Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 2 страница



И в тех запретах, о которых разъяснено, что наказывают ударами за каждое из перечисленных действий, каждое запрещенное действие является самостоятельной заповедью и включается в перечень. Это следует из принципа, согласно которому человек никогда не получает двух наказаний за нарушение одной заповеди. Но если разъяснено, что за нарушение всех перечисленных действий наказывают ударами только один раз, - мы рассматриваем все перечисленные действия как одну заповедь.

А теперь приведем целый ряд примеров этого второго вида обобщающего запрета, чтобы все стало предельно ясно. К таковым относится Его речение, да будет Он превознесен, о пасхальном ягненке: "Не ешьте его недожаренным или сваренным в воде" (Шмот 12:9). И мы не считаем "Не ешьте его недожаренным" - одной заповедью, а "сваренным в воде" - второй, но считаем все одной заповедью, ибо Он не выделил для каждого действия отдельного запрета, не сказал: "Не ешьте его недожаренным и не ешьте его сваренным в воде", но объединил оба эти действия единым обобщающим запретом.

И также стих "Никакую закваску и никакой мед не должны вы воскурять в огнепалимую жертву Б-гу" (Ваикра 2:11) - одна заповедь; и также "Не сможет войти аммонитянин и моавитянин в общину Ашема" (Дварим 23:4) - одна заповедь; и также "Ни вдовы, ни сироты не притесняйте" (Шмот 22:21). И также Его речение "Не суди по кривде ни пришельца, ни сироту" (Дварим 24:17) и Его речение "Он не должен лишать ее пищи, одежды и супружеской близости" (Шмот 21:10) - каждое из них одна заповедь, поскольку эти запреты ничем не отличаются от запретов "Не ешьте его недожаренным или сваренным в воде" или "Никакую закваску и никакой мед".

И также Его речение "Не вноси платы блуднице и выручки за пса в дом Ашема" (Дварим 23:19) - один запрет. И таково же Его речение "Вина и хмельного не пей, ты и твои сыновья... когда входите в соборный шатер, чтобы вы могли различать святое от несвятого и нечистое от чистого, и могли бы научить сынов Израиля всем уставам, которые передал им Ашем через Моше" (Ваикра 9-11). Т.е. одним речением Он запретил человеку входить в Храм или наставлять других Торе, когда он нетрезв. И все это примеры второго вида обобщающих запретов.

Однако существуют стихи в точности похожие по форме на упомянутые выше, но о них однозначно сказано мудрецами, что за каждое из перечисленных в стихе действий наказывают тридцатью девятью ударами, даже если человек совершит их все одновременно. В таком случае, каждое из этих действий - отдельная заповедь "не делай". Таково Его речение, да будет Он превознесен: "Не сможешь ты есть в своих вратах (вне стен Иерусалима) десятину своего хлеба, и своего вина, и своего масла, и первенцев своего крупного скота и своего мелкого скота, и все свои обеты из того, что ты обещаешь, и свои дары, и возношения своей руки, - а только перед Ашемом, своим Б-гом, ешь это на месте, которое изберет Ашем, твой Б-г" (Дварим 12:17-18). Сказано в трактате Критот (4б): "Тот, кто ел десятину от хлеба, вина и масла, - подлежит наказанию ударами за каждую из них". И спрашивают на это: "Разве наказывают ударами за запреты, входящие в обобщающий запрет?" И отвечают: "Это избыточный стих, ведь в другом месте написано: "И ешь перед Ашемом, своим Б-гом, на месте, которое Он изберет... десятину своего хлеба, своего вина и своего масла, и первенцев своего крупного скота и своего мелкого скота" (Дварим 14:23). Зачем же еще писать "Не сможешь ты есть во вратах твоих..."? Зачем снова все перечислять? Чтобы показать, что каждое из перечисленных действий - отдельный запрет (т.к. "избыточный" стих в Торе всегда указывает на дополнительную информацию; в данном случае на то, что все составные элементы запрета - самостоятельные заповеди)".

И подобно этому Его речение, да будет Он превознесен: "Пусть не будет у тебя никого, проводящего своего сына или свою дочь через огонь, ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея, ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, ни вопрошающего мертвых" (Дварим 18:10-11). Все девять перечисленных запретов - самостоятельные заповеди, и они не относятся ко второму виду обобщающего запрета. И доказательством этому служат сами Его слова, да будет Он превознесен,- "ни волхва, ни гадателя" - поставленные в середину речения. Ведь в Торе уже было разъяснено, что это самостоятельные запреты, - И об этом Его речение: "Не занимайтесь волхованием и не гадайте" (Ваикра 19:26). И как волхование и гадание, упомянутые в середине,- самостоятельные заповеди "не делай", так и все приведенное в этом речении, перед ними и вслед за ними, самостоятельные заповеди.

И другие уже ошибались в этом, либо вообще не постигая этого принципа, либо упуская его из виду. Так Его речение о коэнах "Жену блудницу и обесчещенную нельзя им брать, и жену, отверженную своим мужем, нельзя им брать" (Ваикра 21:7) считали одной заповедью. А ведь уже разъяснено в трактате Кидушин (77а), что нарушитель наказывается ударами за каждый из названных типов женщин, и даже если все эти качества совпадают в одной женщине, как мы поясним в своем месте ("Не делай" 161).

Итак, мы объяснили этот важный принцип, связанный с обобщающими запретами, и показали сомнения, которые могут возникать при определении того, являются ли составные части запрета самостоятельными заповедями, или это лишь обобщающий запрет, за нарушение которого наказывают тридцатью девятью ударами только один раз, и тогда это - одна заповедь. И пусть этот принцип всегда будет перед твоими глазами, ибо это великий ключ к составлению верного перечня 613-ти заповедей.

Принцип десятый: в перечень заповедей не включаются подготовительные действия, необходимые для выполнения заповеди.

Иногда в Торе приводятся повеления, которые, не являясь заповедями, служат для подготовки к выполнению заповеди. Примером этого является Его речение: "И возьми тонкой пшеничной муки, и испеки из нее двенадцать хлебов" (Ваикра 24:5) - ведь не следует считать "взятие муки" заповедью и "выпечку хлебов" заповедью. Но в перечень заповедей войдет только Его речение: "И возлагай на этот стол хлеб передо Мной постоянно" (Шмот 25:30), ибо заповедь заключается только в том, чтобы эти хлеба всегда были перед Ашемом. А уж вслед за этим описывается, какими должны быть хлеба, из чего они выпечены; и сказано, что они должны быть из "тонкой пшеничной муки" и что их должно быть двенадцать.

И подобно этому не включается в перечень заповедей Его речение "Ты же повели сынам Израиля, чтобы они доставляли тебе чистое масло, выбитое из маслин" (там же 27:20), но включаем в перечень только Его речение: "...чтобы зажигать светильники постоянно", и это заповедь подготовки светильников меноры, как разъяснено в трактате Тамид (гл.З).

И подобно этому не включается в перечень заповедей Его речение "Возьми себе благовоний, бальзама, шхелет и хельбены..." (там же 30:34), но в счет заповедей идет само ежедневное воскурение благовоний, как сказано в стихе: "И будет Аарон воскурять на нем благовония каждое утро... и после полудня..." (там же 30:7-8) - вот заповедь, входящая в перечень. Но Его речение "Возьми себе благовоний" - только преамбула к заповеди, объясняющая, каким образом ее выполнять и каков состав воскурения.

И также не входит в подсчет Его речение "А ты возьми себе лучших благовоний - чистой мирры... и ароматной корицы и т.д. - и сделай масло для священного помазания" (там же 30:23-25). Но включается в перечень повеление, данное Моше, окроплять этим маслом помазания всех первосвященников, царей и священные принадлежности.

И таким путем следует рассуждать во всех подобных случаях, чтобы перечень не разросся за счет повелений, которые не должны в него входить. Вот то, что мы хотели разъяснить в этом принципе, - и все это вполне понятно. Но мы упомянули об этом и заострили на этом внимание, потому что и здесь уже многие ошибались, включая в перечень преамбулу вместе с заповедью и считая их за две заповеди.

Принцип одиннадцатый; не включать в перечень составные части заповеди в качестве самостоятельных заповедей.

Иногда у одной заповеди есть несколько составных частей. Например, заповедь о лулаве, для выполнения которой необходимы арба миним - четыре вида растений (Ваикра 23:40). Но ведь мы не говорим, что "плод великолепного дерева" (этрог) - самостоятельная заповедь, и "отростки густолиственного дерева" (мирт) - самостоятельная заповедь, и "речные вербы" - самостоятельная заповедь, и "пальмовые ветви" - самостоятельная заповедь, поскольку это составные части одной заповеди. Ведь Он повелел соединить их, и, соединив, взять их в определенный день в руки, - в этом заключается заповедь.

Когда заповедь не может быть выполнена без одной из составляющих частей, ясно, что эти части составляют вместе одну заповедь, как четыре вида растений в заповеди о лулаве. Но трудность возникает в случае, когда сказано, что составные части заповеди "не задерживают друг друга" (т.е. заповедь может быть выполнена и без какой-либо из составляющих частей). Тогда на первый взгляд кажется, что, поскольку каждая из частей заповеди может быть выполнена и без другой, они являются самостоятельными заповедями, как например, белые и голубые кисти цицит; ведь сказали мудрецы (Менахот 38а): "Допустимо сделать кисти только из белой шерсти или только из голубой шерсти" (Т.е. белые и голубые цицит "не задерживают друг друга"). И мы бы сказали, что белые кисти и голубые кисти - две самостоятельные заповеди, если бы не было ясного изречения мудрецов в Сифри (Шлах). Там говорится: "Может быть, это две заповеди - заповедь о голубых кистях и заповедь о белых кистях? Но Тора говорит (Бемидбар 15:39): "И будет она (голубая нить) в ваших кистях" - и это одна заповедь, а не две".

Итак, выяснилось, что даже частные повеления, которые "не задерживают друг друга", иногда могут оставаться одной заповедью, если они объединены общим смыслом. Ведь цель заповеди о цицит - чтобы, глядя на кисти, "вспоминали все заповеди Ашема и исполняли их"; поэтому в перечень включается заповедь в ее обобщающем значении - ведь и белые, и голубые кисти служат напоминанием.

Поэтому при подсчете заповедей следует обращать внимание не на то, "задерживают друг друга" частные повеления или "не задерживают", но на смысл заповеди - объединены ли частные повеления общим смыслом или нет.

Принцип двенадцатый: элементы заповеданного действия не считаются самостоятельными заповедями.

Известно, что иногда в Торе дается повеление совершить некое действие, а затем разъясняется, в чем заключается это действие, что скрывается за его названием и из каких элементов оно состоит. И все повеления, входящие в эти разъяснения, не следует считать самостоятельными заповедями. Например, Его речение "И пусть они сделают Мне Святилище" (Шмот 25:8) - это одна из заповедей "делай", заключающаяся в том, чтобы у нас был Храм, в который мы приходили бы, праздновали наши праздники, приносили жертвы. А затем Тора начинает описывать, какими должны быть составные части Храма, но не следует считать все повеления, в которых сказано "И сделай..." (жертвенник, менору и т.д.) самостоятельными заповедями.

И такой же подход следует применять к заповедям о жертвоприношениях, перечисленным в книге Ваикра.

Принцип тринадцатый; если одна заповедь выполняется в течение нескольких дней, она не превращается от этого в несколько заповедей.

Ясно, что выполнение некоторых заповедей связано с определенными временами года и сроками, и иногда обязанность выполнять заповедь охватывает целый период времени, день за днем, - например, заповедь жить в сукке (шалаше) или заповедь о лулаве. А иногда обязанность связана с определенными днями года: например, в заповедях о праздничных жертвоприношениях. Так, заповедь о мусафе рош ходеша (дополнительном жертвоприношении в новомесячье) означает, что нам заповедовано приносить эту жертву каждый раз, когда рождается новый месяц. И если кто-нибудь скажет: "Почему бы нам не посчитать мусаф каждого месяца самостоятельной заповедью?", ответим ему: "Если так, то мы должны рассматривать постоянные жертвы, совершаемые изо дня в день, как самостоятельные заповеди, и воскурения каждого дня - как самостоятельные заповеди, и ежедневные зажигания светильников меноры - как самостоятельные заповеди!" Но поскольку мы берем в расчет только заповеданные действия, невзирая на частоту их выполнения, мы рассматриваем мусаф новомесячья как одну заповедь, и мусаф Шабата как одну заповедь. И мусаф каждого праздника мы рассматриваем как одну заповедь, несмотря на то, что обязаны приносить его несколько дней подряд, как сказано: "И веселитесь перед Ашемом, своим Б-гом, семь дней" и "Семь дней приносите огнепалимую жертву Ашему" (Ваикра 23:40,36).

И в связи с этим принципом уже совершали крупную и странную ошибку, посчитав все мусафы года одной заповедью - и мусаф Шабата, и мусаф новомесячья, и мусафы праздников. Но ведь считая таким путем, они должны были рассматривать заповедованный отдых всех праздников тоже как одну заповедь, но не сделали этого! Однако правда, как мы упомянули, заключается в том, что мусаф каждого из праздников - самостоятельная заповедь, как и заповедованный отдых каждого из праздников - тоже самостоятельная заповедь.

Принцип четырнадцатый: каким образом следует включать в перечень заповеди о наказаниях.

Знай, что все заповеди, предписывающие и запрещающие, делятся по отношению к этому принципу на две категории. Первая категория - когда Писание не сообщает, какое наказание предписано за нарушение данной заповеди; Тора только повелевает и предостерегает от нарушения, но не говорит об определенном наказании для нарушителя. Вторая категория - когда разъясняется воздаяние и наказание.

Ко второй категории относятся заповеди, за нарушение которых, Он, да будет Он превознесен, повелевает побить виновного камнями, и заповеди, за нарушение которых виновного сжигают; заповеди, за нарушения которых отсекают голову мечом, и заповеди, за нарушение которых удушают; заповеди, за нарушение которых наказывают тридцатью девятью ударами плети, и заповеди, за нарушение которых следует карет ("отсечение души" - т.е. если нарушитель умрет в этом грехе, у него не будет удела в Будущем мире, как мы разъясняли в комментарии на главу Хелек). К этой категории относятся также заповеди, за нарушение которых, Он, да будет Он превознесен, лишает человека жизни, и такая "смерть от руки Небес" искупает грех.

И уже объяснено в трактате Макот (13а), что если за нарушение данного запрета следует карет или "смерть от руки Небес", и выясняется, что нарушитель сознательно преступил запрет - при свидетелях, которые предупредили его,- он получает тридцать девять ударов плетью, несмотря на то, что основное наказание придет к нему "от руки Небес".

Ко второй категории относятся также заповеди, за нарушение которых Всевышний, да будет Он превознесен, повелел, чтобы виновный расплачивался только частью своего имущества, но не своей жизнью. Таково наказание, установленное для грабителя и для вора, которые возвращают двойную стоимость украденного.

Ко второй категории относятся также заповеди, за нарушение которых Всевышний, да будет Он превознесен, повелел, чтобы нарушитель приносил искупительную жертву.

И само исполнение наказания является заповедью "делай". Т.е. нам заповедовано, чтобы мы казнили совершившего такой-то грех и побили плетью совершившего такой-то грех, чтобы мы побили камнями такого-то, чтобы, совершив такой-то грех, мы бы принесли жертвоприношение. Что же касается подсчета, мы включаем в перечень четыре казни суда в качестве четырех самостоятельных заповедей.

Сказано в Мишне: "Это заповедь побиения камнями" (Санхедрин 49б). И также сказано: "Каким образом выполняется заповедь сжигания?.. Каким образом выполняется заповедь удушения?.. Каким образом выполняется заповедь отсечения головы?" (там же 52аб). И также следует рассматривать тридцать девять ударов плетьми в качестве заповеди.

Но нельзя считать самостоятельной заповедью каждое отдельное наказание, утверждая, например, что повеление побить камнями оскверняющего Шабат - одна заповедь "делай", побиение камнями вызывающего духов - вторая заповедь, побиение камнями служащего идолам - третья заповедь, как считали некоторые, не задумываясь.

Итак, верный порядок подсчета, как мы упомянули, таков: каждый вид наказания - заповедь "делай". Следовательно, закон о том, что вор должен возвратить двойную стоимость украденного - заповедь "делай", потому что нам заповедовано взыскать с него штраф такого размера. И обязанность принести грехоочистительную жертву - заповедь, и обязанность принести повинную жертву - заповедь. И также побить камнями, сжечь, отсечь голову, удушить, повесить - каждое из этих наказаний самостоятельная заповедь, которую мы обязаны выполнять по отношению к приговоренному. И также тридцать девять ударов плетьми - отдельная заповедь, которую мы обязаны выполнять по отношению к приговоренному.

И еще следует добавить к этому предисловию, что, если за совершение определенного действия по закону Торы следует казнь или карет, можно смело утверждать, что нарушена заповедь "не делай", кроме двух случаев, когда карет следует и за невыполнение заповеди "делай" - это заповеди о пасхальной жертве и обрезании.

А теперь начнем перечислять все заповеди - одну за другой, и раскроем основное содержание каждой из них, как мы обещали вначале, ибо такова задача этого сочинения. Однако мне кажется, что в дополнение к этой задаче было бы хорошо, при перечислении таких заповедей, за нарушение которых в Торе определено наказание, упомянуть об этом и сказать: "А преступивший эту заповедь подлежит смерти от руки Небес" или карету, или "обязан принести такую-то жертву", или "приговаривается к ударам плетьми" или "к смерти по решению суда" или "к денежному возмещению".

А когда никакого наказания не упомянуто, знай, что, если это заповедь "не делай", то, по словам мудрецов (Тосефта Критот 1:2), он нарушил приказ Царя, и не на нас возлагается его наказание. Но в любой заповеди "делай" мы должны бить плетьми того, кто отказывается ее выполнять, до тех пор, пока он или умрет, или выполнит заповедь, или завершится время, когда эту заповедь можно выполнить. Так, например, того, кто, преступив заповедь, не жил в сукке (шалаше), мы не можем бить плетьми за его нарушение по истечению Суккот.

И еще, когда мы будем перечислять заповеди, выполнять которые женщины не обязаны, - будь это "Делай" или "Не делай" - мы скажем: "Женщины не обязаны выполнять эту заповедь". Но поскольку всем известно, что женщины не судят и не свидетельствуют в суде, не приносят жертвоприношений своими руками и не участвуют в войнах, то в таких случаях нет необходимости говорить: "Женщины не обязаны выполнять эту заповедь", потому что это было бы ненужным многословием.

И еще, при перечислении заповедей, - будь то "Делай" или "Не делай" - которые мы обязаны выполнять только на Земле Израиля или только в период Храма, скажем: "Эту заповедь мы обязаны выполнять только в Земле Израиля" или "только в период Храма".

И известно, что все жертвоприношения приносятся только в Храме, а вне храмового двора они запрещены. И также известно, что судебные дела, которые могут привести к смертному приговору, мы рассматриваем только, когда есть Храм, ведь объясняется в Мехильте, что "если есть Храм - приговаривают к смерти; если нет - нет" (Мидраш агадоль, Мишпатим 21:14). И также известно, что дар пророчества и царская власть дома Давида удалены от нас, пока мы не оставим грехи, которые вершим постоянно, - и тогда простит нас Ашем и сжалится над нами, как нам обещано, и вернет нам царство и дар пророчества. Ведь сказано о возвращении пророчества: "И будет после этого - изолью Я Свой дух на всякую плоть, и будут пророчествовать ваши сыны и дочери ваши" (Йоэль 3:1). И сказано о восстановлении царского дома: "В тот день Я подниму упавший дом Давида, ...и восстановлю разрушенное, и отстрою его, как в дни древности" (Амос 9:11). И известно, что войны и захват Земли Израиля будут только под водительством царя, по решению Великого Санхедрина и первосвященника, как сказано: "Перед Элазаром, первосвященником, должно ему стоять, и тот будет испрашивать для него решение через урим от Ашема: по его слову им выходить и по его слову им приходить; ему и всем сынам Израиля с ним" (Бемидбар 27:21). И поскольку все это известно большинству людей, нет необходимости упоминать, когда речь идет о заповедях "делай" и "Не делай", связанных с жертвоприношениями и храмовым служением, казнями и Санхедрином, пророками, царями и войнами, что все эти заповеди мы обязаны выполнять, только когда есть Храм.

Однако на случаях, в которых может возникнуть сомнение или ошибка, мы, с Б-жьей помощью, заострим внимание.

А теперь, с помощью Всемогущего, начинаем сам перечень заповедей.

Часть Первая

ЗАПОВЕДИ "ДЕЛАЙ"

1-я заповедь - повеление верить в Б-га. Верить, что есть Первопричина, приводящая в действие все сущее. И об этом Его речение, да будет Он благословен: "Я - Ашем, твой Б-г"

(Шмот 20:2). И в конце трактата Макот (23б-24а) сказано: "613 заповедей сообщены Моше на Синае. Из какого стиха мы это учим? Из стиха "Тору заповедал нам Моше" (Дварим 33:4) - т.е. мы выучили это из числового значения слова "Тора". И возражают на это, говоря: "Но ведь числовое значение слова "Тора" - лишь 611?" И объясняется там: "Еще две заповеди - "Я - Ашем, твой Б-г" и "Да не будет у тебя других богов" (Шмот 20:3) - они слышали прямо из уст Всемогущего (а не через Моше)". И отсюда ясно, что "Я - Ашем, твой Б-г" - это одна из 613 заповедей, и в ней заповедована нам сама вера в Б-га, как мы разъяснили.

2-я заповедь - повеление верить, что только Он - Б-г. Верить, что Первопричина, приводящая в действие все сущее, - одна. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Слушай, Израиль: Ашем - наш Б-г, Ашем - один" (Дварим 6:4). И во многих мидрашах находим Его слова: "ради единства Моего Имени", "ради Моего единства" и много, подобных им. И в этих высказываниях имеется в виду, что Он вывел нас из рабства и вершил для нас милосердие и благо именно ради того, чтобы утвердилось в нашем сознании, что Он - един, как нам и заповедовано верить. И множество Его речений свидетельствуют о Его единстве. И эта заповедь называется также Малъхут шамаим (Царство Небесное) - по выражению мудрецов (Брахот 13а): "Чтобы принять на себя ярмо Царства Небесного", т.е. признать Его единство и верить в него.

3-я заповедь -повеление любить Его,да будет Он превознесен. Т.е., размышляя над Его заповедями, Его речениями и Его деяниями и вдумываясь в них, постигать Его и наслаждаться этим постижением. Это высшее наслаждение и есть любовь, которая нам заповедована. Ведь говорится в Сифри (Ваэтханан): "Поскольку сказано: "И люби Ашема, своего Б-га"(Дварим 6:5), а я не знаю, как любить Всевышнего, то Тора объясняет: "И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце" (там же 6:6). Таким образом ты познаешь Творца Вселенной. И уже указано, что размышление приведет тебя к верному постижению и наслаждению, - и любовь придет непременно.

И сказано было нашими мудрецами, что в эту заповедь включена и обязанность призывать и приводить всех людей к служению Ему, да будет Он превознесен, и к вере в Него. Ведь, когда ты любишь какого-нибудь человека, ты все время думаешь о нем, расхваливаешь его и желаешь, чтобы все полюбили его. И подобно этому, если ты действительно полюбишь Б-га - по мере того, как ты будешь познавать Его истинность, - ты, без сомнения, будешь призывать и добиваться, чтобы отступники и невежды также познали истину, которая известна тебе. И говорится в Сифри (там же): "И люби Ашема" - передавай свою любовь к Нему людям, подобно твоему отцу Аврааму, как сказано (Берешит 12:5): "И души, которые они создали в Харане" (т.е. люди, которых Авраам и Сара привели к служению Ашему - как бы заново "создали" их души). И как Авраам в силу своей любви к Ашему, о которой свидетельствует Писание: "Авраам, любящий Меня" (Йешая 41:8), приводил людей к вере - в силу любви, соответствующей его великому постижению, - так и ты полюби Его настолько, что сам будешь привлекать к Нему людей.

4-я заповедь -повеление трепетать перед Ним,да будет Он превознесен, и бояться Его.Чтобы не уподобиться отступникам, направляемым своими сердцами поступать наперекор, но постоянно трепетать перед Его наказанием. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "ПередАшемом, своим Б-гом, трепещи"(Дварим 6:13).

И это повелевающая заповедь, как видно из дискуссии по поводу стиха "И хулящий Имя Ашема будет предан смерти" (Ваикра 24:16), приведенной в трактате Санхедрин (56а). Там высказано предположение: "Может быть, предается смерти даже тот, кто просто произнес сокровенное Имя Б-га? Ведь написано в другом стихе (Бемидбар 1:17): "И собрали Моше и Аарон мужей, названных по именам" (и в том, и другом стихе употреблен глагол לנקוב, который может быть переведен и как "хулить", и как "называть по имени". Т.е. стих в Ваикра может быть понят и так: "И произносящий Имя Ашема будет предан смерти"). А предостережением против этого греха в таком случае служит стих: "Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи". Т.е., возможно, смерти подлежит и тот, кто напрасно произнес Имя Б-га, даже не проклиная Его. А к тому, кто возразит: "Разве это грех?!", обращен стих "Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи", поясняющий, что такой человек отбросил страх перед Б-гом, ибо трепещущий перед Ашемом не произнесет Его Имени понапрасну.

Однако приведенное предположение отвергается там силою двух следующих аргументов: "Во-первых, согласно Мишне, чтобы "заслужить" смерть, хулитель должен проклясть сокровенное Имя Ашема каким-либо другим из Его Имен, а не только произнести его. А во-вторых, стих "Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи" - не предостережение, а повелевающая заповедь".

Отсюда ясно, что "Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи" - одна из повелевающих заповедей Торы.

5-я заповедь -повеление служить Ему,да будет Он превознесен. И это повеление повторено многократно. Сказано: "И служите Ашему, своему Б-гу"(Шмот 23:25). И сказано: "И Ему служите"(Дварим 13:5). И сказано: "И Ему служи"(там же 6:13). И сказано: "И служить Емувсем своим сердцем и всей своей душой" (там же 11:13). И, несмотря на то, что это повеление слишком общо и включает в себя все заповеди Торы, здесь имеется в виду его конкретное проявление - заповедь молитвы. И сказано в Сифри: "И служить Ему" - это молитва";и еще говорится: "И служить Ему" - это изучение Торы". И в Мишне приводятся слова раби Элиэзера, сына раби Йоси Аглили: "Откуда мы знаем, что обязанность молиться - это одна из заповедей? Из стиха: "Перед Ашемом, своим Б-гом, трепещи и Ему служи"(Дварим 6:13)". И сказано (Мид-раш агадолъ, Реэ): "Служите Ему Его Торой, служите Ему в Его Храме". Т.е. приходите молиться в Храм или молитесь, обратясь лицом к месту Храма, как объяснил царь Шломо, да пребудет на нем мир (См. I Мелахим 8:30-53).

6-я заповедь -повеление "прилепиться" к мудрецам Торы,и присоединиться к ним, и стремиться быть в местах их собраний, и объединяться с ними всеми возможными способами - и есть с ними, и пить с ними, и вести дела с ними, - чтобы следовать их поступкам и научиться из их речей верному пониманию вещей. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И к Нему прилепись"(Цварим 10:20). И еще раз повторено это повеление в речении: "И прилепиться кНему" (там же 11:22).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.