Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципов составления перечня заповедей 13 страница



Вот, что нам показалось необходимым сообщить в перечне заповедей "делай".

Часть вторая

ЗАПОВЕДИ "НЕ ДЕЛАЙ"

1-я заповедь— запрещение верить в какую-либо иную божественную сущность, кроме Ашема, да будет Он превознесен. И об этом Его речение: "Да не будет у тебя других богов, кроме Меня"(Шмот 20:3). И в конце трактата Макот (23б) разъяснено, что этот запрет входит в число 613-ти заповедей. Сказано там: "613 заповедей были сообщены Моше на Синае... Две заповеди - "Я - Ашем, твой Б-г" (Шмот 20:2) и "Да не будет у тебя других богов..." - они (евреи у горы Синай) слышали прямо из уст Всемогущего (а не через Моше)". И мы уже пояснили это в первой из заповедей "Делай".

2-я заповедь -запрещение создавать идолов для поклонения им, причем безразлично, совершается ли работа по изготовлению своими руками или идол заказывается другому изготовителю. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не делай себе кумира и никакого изображения..."(Шмот 20:4). И тот, кто преступает этот запрет, т.е. создает идола или заказывает для себя идола другому изготовителю, подвергается наказанию бичеванием (приговаривается судом к 39-ти ударам плетьми), даже если он еще не поклонялся созданному им или для него идолу.

3-я заповедь -запрещение создавать идолов для других, чтобы другие им поклонялись; и даже в том случае, если заказчики — неевреи. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Литых богов не делайте..."(Ваикра 19:4). И сказано в Сифре (Кедошим 12): "Литых богов не делайте" - даже для других". И там разъяснено, что тот, кто делает идола для себя преступает сразу два запрета Торы: он нарушает данный запрет создавать идолы своими руками (и даже для других), но, кроме того, он нарушает запрет иметь идола в своем владении (даже идола, изготовленного другим), как указано во второй заповеди, - поэтому он подвергается бичеванию дважды (дважды получает по 39 ударов).

Законы, связанные с выполнением этой и предшествующих ей заповедей, разъяснены в трактате Авода зара (43а).

4-я заповедь -запрещение создавать изображения человека и различных животных из металла, камня, дерева и других материалов, несмотря на то, что изображение создается не для поклонения ему. И это запрещено с целью отдалить человека от создания любых изваяний, чтобы не давать повод идолопоклонникам приписывать этим изваяниям мистическое влияние и силу. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не делайте при Мне изваяний серебряных, и золотых изваяний не делайте у себя"(Шмот 20:23). И в Мехильте (Итро) разъяснено по поводу этого запрещения: "Чтобы не сказал человек: ведь я делаю эти изваяния просто для красоты, как принято в других странах, - Тора говорит: "...не делайте у себя". Преступающий этот запрет подвергается наказанию бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, - какие формы разрешено ваять, а какие запрещено, и каким образом дозволено делать разрешенные формы - разъясняется в третьей главе трактата Авода зара (42б-43б).

В трактате Санхедрт (7б) указано, что это речение - "Не делайте при Мне изваяний серебряных..." - включает также и иные запреты, не связанные с данной заповедью. Однако простой смысл этого речения - таков, как мы разъяснили, ссылаясь на Мехильту.

5-я заповедь -запрещение поклоняться идолам. И ясно, что понятие "идолы" включает в себя все объекты поклонения, кроме Ашема. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не поклоняйся им"(Шмот 20:5). И здесь не имеется в виду, что запрещено только "поклоняться", но Тора упоминает лишь один из видов служения, подразумевая, что запрещено также приносить жертвы идолам и совершать воскурения перед ними. И тот, кто преступает один из этих запретов, - т. е. поклоняется идолам, приносит им жертвы, возливает на их жертвенник вино или совершает воскурение перед идолами - приговаривается к побиению камнями.

Сказано в Мехильте: "Приносящий жертвы богам - да будет истреблен" (Шмот 22:19). Наказание за нарушения запрета нам сообщено, но где же сам запрет? Тора говорит: "Не поклоняйся им" - в этом речении содержится и запрет приносить жертвы идолам. "Приносящий жертвы богам" - идолам, а не Ашему - подвергается наказанию даже в том случае, если жертвоприношение не является общепринятым видом служения данному идолу. И также совершающий - по отношению к идолам, а не к Ашему - любой из видов служения, подпадающих под этот запрет Торы, подвергается наказанию независимо от того, являются ли совершаемые им действия общепринятым видом служения данному идолу".

В этих словах Мехилъты имеется в виду, что, поскольку эти четыре вида служения - поклонение, жертвоприношение, воскурение и возлияние вина на жертвенник - заповеданы нам по отношению к Ашему, да будет Он превознесен, каждый, кто совершает один из этих видов служения по отношению к идолам, подвергается побиению камнями, даже если совершенное им действие не является общепринятой формой служения данному идолу. Такое идолослужение называется "несвойственным" (Санхедрин 56б), т.е. нехарактерным для служения данному идолу.

И тот, кто намеренно совершает по отношению к идолу один из четырех указанных видов служения, приговаривается судом к побиению камнями - если имеются все необходимые условия для вынесения приговора (показания двух свидетелей и т.д.). Но если об его преступлении не становится известно суду, он карается "отсечением души" (карет). Если же такой проступок совершается неумышленно, нарушитель приносит установленную грехоочистительную жертву.

И также тот, кто признает какого-либо идола своим богом (сказав: "Ты - мой бог"), приговаривается к побиению камнями.

И этот запрет совершать любое из указанных четырех видов служения по отношению к идолам - даже "несвойственным" способом - повторен еще в одном Его речении: "И не забивайте более жертв своим демонам" (Сифра, Ваикра 17:7).

В трактате Зевахим (106а) разъяснено, что этим речением запрещается забой скота для принесения в жертву идолу, даже если служение этому идолу и не требует такого забоя. Сказано там: "Откуда известно, что забивающий животное в жертву Меркулису, подлежит наказанию (несмотря на то, что Меркулису вообще не приносят жертв - Раши)? Из слов Торы: "И не забивайте более жертв своим демонам". И поскольку этот стих не нужен для того, чтобы запретить особые пути служения, свойственные каждому из отдельных видов идолопоклонства, ведь уже написано: "Берегись... чтобы не искал ты их богов, говоря: "Как служат эти народы своим божествам, так и я буду делать" (Дварим 12:30), мы делаем вывод, что этот стих изречен, чтобы запретить "несвойственные" виды служения". Поэтому намеренно преступивший этот запрет карается "отсечением души" или побиением камнями, ведь написано: "Приносящий жертвы богам - да будет истреблен", а нарушивший запрет неумышленно - приносит жертву, как мы уже указали.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (60б-63а).

6-я заповедь - запрещение совершать служение идолам иными путями - кроме четырех видов служения, запрещенных предыдущей заповедью, - при условии, что совершенное действие является характерным способом служения данному идолу: например, самообнажение перед Пеором или метание камнем в Меркулиса. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, содержащее запрет: "И не служи им" (Шмот 20:3). И сказано в Мехилъте: "Не поклоняйся им и не служи им":

"поклонение" - отдельный запрет, и "служение" - отдельный запрет".

Но тот, кто бросил камнем в Пеора или обнажился перед Меркулисом не подвергается наказанию, поскольку совершенное им действие не свойственно служению данному идолу, а ведь Он, да будет Он превознесен, сказал: "Берегись... чтобы не искал ты их богов, говоря: "Как служат эти народы своим божествам (т.е. именно тем способом, как они служат), так и я буду делать" (Дварим 12:30).

Умышленно преступивший этот запрет наказывается побиением камнями или "отсечением души", а невольно преступивший запрет - приносит жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъяснены в 7-ой главе трактата Санхедрин.

И там (64б) сказано: "За служение идолам есть три карета - за "свойственное" служение, за "несвойственное" служение и за служение Молеху". Имеется в виду, что каретом (отсечением души), во-первых, карается тот, кто служит какому-либо идолу общепринятым путем служения данному идолу - например, тот, кто обнажается перед Пеором, метает камни в Меркулиса или состригает свои волосы для Кмоша. Во-вторых, каретом карается тот, кто служит любому идолу одним из четырех путей (заповеданных для служения Ашему), даже если данному идолу принято служить иными путями, - например, тот, кто приносит жертвы Пеору или поклоняется Меркулису, - и это "несвойственное" служение. И в-третьих, тот, кто проводит своих сыновей через огонь перед Молехом, как мы разъясним (в комментарии к следующей заповеди).

7-я заповедь - запрещение передавать кого-то из своих детей для служения идолу, который был известен в период дарования Торы под именем Молех. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "И своих детей не давай проводить перед Молехом" (Ваикра 18:21).

В седьмой главе трактата Санхедрин (64б) разъяснено, что служение этому идолу заключалось в том, что разводился большой костер, отец передавал одного из своих детей служителям Молеха, а затем ребенок, с помощью отца, перепрыгивал над огнем с одной стороны костра на другую.

Запрет совершать служение Молеху повторен в стихе: "Да не найдется у тебя никого, проводящего своего сына или свою дочь через огонь" (Дварим 18:10).

Умышленно преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями, а если приговор не может быть вынесен (например, нет двух свидетелей преступления), карается каретом (отсечением души); совершивший это преступление неумышленно приносит установленную жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 64аб).

8-я заповедь -запрещение ритуала ов, поскольку это один из видов идолослужения: чревовещатель воскуряет благовония и проделывает магические манипуляции, в результате чего ему представляется, что он слышит исходящий из подмышки голос, который отвечает на задаваемые ему вопросы. И об этом речение Ашема: "Не обращайтесь к исполняющим (ритуал) ов" (Ваикра 19:31). И сказано в Сифре (Кедошим): Ов - это "говорящая подмышка".

И тот, кто умышленно совершает эти действия и занимается подобным чревовещанием, подлежит побиению камнями, а если приговор суда не может быть вынесен, карается каретом; нарушивший запрет по неведению приносит установленную грехоочистительную жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 54а, 65аб, 676).

9-я заповедь -запрещение ритуала идони, поскольку это также один из видов идолослужения: человек вставляет в рот кость животного, воскуряет благовония, произносит заклинания и проделывает определенные манипуляции до тех пор, пока не впадает в состояние, близкое к обморочному, а затем, погружаясь в транс, прорицает, какие события произойдут в будущем. Сказано (Санхедрин 656): "Исполняющий ритуал идони вставляет кость в рот, и она говорит "сама по себе"".

Этот запрет содержится в следующем речении: "Не обращайтеськ исполняющим ритуалы ов и идони" (Ваикра 19:31). И не подумай, что это лав шебихлалут - обобщающий запрет, включающий в себя несколько частных запретов (подробнее см. "Принцип девятый"); ведь, сообщая о наказании за нарушение этого запрета, Тора говорит об ов и идони по отдельности (разделяя союзом "или"): каждый из них наказывается по-биением камнями или каретом за умышленное нарушение запретов Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Мужчина или женщина, если окажется среди них исполняющий ритуал ов или идони, смерти да будут они преданы: камнями да забросают их" (Ваикра 20:27).

И сказано в Сифре (Кедошим): "Из того, что Ашем сказал: "Мужчина или женщина, если окажется среди них исполняющий ритуал ов или идони, смерти да будут они преданы...", мы знаем о наказании за нарушение запрета. Но где же сам запрет? Тора говорит: "Не обращайтесь к исполняющим ритуалы ов и идони".

Тот, кто неумышленно нарушил этот запрет, также обязан принести установленную грехоочистительную жертву.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а, 54а, 65аб, 67б).

Десятая заповедь— запрещение проявлять интерес к идолослужению и изучать посвященные ему книги. Запрещено вникать в иллюзорные измышления идолопоклонников о том, что такая-то духовная сущность воплотилась в такое-то изображение и совершила то-то и то-то или что такая-то звезда влияет на то-то и то-то, и поэтому ей служат так-то и так-то, воскуряя такие-то и такие-то благовония и т.п. Ведь раздумья о подобных иллюзорных предметах и их изучение способны пробудить в человеке соблазн испытать влияние идолов на себе и служить им.

Это запрещение выражено в Его речении: "Не обращайтесь к идолам"(Ваикра 19:4). И в Сифре (Кедошим 10) сказано: "Если ты ими интересуешься, ты их обожествляешь". И там же говорится: "Раби Йеуда сказал: "Не обращайтесь..." - не смотрите на них"; т.е. запрещено даже вглядываться во внешнюю форму идола или наблюдать, как его изготовляют. А в главе Шоэль адом мехаверо (Шабат 149а) сказано, что "в Шабат запрещено читать подписи под изображением человека или другими изображениями; а на идолы запрещено смотреть также и в будний день, потому что в Торе написано: "Не обращайтесь к идолам". Сказал раби Йоханан: "Не служите созданиям своего воображения".

Запрет проявлять интерес к идолослужению и размышлять о нем повторен в Его речении: "Берегитесь, чтобы не обольстилось ваше сердце, и вы не совратились и не стали служить иным богам" (Дварим 11:16),- т.е. если твое сердце запутается и начнет размышлять о них, это может заставить тебя свернуть с прямого пути и начать служить идолам. И еще Ашем сказал об этом: "Чтобы ты, взглянув на небо и увидев солнце и луну и звезды - все воинство небесное, не прельстился и не стал бы им поклоняться и служить им" (Дварим 4:19). И не то, чтобы Ашем запретил человеку поднимать голову и смотреть на небо, но он запретил принимать к сердцу то, что приписывают небесным светилам их служители. И так же в Его речении: "Берегись, чтобы ты не попал в сети... и не искал ты их богов, говоря: "Как служат эти народы своим божествам, так и я буду делать" (Дварим 12:30) - Ашем запретил даже тому, кто не служит идолам, расспрашивать об особенностях идолослужения, потому что этот интерес может привести человека к заблуждению.

И знай, что преступивший этот запрет карается бичеванием. Это разъясняется в конце первой главы трактата Эрувин (17б). Там доказывается, что "наказание бичеванием за нарушение тхумей Шабат (субботних границ) следует из самой Торы", ведь она содержит запрет: "Да не выходит никто из своего места в день седьмой" (Шмот 16:29). И возражают на это: "Разве наказывают бичеванием за нарушения запрета, который выражен с помощью частицы аль (аль йеце - не выходит), а не с помощью частицы по, - а затем решительно отметают это возражение: "Если уж ты утверждаешь, что за нарушение запретов, выраженных с помощью частицы аль, не наказывают бичеванием, то тогда ты должен признать, что и за нарушение запрета "Не обращайтесь к идолам" (аль тифну -

не обращайтесь) тоже не бичуют?!". Отсюда ясно, что за нарушение этого запрета следует наказание бичеванием.

11-язаповедь - запрещение возводить жертвенные постаменты, вокруг которых собирались бы и оказывали им знаки почтения, даже если эти постаменты создаются для служения Ашему, - чтобы наше служение Ему, да будет Он благословен, не уподоблялось идолослужению. Ведь идолопоклонники так и делают: ставят постаменты и располагают на них своих идолов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен, запрещающее это: "И не ставьте себе жертвенные постаменты, которые ненавистны Ашему, твоему Б-гу"(Дварим 16:22). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

12-язаповедь - запрещение готовить каменные настилы, чтобы склоняться на них, падая ниц перед идолом. И это запрещено даже в том случае, если настил выкладывается для поклонения Ашему, да будет Он превознесен. Этот запрет служит той же цели, что и предыдущий: чтобы мы не уподоблялись идолопоклонникам. Ведь они так и поступают: выкладывают искусный узор из камней перед своими идолами и на этом настиле им поклоняются.

Сказал Ашем, да будет Он превознесен: "Каменного настила с изображениями не делайте на вашей земле, чтобы поклоняться на нем"(Ваикра 26:1). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

А в Сифре (Беар) сказано: "Не делайте на вашей земле" - по всей вашей земле вам запрещено падать ниц на каменные настилы, но в Храме разрешено".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Мегила (226).

13-я заповедь— запрещение высаживать деревья в Храме или около жертвенника, чтобы украсить его и оказать почет Святилищу, если даже человек собирался это сделать ради служения Ашему. Ведь именно так почитают идолов, высаживая красивые, привлекающие взгляд деревья возле капищ идолов и внутри них.

Сказал Ашем, да будет Он превознесен: "Не высаживай себе кумирных деревьев и любых деревьев у жертвенника Ашема, твоего Б-га"(Дварим 16:21). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Тамид (28б), и там пояснено, что посадка деревьев запрещена на всей территории Храма.

14-я заповедь -запрещение клясться именем идола, и даже клясться перед идолопоклонниками именем идола, которому они служат. И также запрещено брать с идолопоклонников клятву именем идола, как разъяснено в высказывании наших мудрецов (Мехильта, Шофтим): "Не бери с иноверца клятву его богами". И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Имени других богов не упоминайте"(Шмот 23:13) - не берите клятву с иноверца именем его бога. И еще сказано там (в Мехильте): "Не упоминайте..." - не обещайте и не давайте зарока именем идола". А в трактате Санхедрин (636) говорится: "Не упоминайте..." - чтобы не говорил один другому: "Жди меня возле такого-то идола".

И преступивший этот запрет, т.е. поклявшийся чем-либо, обожествляемым идолопоклонниками, карается бичеванием. И сказано в трактате Санхедрин (63а), что, хотя запрещены все виды проявления любви и уважения к идолам, например, обнимать их, целовать их и т.п., но из всех подобных действий "бичеванием караются только клятва и принятие обета именем идола".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин.

15-я заповедь -запрещение призывать и склонять других служить идолам, даже если сам призывающий им не служит и не совершает никаких других запрещенных действий, кроме этого подстрекательства; и это в случае, если он соблазняет многих (большинство жителей города). Такой человек называется мадиах (подстрекатель). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Если... выступили негодяи из твоей среды и подстрекали жителей своего города, говоря: "Пойдем и будем служить иным божествам"..." (Дварим 13:14).

Но о том, кто искушает только одного или немногих, сказано в другом речении Ашема: "Если будет искушать тебя твой брат... или твой сын, или твоя дочь, или жена твоя, или твой задушевный друг, говоря тайно: "Пойдем и будем служить иным божествам"..." (там же 13:7); такой человек называется месит (искуситель). Однако в этой, 15-ой, заповеди речь идет только о "подстрекателе".

Предостережение "подстрекателю" содержится в следующем ре', - нии Ашема, да будет Он превознесен: "Да не слышится оно(имя других богов) из уст ваших"(Шмот 23:13).

Сказано в трактате Санхедрин (636): "Запрет "Да не слышится оно из уст ваших" не относится к тайному "искусителю", ведь о нем ясно говорится в другом стихе (Дварим 13:12): "И весь Израиль услышит и убоится, и не станут более делать такого зла..." (НД 16). Но это предостережение "подстрекателю".

И так же сказано в книге Мехилъта дэраби Ишмаэпь: "Да не слышится оно из уст ваших" - предостережение "подстрекателю".

Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями. В трактате Санхедрин (67а) говорится: "Подстрекающие город к служению идолам - приговариваются к побиению камнями".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в десятой главе трактата Санхедрин (\ 11-113).

16-я заповедь -запрещение тайно искушать другого еврея, призывая его к идолослужению, и такой искуситель называется месит, как мы разъяснили (НД 15). Запрет тайно призывать других служить идолам содержится в Его речении, да будет Он превознесен: "...И не станут более делать такого зла"(Дварим 13:12)

Преступивший этот запрет приговаривается к побиению камнями согласно словам Писания: "...И закидай его камнями, чтобы умер, ведь он домогался отвратить тебя от Ашема, твоего Б-га" (там же 13:11). И убить его следует тому, кого он пытался соблазнить, как разъясняет Ашем, да будет Он превознесен, говоря: "Рука твоя первой настигнет его, чтобы умертвить его, а рука всего народа после" (там же 13:10). И сказано в Сифри (Реэ): "Тому, кого искушали, заповедано убить искусителя".

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (67а).

17-я заповедь -запрет искушаемому с благоволением относиться к "искусителю" и с приязнью вслушиваться в его речи. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "Не благоволи кнему..." (Дварим 13:9).

В Сифри (Реэ) говорится: "Поскольку в Торе сказано: "Люби ближнего, как самого себя" (Ваикра 19:18), - может быть, и этого необходимо любить? Тора дает ответ: "Не благоволи к нему".

18-я заповедь -запрет искушаемому прощать "искусителя"; он обязан относиться к нему с непреклонной ненавистью. И если в сердце искушаемого ослабла ненависть к "искусителю", он преступает запрет Торы. И об этом Его речение: "...Не слушай его(когда он будет просить тебя о прощении - Раши)" (Дварим 13:9). И разъясняется (Сифри, там же): "И хотя в Торе сказано, что даже врагу следует помогать (см. Шмот 23:5), этому не помогай, ведь Тора говорит: "...Не слушай его".

19-я заповедь -запрет искушаемому спасать "искусителя", если жизнь того в опасности. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "...Да не пощадит его твой глаз"(Дварим 13:9). И разъяснено (Сифри, там же): "Поскольку сказано: "Не стой равнодушно, когда проливают кровь ближнего твоего" (Ваикра 19:16), - может быть, и этого необходимо спасать? Тора говорит: "...Да не пощадит его твой глаз".

Двадцатая заповедь -запрет искушаемому оправдывать искусителя; и даже если ему известно о заслугах искусителя, запрещено о них упоминать, оправдывая его. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: "...Не жалей его"(Дварим 13:9). И объяснено (Сифри, там же): ""Не жалей его" - не оправдывай его".

21-я заповедь -запрет искушаемому скрывать вину искусителя, умалчивая о фактах, необходимых для вынесения обвинительного приговора. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "...И не прикрывай его"(Дварим, там же). И разъяснено (Сифри, там же): "Не прикрывай его" - т.е. если тебе известны факты, обличающие его, ты не имеешь права молчать".

22-я заповедь -запрещение пользоваться или извлекать выгоду из украшений, которыми украшали идолов. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не возжелай взять себе серебра и золота, что на них"(Дварим 7:25). В Сифре (Ваикра) разъяснено, что "запрещено извлекать выгоду из материалов, которые использовались для облицовки идолов, т.к. сказано: "Не возжелай взять себе серебра и золота, что на них". Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в третьей главе трактата Авода зара (45а).

23-я заповедь -запрещение заново отстраивать up анидахат (город, в котором евреи совратились к идолослужению /Д 186/). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И да будет он вечно грудой развалин, не отстраивай его вновь"(Дварим 13:17). И каждый, восстанавливающий и отстраивающий этот город, карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 10-ой главе трактата Санхедрин (111б, 113а).

24-я заповедь -запрещение пользоваться или извлекать выгоду из имущества up анидахат (совращенного города). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Да не прилипнет к твоей руке ничего из истребляемого"(Дварим 13:18). И тот, кто берет себе что-либо из этого имущества, карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 10-ой главе трактата Санхедрин (111аб).

25-я заповедь -запрещение приобретать что-либо, связанное с идолослужением. Мы должны насколько возможно отдаляться от объектов идолослужения, от капищ и кумирен идолопоклонников, от любых предметов их культа. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "И не вноси скверны в свой дом"(Дварим 7:26). Тот, кто приобретает предметы их культа или извлекает из них выгоду, карается бичеванием.

В конце трактата Макот (22а) разъясняется, что тот, кто варит на огне, поддерживая его поленьями, наколотыми от ашеры - культового дерева, карается бичеванием дважды: первый раз - за нарушение запрета "И не вноси скверны в свой дом", а второй раз - за нарушение запрета "Да не прилипнет к твоей руке ничего из истребляемого (ведь он извлекал пользу из того, что должно было быть уничтожено)" (Дварим 13:18). Пойми это.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 3-ей главе трактата Санхедрин.

26-я заповедь -запрещение пророчествовать именем идола, утверждая, что Ашем повелел служить этому идолу или что сам идол повелел себе служить, обещая за это награду и угрожая карой ослушникам; так утверждают, например, пророки Бааля и пророки Астарты. В Писании не содержится особого запрета пророчествовать именем идола, однако указывается, что тот, кто пророчествует от имени идола приговаривается к смертной казни. Вот Его речение: "Пророк... который будет говорить именем иных богов, - смерти подлежит такой пророк" (Дварим 18:20). И эта смертная казнь осуществляется через удушение, согласно общему правилу: смертная казнь, названная в Торе без уточнения, осуществляется через удушение.

В "14-ом принципе", содержащемся в предисловии к этому сочинению, мы уже упоминали, что, если Писание налагает наказание за какой-то проступок, значит существует соответствующая запрещающая заповедь. И действительно, запрет пророчествовать именем идола содержится в речении: "Имени других богов не упоминайте"(Шмот 23:13) - ведь одно речение может предостерегать от целого ряда запрещенных действий (НД 14), и в то же время не рассматриваться в качестве единого, обобщающего запрета (лав шебихлалут), поскольку в Торе указано наказание за совершение каждого из этих запрещенных действий в отдельности. И в своем месте (см. Предисловие, 9-й принцип) приводились примеры этому.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.