ашему, своему Б-гу" (Дварим 27:6)".

И все законы, связанные с выполнением этой заповеди в целом, - т.е. законы возведения Храма,- разъясняются в посвященном этому трактате Мидот. А описание меноры и стола для хлебов, и золотого жертвенника, а также указание места в Святилище, где они должны быть установлены, - в трактатах Менахот (28-29а, 96-996) и Йома (336).

21-я заповедь -повеление благоговейно чтить этот Храм так, чтобы в наших сердцах утвердились трепет и страх перед ним. И это - трепет перед Святилищем.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И перед Моим Святилищем трепещите"(Ваикра 19:30).

И в Сифре (Кедошим) определено, в чем должен выражаться этот трепет: "И в чем заключается этот "трепет"? Не входят на храмовую гору с посохом, в обуви, с запыленными ногами и с поясом, в котором хранят монеты, и не проходят через Храм, чтобы сократить путь, и тем более не плюют там". И разъяснено в нескольких местах Талмуда, что на храмовом дворе категорически запрещено сидеть всем, кроме царей из династии Давида. И все это следует из Его повеления: "И перед Моим Святилищем трепещите", и этот трепет - вечная обязанность, даже теперь, когда за наши великие грехи Храм разрушен. И сказано в Сифре (там же): "И перед Моим Святилищем трепещите" - похоже только во время, когда существует Храм. А откуда известно, что даже когда нет Храма? Тора говорит: "Мои Шабаты соблюдайте и перед Моим Святилищем трепещите". Как соблюдение Шабата навечно, так и трепет перед Храмом навечно". И там же сказано: "Не перед Святилищем ты будешь трепетать, но перед Тем, Кто повелел возвести Святилище".

22-я заповедь -повеление охранять Храми беспрестанно обходить его дозором все ночи напролет, чтобы этим оказать ему почет, возвеличить и превознести его. И об этом Его слова, да будет Он превознесен, сказанные Аарону (Бемидбар 18:2): "А ты и твои сыны с тобой будьте перед Шатром Свидетельства" - т.е. будьте перед ним постоянно. И этот приказ повторен в других выражениях, И об этом Его речение (там же 18:4): "И тщательно охраняйте Шатер Собрания ".

И сказано в Сифри (Корах): "А ты и твои сыны с тобой будьте перед Шатром Свидетельства"; коэны внутри, а левиты снаружи", - чтобы охранять Храм и обходить его дозором. А в Мехильте сказано так: "И тщательно охраняйте Шатер Собрания" - это заповедь "делай" (Сифри зута). Отсюда ясно, что охранять Храм - предписывающая заповедь. И там же сказано: "Храм возвеличивается тем, что в нем есть стражники. Ведь не подобен царский дворец, в котором есть стражники, дворцу, в котором нет почетной охраны". А известно, что царским дворцом иносказательно называют Храм. И имеется в виду, что постоянная охрана подчеркивает вознесенность Храма и его величие.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в первой главе трактата Тамид и в трактате Мидот.

23-я заповедь -повеление, обращенное только к левитам, нестиопределенное для них служение в Храме,например, открывать и закрывать ворота, петь во время жертвоприношений. И об этом Его речение, да будет превознесено и благословенно Его Имя: "И понесут левиты служение при Шатре Собрания"(Бемидбар 18:23). И говорится в Сифри (Корах): "Чтобы ты не подумал: захотят левиты - будут нести служение, не захотят - не будут, Тора сказала: "И понесут левиты служение..." - даже против своей воли". Т.е. это их долг и это приказ, обязательный для них.

И в чем заключается это служение левитов разъяснено в нескольких местах трактата Тамид (5:6, 6:7) и в трактате Мидот (1:1). А во второй главе трактата Арахим (Па) разъясняется, что только левиты могут петь во время храмовых жертвоприношений. И это повеление повторено в иных выражениях (Дварим 18:7): "И он будет служить во имя Ашема, своего Б-га, как и все его братья - левиты". И сказано во второй главе Арахим (там): "И что это за "служение во имя Ашема"? Это песнопение".

24 заповедь -повеление, обращенное только к коэнам, омывать руки и ногикаждый раз при входе в Святилище или перед началом служения. И это заповедь освящения рук и ног.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И пусть Аарон и его сыновья омывают... руки и ноги при входе в Шатер Собрания"(Шмот 30:19-20). И преступивший эту предписывающую заповедь подлежит смерти от руки Небес. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Пусть они омываются водой, чтобы им не умереть"(там же). Т.е. коэн, который служит в Святилище, не омыв рук и ног, подлежит смерти от руки Небес.

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены во второй главе трактата Зевахим (15б, 19б-226).

25-я заповедь -повеление, обращенное к коэнам, возжигать светильники меноры перед Ашемом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "В Шатре Собрания, вне завесы, которая перед Ковчегом свидетельства, будут возжигать ее Аарон и его сыновья,чтобы она горела перед Б-гом с вечера до утра" (Шмот 27:21). И это заповедь подготовки светильников меноры.

А все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в восьмой главе трактата Менахот (86а), в первой главе трактата Йома (14б) и в нескольких местах трактата Тамид (гл. 3 и 6).

26-я заповедь -повеление, обращенное к коэнам,ежедневно благословлять Израиль.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Так благословляйте сынов Израиля, говоря им..."(Бемидбар 6:23).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в последней главе трактата Мегила (24а), в трактате Таанит (26а) и в седьмой главе трактата Coma (37б).

27-я заповедь -повеление постоянно выкладыватьперед Ашемом лехем апаним (12 хлебов, подобных коробу, открытому сверху и с двух боков - "паним"). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И возлагайна этот стол лехем паним передо Мной постоянно"(Шмот 25:30). И Тора сказала, чю каждый Шабат должны быть возложены новые хлеба, и с ними левона (благовонное растение), а хлеба, испеченные к прошлому Шабату, должны съесть коэны.

И законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в 11-ой главе трактата Менахот (94а).

28-я заповедь -повеление, обращенное к коэнам, ежедневно, два раза в день, возлагать воскурение на золотой жертвенник.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И воскурит на нем Аарон благовонное воскурение -каждое утро, когда он подготавливает светильники, будет воскурять его; и в сумерки, когда он возжигает светильники, воскурит его" (Шмот 30:7-8).

А законы, связанные с этим воскурением и его приготовлением, и описание самого ежедневного воскурения содержатся в начале трактата Критот (2а,3а,6аб) и в нескольких местах трактата Тамид (3:8 и др.).

29-я заповедь -повеление каждый день, постоянно поддерживать огонь на жертвеннике.И об этом Его речение: "Постоянный огонь пусть горит на жертвеннике, не угасая"(Ваикра 6:6). А это невозможно без того, что Он повелел: всегда, каждое утро и в сумерки, возлагать дрова на жертвенник, как объяснено во второй главе трактата Йома (26б) и в трактате Тамид (гл.2). И сказано ясно: "Несмотря на то, что огонь на жертвенник спустился с Небес, заповедь - поддерживать его обычным путем" (Йома 21б).

А законы выполнения заповеди ежедневного поддержания огня на жертвеннике разъясняются в четвертой главе трактата Йома (25а) и во второй главе трактата Тамид.

Тридцатая заповедь -повеление, обращенное к коэнам, ежедневно убирать золу с жертвенника.И это называется "снятием золы".И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И пусть оденется коэн в свою льняную одежду... и снимет золу,оставшуюся от жертвы всесожжения, которую сжег огонь на жертвеннике, и положит ее возле жертвенника" (Ваикра 6:3).

А законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в нескольких местах трактата Тамид (1:4) и трактата Йома (20аб,33а).

31-я заповедь -повеление высылать из Храма ритуально нечистых.И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана всех прокаженных и всех, истекающих слизью, и всех, ставших нечистыми от мертвого"(Бемидбар 5:2). И "стан", о котором говорится здесь,- это стан Шехины, а в последующих поколениях ему соответствует азара - двор Храма, как мы разъясняли в комментариях на Мишну, в начале порядка Тоорот (Келим 1:8). И сказано в Сифри (Насо): "Чтобы выслали из стана..." - предостережение ритуально нечистым, чтобы не входили в Храм в своей нечистоте".

И это повеление повторено в других словах, И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если будет среди вас человек, который нечист от случившегося ночью, пусть он выйдет за стан"(Дварим 23:11). В словах "за стан" также имеется в виду стан Шехины. И в трактате Песахим (68а) поясняется: "Пусть он выйдет за стан" - это стан Шехины".

И сказано в Мехильте: "Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана..." - это заповедь "делай"; и в Сифри (Тэце): "Пусть он выйдет за стан" - заповедь "делай".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.