Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Южно-российский институт-филиал
Кафедра иностранных языков и речевых коммуникаций
Л. Г. Павлова
В. В. Грунина
КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
Учебно-методический комплекс
(для бакалавров, обучающихся по направлениям
«Экономика», «Менеджмент»)
Ростов-на-Дону
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Южно-Российский институт-филиал
Кафедра иностранных языков и речевых коммуникаций
Павлова Л. Г., Грунина В. В.
Культура речи и деловое общение: Учебно-методический комплекс.
Ростов-на-Дону, 2012.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент».
Одобрено на заседании кафедры.
Протокол №1 от 11 сентября 2012г.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Единственный способ настраивать
людей на энергичную деятельность-
это общаться с ними
Ли Якокка
Деловое общение играет важную роль в различных сферах профессиональной деятельности. Особое значение оно приобретает для людей, занятых в сфере управления. Как показывают исследования в области менеджмента, на общение расходуется 80 % рабочего времени руководителей всех уровней.
Государственному и муниципальному служащему постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с выполнением должностных и служебных обязанностей, принятием решений, организацией мероприятий и т.п. Административный работник общается с сослуживцами, с субъектами, принадлежащими к различным социальным слоям и группам, контактирует с представителями разных общественно-политических сил и формирований. Поэтому он обязан быть профессиональным коммуникатором, т.е. уметь взаимодействовать с людьми, помогая им в решении социальных, хозяйственных и личных проблем, владеть высокой речевой культурой.
Цели и задачи дисциплины:
- способствовать формированию качеств профессионального коммуникатора в сфере управления.
- познакомить с теорией и практикой делового общения, с профессионально значимыми формами делового общения;
- обучить современным технологиям эффективного делового общения в профессиональной деятельности;
- выработать навыки и умения этичного поведения в различных ситуациях управленческой деятельности;
- рассмотреть психологические основы взаимодействия людей, оказания влияния их друг на друга
- познакомить с приемами убеждающего воздействия, полемическими и манипулятивными средствами общения;
- повысить культуру устной и письменной речи обучаемых.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
-основные формы существования национального языка;
- грамотно выстраивать межличностные отношения в процессе делового общения;
- применять технологии эффективной речевой коммуникации, рационально вести себя в различных ситуациях делового общения;
- организовать и провести деловые переговоры, совещание, разговор по телефону;
- самостоятельно подготовить ораторскую речь и выступить в аудитории, на собрании, заседании и т.п.
- принять участие в дискуссии и полемике.
Демонстрировать способность и готовность: эффективно общаться с разными категориями людей; готовить необходимые документы; успешно решать профессиональные и социальные задачи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (ЭБ)
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Очное
Заочное
Сокращ.
Лек.
Практ.
Лек.
Практ.
Лек.
Практ.
Предмет и задачи курса «Культура речи и деловое общение». Русский язык как инструмент социального управления
Литературный язык – основа культуры речи
Культура речи: нормативный аспект
Культура речи: коммуникативный и этический аспекты
Деловое общение и его особенности
Основные жанры устного делового общения
Мастерство публичного выступления
Искусство делового спора
Культура письменного делового общения. Язык и стиль документов
Всего 36 часов
Самостоятельная работа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (МБ)
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Очное
Заочное
Сокращ.
Лек.
Практ.
Лек.
Практ.
Лек.
Практ.
Предмет и задачи курса «Культура речи и деловое общение». Русский язык как инструмент социального управления
Литературный язык – основа культуры речи
Культура речи: нормативный аспект
Культура речи: коммуникативный и этический аспекты
Деловое общение и его особенности
Основные жанры устного делового общения
Мастерство публичного выступления
Искусство делового спора
Культура письменного делового общения. Язык и стиль документов
Всего 54 часов
Самостоятельная работа
ПРОГРАММА КУРСА
РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Тема 1. Русский язык как инструмент социального управления
Язык как средство профессиональной деятельности государственного служащего. Многообразие форм устного и письменного общения в сфере государственного и муниципального управления. Умелое владение словом – важнейший признак деловой квалификации административного работника.
Роль языкового образования в профессиональной подготовке государственного служащего, в формировании и становлении его личности. Воспитание чувства ответственности по отношению к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, средству межнационального и международного общения. Выработка речевой готовности к активному участию в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Положение русского языка в современном мире, международном обмене общечеловеческими ценностями. Новые каналы распространения русского языка (совместные предприятия, зарубежные поездки российских граждан, расширение влияния русскоязычной диаспоры и др.).