Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности и исторические достижения мусульманского искусства и архитектуры, науки и литературы



Святилища исламской культуры. Первую в истории мечеть построили ещё при жизни Пророка Мухаммеда в Медине, где и был похоронен Мухаммед. Второй мечетью стал Ал-Харам (см. Приложение №1) - бывший храм Кааба в Мекке. Третья воздвигнута на священной для евреев скале Сион в Иерусалиме - Куббат ас-Сах-ра. К этим трём мечетям мусульмане совершают паломничества - хадж . В мечети нередко превращали храмы других религий. В египетском городе Луксоре один из древних храмов языческих богов был перестроен в мечеть. Порой в мечети превращали христианские храмы, например бывший храм Софии Константинопольской в Стамбуле. Старейшая в Российской Федерации мечеть Джума в Дербенте в VIII в. была также переделана из христианской церкви.

Однако большинство мечетей было построено заново от самого фундамента. На весь мир славятся мечети Каира, которые никогда не разрушали завоеватели или безбожники - случай нечастый в истории. Старейшие из них двухэтажная мечеть Амра (VII в.) простой и суровой архитектуры. Мечеть эмира Ибн Тулуна (IX в.). Огромный и величественный храм Ал-Азхар (X-XVI вв.), в котором возник самый знаменитый мусульманский университет. Не менее величественная мечеть халифа ал-Хакима.

Мусульманские гробницы по форме подражают мечетям, тем более что некоторые гробницы являются мечетями. В казахских степях мазары (гробницы), целые их ансамбли - некрополи выглядели единственными городскими строениями среди бескрайней степи, кочевое население которой жило в юртах. Знаменитый культовый комплекс Самарканда Ша-хи-Зинда с гробницами государей и знати, не менее знаменитый гигантский некрополь Каира с монументальными гробницами мамлюкских султанов и эмиров, некрополи в других странах исламского мира поражают своими размерами и пышностью. Гробницы шиитских имамов в Южном Ираке и Иране не только величественные архитектурные памятники, но и объекты поклонения, места паломничества миллионов людей.

Наиболее интересны в архитектурном отношении усыпальницы великих правителей: Исмаила Самани в Бухаре, Салах ад-Дина близ Дамаска, Тимура в Самарканде. Первая из них отличается благородной простотой форм, чёткостью пропорций, две другие - причудливыми формами и многоцветием. Размерами и роскошью их затмевает гробница современного национального тунисского лидера Хабиба Бургибы в городе Монастир. Но самая знаменитая и красивая усыпальница исламского мира - Тадж-Махал в Дели, сооружённая по приказу султана Шах-Джахана в 1630-1652 гг. над захоронением его жены Мумтаз-Махал.

Архитектура. Дворцов мусульманских правителей сохранилось гораздо меньше, чем гробниц и мечетей. Больше всего их в арабских и южно-азиатских странах и сравнительно мало в тюркском мире султанские дворцы в Стамбуле, дворец крымских ханов в Бахчисарае, Девичья башня в Баку, замки Хивы, Гиссара, Арк в Бухаре, загородная Махаса под Бухарой и другие. Они очень разные по архитектуре, но у них есть одна характерная черта: разделение на парадные залы, службы и женскую половину - гарем .

Во дворцах, особенно в загородных резиденциях, получила развитие садово-парковая архитектура. Иногда целый лесок окружали стеной и превращали в парк, но чаще специально высаживали деревья: в одних странах чинары, в других финиковые пальмы, гранаты и персики, а также цветущие кустарники, розы, жасмин и тюльпаны. При этом руководствовались симметрией, символикой растений и животных. В целом дворцовый «мавританский» парк создавал образ рая.

Непременную часть внутреннего убранства помещений наряду с низкой мебелью и жаровнями для обогрева составляли ковры. В степях Евразии более простые килимы и кошмы, украшенные крупными цветными аппликациями, в Африке и на Мальдийских островах - циновки из пальмовых листьев и трав. Восток исламского мира славится туркменскими, таджикскими, афганскими, белуджийскими коврами, Малая Азия - турецкими, а запад - марокканскими и тунисскими. Все они отличаются не только по рисунку и колориту, но и по технике завязывания узелков. Но самые знаменитые среди них - персидские. Существует много разновидностей этих великолепных ковров. Ткут ковры из шерсти и шёлка.

Художественная культура и искусство. Искусство и художественная культура исламской цивилизации развивались по присущим им законам. Запрет на изображение живых существ, каким бы относительным он ни был, ограничивал развитие живописи и скульптуры. В этом мусульмане отставали от европейцев, китайцев, японцев. Однако персидская, монгольская и индийская мусульманские миниатюры прославились на весь мир. Расцвела также каллиграфия: было выработано несколько почерков и стилей письма, трудных, но всегда очень красивых. Художественно выполненные надписи (изречения из Корана, имена Аллаха и пророков) украшают мечети . В других случаях на бумаге или на печатях - арабские буквы и строки группируются в условные фигуры. До сих пор в Пакистане и некоторых других странах есть мастера, создающие изящные, хотя и очень условные фигуры животных и людей из буквенной арабской вязи. Сходный характер имела тугра , написанных арабским письмом, особая у каждой династии. Она составляла основу государственной печати. Арабские надписи на глиняной и металлической посуде похожи на орнамент. В частности, он украшает здания снаружи и внутри. Орнаменты бывают живописные, резные по камню, дереву, штукатурке, выложенные кирпичами. Последние характерно для Средней Азии, Ирана, Ирака периода позднего Средневековья. Этому есть аналогия в музыке и танце - арабески.

Музыкальная культура исламской цивилизации сформировалась на основе древних музыкальных культур Ближнего Востока. Ещё в доисламскую эпоху они составляли одно целое и отличались высоким уровнем своего развития, разнообразием музыкальных инструментов, богатством форм. В период первого расцвета исламской цивилизации в Багдаде, Каире, Дамаске, Бухаре, Кордове, Саламанке и других её центрах при дворах знати всегда были певцы, певицы, музыканты. Музыка стала предметом научного изучения и одной из дисциплин в высшей школе (позднее европейцы ввели её в своих университетах, недаром названия нот - это слегка искажённые названия арабских букв).

Ещё шире распространилась исламская духовная музыка: мелодика чтения-пения Корана, призыва к молитве, поэм о рождении Пророка Мухаммеда. Высокого уровня развития достигли военная музыка и музыкальное сопровождение государственных церемоний и шествий. Египетские, а затем и турецкие оркестры с их маршами оказали заметное влияние на развитие музыкальных культур не только исламского мира, но европейских и южно-азиатских стран, а также России.

Литература. Много различных традиций соединилось в классических литературах мусульманских народов, в них особенно выделяются те, которые связаны с исламской цивилизацией. Это, во-первых, религиозная литература, цитаты из Корана и Сунны. Во-вторых, поэтические и прозаические формы, выработанные в период Багдадского халифата и имеющие древние, арабские и иранские корни.

При дворах правителей и вельмож поэты устраивали состязания. Они читали стихи о вине и застолье, об охоте, религиозно-философские поэмы. Исполнение любовных песен-газелей поручали певцам и певицам. Своих соперников поэты поносили в ругательных «сатирах». Поэты-бедуины состязались на верблюжьих рынках, городские поэты - в чайханах и садах, куда горожане приходили на Праздник весны.

В мусульманском мире женщин-поэтесс было мало, но иногда они тоже участвовали в состязаниях. Так, в XIX в. в Ферганской долине жили три поэтессы: Надира, которую за необычайную красоту и ум взял в жёны ферганско-кокандский хан, и приглашённые ею ко двору Махзуна и Увайси. На поэтическом состязании в сочинении стихов на персидском языке Махзуна, отстаивавшая право женщин на любовь, была побеждена поэтом Фазли и по условию состязания открыла ему своё лицо.

Нередко песню, сочинённую поэтом, вскоре напевал весь город, где он жил, а затем она становилась популярной в других городах и странах. Персидский поэт Фирдоуси создал первое мусульманское эпическое произведение - поэму «Шахнаме». Иранцы наряду с арабами начали создавать замечательную поэзию суфиев, которая могла восприниматься как воспевание любви и вина, но имела мистический смысл любви к Богу и духовного опьянения. Из арабско-иранского центра исламской цивилизации на её окраины передавались лучшие образцы поэзии. В подражание им в Средней Азии, Турции, Индии и на севере Нигерии появлялись произведения на двух, трёх языках, а иногда даже на четырёх. Позже появилась художественная проза, сначала в виде назидательных рассказов на арабском языке. Самое знаменитое произведение арабской литературы - «Тысяча и одна ночь». Волшебная сказка в стихах или рифмованной прозе. В период упадка арабской культуры деловые письма, исторические и приключенческие произведения, даже надписи на монетах и печатях стали писать цветистым языком с рифмами, парами синонимов так же, как художественную прозу.

Однако везде духовные лица контролировали правителей как в области ритуала и веры, так и в общественных и других вполне мирских делах. Особенно сурово к правителям шиитское духовенство. Политическая культура шиитских стран (Иран, Ирак, Бахрейн, Азербайджан) отличается сложностью и своеобразием. Во многих государствах исламского мира в конце XX в. традиции шариата и религиозные догмы становятся основой официальной политики, доказывая стойкость и жизненность великой исламской цивилизации.

Мусульманские ученные прославились не только достижениями в религии, но и во всех областях наук. И это было в то время, когда Европа утопала в безграмотности и идолопоклонничестве. Во многом благодаря исламским ученым Европа начала становиться на путь прогресса. Еще с давних времен было ясно, что для продвижения наук, прогресса, нужна бумага – много бумаги. Нужна была фабрика для изготовления ее в большом количестве. И вот еще в 794-ом году в Багдаде первую такую фабрику построил Ибни Фазил (739-805). Он был сыном визиря правившего в то время халифа Харуна ар-Рашида. Затем такую фабрику построили в Египте в 800-ом году, а в 950-ом году в Андалузии. В 1100 г. в Византии, в 1102 г. в Сицилии, в 1228 г. в Германии, в 1309 г. в Англии. Совершенно ясно, что именно эти бумажные фабрики и были главным звеном в продвижении наук, а, следовательно, и прогресса. В 891 г. в Багдаде было более 100 книжников. После смерти известного историка Аль-Вакиди (747-823) осталось 600 сундуков с книгами. Тяжесть каждого из сундуков была такова, что его не смог бы поднять один человек. В библиотеке Сахип бин Ибада, жившего в десятом столетии, было столько же книг, сколько их было во всех библиотеках Европы того времени. Мусульмане участвовали в становлении и развитии всех областей наук. Во многих науках были первыми. Велики их достижения и в медицине, и в физике, и в математике, и в химии! С уверенностью можно сказать, что работы исламских ученых были основополагающими не только в области религии, но и в области научных открытий.

Медицина. Книга «Канон» (врачевателя и философа Ибн Сина (Абу Али Хусайн б. Абдалла)х была основным источником изучения медицины не только в исламском мире, но и во всей Европе. Эту книгу в свое время называли «Медицинское Евангелие». Она использовалась в университетах Европы на протяжении 600 лет в качестве учебника. Ибн Сина, более известный в мире как Авиценна, был для Европы учителем по 29 разделам медицины. По мнению некоторых исследователей, приравненный по значимости к Авиценне и написавший первым труды по оспе и кори был Рази (Разес) (864-925). Учитель Султана Фатиха Мехмеда – Акшамсаддин (1389-1459) - впервые писал о микробах. Ибн Джассар (ум. 1009) – более тысячи лет назад писал о причинах появления проказы и методах лечения этой болезни. Ибн Хатип (1313-1374) дал научное обоснование тому, что чума – заразная болезнь. Многие века исламские ученые были впереди и по глазным болезням. Ученый Аммар еще девять веков назад учил делать глазные операции по своему методу. Али бин Аббас (ум. 994) таким же образом делал операции больным раком. Эти операции мало отличались от операций сегодняшних врачей. Его книга «Китабуль Малики» (медицинская энциклопедия) до сих пор повергает в изумление научный мир и не может быть обойдена вниманием современных ученых в этой области. Абу аль-Касим аз-Захрави (963-1013), обобщив опыт предыдущих ученых, выделил хирургию в отдельную независимую науку. Изобразил в своих трудах около 200 хирургических инструментов и дал разъяснения, для чего и как они могут применяться. На 300 лет раньше европейцев описал малый круг кровообращения Ибн ун-Нафис (1210-1288). Еще в 706 г. в Дамаске была открыта больница. В 978 г. в этой больнице трудилась группа врачей из 24 специалистов. В 11-ом столетии в Каире ученым Али бин Ридваном (ум. 1067), возглавлявшим общество врачей «Табиблер Одасы», был написан труд о методах лечений, мало чем отличавшихся от современных методов.

Математика. И в области математики у ученых-мусульман большие заслуги. «Современная западная математика, если так можно выразиться, является ни чем иным как математикой Ислама». Прежде всего Европа переняла у мусульман цифры. В свое время оставив римские цифры, неудобные для пользования, европейцы перешли на так называемые «Индийские цифры». К арабским цифрам перешли гораздо позднее. Цифру «0» впервые использовал Харизми (780-850), чем положил основу алгебры. Первую книгу по алгебре написал именно он под названием «Аль-Джабрва-л-Мукабала». На западе название этой книги писали в сокращенном виде как «Аль-Джабра». Это название затем трансформировалось в «Ал-гебра» и закрепилось повсеместно. Одним из основателей математики является мусульманин Баттани (858-929). По исследованиям Жака Рислера, именно Баттани является основоположником тригонометрии. Синус – тоже находка исламских ученых. У них этот термин назывался «Джайб». Европейцы перевели его как «синус». Тригонометрические термины «тангенс», «котангенс», «косинус» достались нам в наследство от исламского математика Абуль Вафа (940-998). Серьезные труды по тригонометрии оставил нам Насреддин Туси (1201-1274). А тригонометрические формулы принадлежали другому исламскому математику Ибн Юнусу. Формула «Бином Ньютона» принадлежит не Ньютону, а всемирно известному поэту Омару Хайяму (1048-1123). «Дифференциал» был тоже найден не Ньютоном, а еще раньше исламским математиком Сабитом бин Курра (ум. в 901). Некоторые считают, что Декарт (1596-1650) впервые применил совмещение геометрии с арифметикой, но на самом деле это сделал тот же Сабит бин Курра. Шпенглер (1880-1936) считает, что мысли о математических функциях и тем более труды на эту тему нигде, кроме как в Европе не встречаются, и что, говоря о функциях, мы представляем себе «европейскую культуру». Но это, мягко говоря, не так. Опровергается этот взгляд обширными изысканиями в области функций Мухаммада Икбала. А всемирно известный Бируни писал о функциях за несколько столетий до европейцев. Десятичные дроби и их применение были описаны Гиясюддином Джемшидом (ум. в 1429). Запятую в арифметических операциях впервые применил он же.

Астраномия. Обратившись к астрономии, мы увидим, что и к этой области науки мусульмане имеют непосредственное отношение. В исламских странах почти в каждом крупном городе имелась обсерватория. Трудясь в этих обсерваториях, ученые Ислама достигли больших успехов; их труды веками являлись путеводной звездой для ученых всего мира. На научные труды исламских астрономов опирались западноевропейские ученые: Тихо Браге (1546-1610), Коперник (1473-1543), Галилей (1564-1642) и многие другие. Один из старейших французских профессоров говорит: «Мусульманские астрономы оказали влияние на наш ренессанс в такой же степени, как и математики». Напомним коротко об этих ученых и их достижениях. Прежде всего ими была изобретена астролябия, при помощи которой можно было определять расположение звезд, их высоту, расстояние между ними. Первый труд на эту тему написал Машаалах (ум. в 815). А новый, универсальный тип астролябии, изобретенный Аз-Заркали (1029-1087), стал просто чудом того времени. О том, что земля имеет форму шара, мусульмане знали намного раньше европейцев. Бируни (973-1051) за 500 лет до Коперника доказал, что земля круглая, вращается вокруг своей оси и вокруг солнца. В результате своих изысканий, находясь недалеко от города Ненден (Индия), он смог измерить диаметр земли. Этот труд его известен в Европе как «Правило Бируни». Еще в 9-10 столетии Мухаммад Бин Муса со своими братьями измерил окружность земли. В это же время Аль-Фергани открыл пятна на солнце. Труды Фергани в течение 700 лет являлись для Европы учебным пособием. Один из великих астрономов мира Аль-Баттани (877-929), более известный в Европе как Албатегнус или Албатегни, еще в 10-ом веке составил астрономические таблицы, которыми пользовались повсеместно вплоть до времен Коперника. Он же вычислил Солнечный год с разницей всего лишь в 24 секунды по современному исчислению. Бывший одновременно и правителем, и ученым, Улугбек (1394-1449) построил в Самарканде большую обсерваторию и благодаря своей научной деятельности стал крупнейшим астрономом своего времени. Наклон эклиптики измерил известный астроном, ученик Улугбека, Али Кушчи (ум. в 1474г.) (23°30'13" – что очень мало отличается от современного измерения 23°27"). Своими изысканиями в теории планетарных движений исламский ученый Аль-Битруджи (13 столетие) открыл дорогу Копернику. В 12 столетии Джабир бин Анфали составил шкалу азимута для измерения межзвездных пространств. Только через 300 лет немецкий астроном Региомонтан смог сделать подобные измерения. Многие исламские ученые изучали солнечные и лунные затмения и оставили нам свои труды. Все это – всего лишь небольшая часть заслуг исламских ученых в области астрономии.

Физика. Говоря о физике, вспомним Исмаила Аль-Джазари, жившего на рубеже 12 и 13-го столетий. Благодаря своему выдающемуся труду под названием «Китабуль Хиель», он, несомненно, является отцом современной кибернетики. Ибн Хайсам (965-1051) своей работой «Горюнтюлер Китаби» положил основу одному из разделов физики – оптике! Эта его работа была руководством для европейских ученых Бэкона, Кеплера, Леонардо и др. на протяжении 600 лет. Сферическое (шарообразное) зеркальное преломление луча было названо его именем «Аль-хазен». Ибн Хайсам был известен в Европе под этим именем. Фараби (870-950) дал разъяснение физике звука. Ибн Карара (ум. в 1100) построил первый токарный станок. Впервые работал над проблемой полета человека Исмаил Джахрави (950-1010), однако смерть помешала ему осуществить свою мечту. Его дело продолжил уже в 17-ом столетии Хезарфен Ахмед Челеби. Он впервые осуществил полет человека. Это произошло в Стамбуле. Живший в 17-ом же столетии Лагари Хасан Челеби может заслуженно называться отцом ракетостроения! Это был ученый, впервые поднявшийся в воздух при помощи ракетного топлива. Свой полет ученый-изобретатель произвел по случаю празднества в честь рождения дочери султана Мурада Четвертого – Кайа Султан ханум. Эвлия Челеби – путешественник того времени, рассказывает в своей «Книге путешествий» о том, что Лагари Хасан соорудил приспособление из семи стволов и заправил их пороховой пастой весом в 50 окка. Затем, на виду своего повелителя и прочей изумленной публики забрался на свой аппарат, застегнулся и приказал своим помощникам зажечь вспомогательные фитили. После этого, крикнув своему повелителю: «Мой падишах, оставляю тебя на Всевышнего», сам зажег основной фитиль. Сильный грохот потряс окрестности, и аппарат взмыл вверх со своим бесстрашным седоком. Как только кончилось топливо, аппарат начал падать вниз. Публика замерла в ожидании, как им казалось, трагической развязки. Но, мгновение спустя, Лагари развернул скрытые до сего времени огромные искусственные крылья и плавно спланировал на поле. Затем, подойдя к правителю, начал разговор с шутки: «Пророк Иса (Иисус), мир ему, шлет тебе привет». За этот подвиг Лагари Хасан получил от правителя увесистый мешочек денег и был записан в класс Сипахи. Впоследствии Лагари Хасан Челеби отправился в Крым и стал придворным ученым у Селямет Гирей Хана. А самый первый летательный аппарат типа «планер» соорудил в 880 году Ибн Фирнас и взлетел на нем. Каркас планера был натянут тканью, с использованием птичьих перьев. Он долго планировал в воздухе и благополучно приземлился. На западе же братья Райт взлетели только в 1903 году. По учебникам (европейским) мы знаем, что Ньютон впервые обнаружил земное притяжение. Однако если взглянуть на историю науки без предубеждений, можно легко обнаружить, что над этим вопросом работали и Ар-Рази, и Аль-Бейруни, и Аль-Хазини. Вполне отчетливо видно, что исламские ученые открыли земное притяжение столетиями раньше. Маятниковые часы намного раньше Галилея (1564-1642) изобрел Ибн Юнус (?-1009). Нам мало что известно о жизни Аль-Хазини, жившего на рубеже 11-12 веков. Но до нас дошли его труды под названием «Мизан уль Хикма», в которых четко определены понятия о весе и измерен удельный вес многих веществ. Бируни (978-1051) еще раньше измерил удельный вес 18 веществ. Большая часть этих измерений полностью идентична современным определениям. Он также измерил плотность воздуха. Связь скорости ветра с плотностью воздуха была изучена этим ученым гораздо раньше Торичелли (1608-1647).О том, что в атоме сконцентрирована огромная энергия, что его ядро может расщепляться и в этом случае Багдад может взлететь в воздух со всеми своими окрестностями, впервые писал Джабир бин Хаййан (721-805). Недаром научный мир дал ему звание «Отец химии». Ученик Насреддина Туси, жившего в 13-ом веке, Кутб-ад-Дин Ширази на 300 лет раньше Декарта дал правильное научное толкование появлению радуги. Продолжив и закончив работу Эйнштейна (1879-1953) по теории слабых электромагнитных сил исламский ученый Абдуссалам (1926-...) стал в 1979 году лауреатом Нобелевской премии.

Химия. Мы уже говорили выше о Джабире бин Хаййане (721-805) прозванном в научном мире «Отцом химии». Его исследования в этой области еще во второй половине восьмого века дают ему право так называться. Заслуги Джабира в химии не менее достижений Пристли (1733-1804) и Лавуазье (1743-1794), живших на тысячу лет позже Джабира бин Хаййана, а по некоторым параметрам, видимо и более. Джером Кардано (1501-1576) считает его одним из 12 великих мужей мира. Специальные лаборатории, построенные Джабиром столетиями раньше европейцев, позволили ему проделать большое количество опытов и сделать много открытий. Бывший таким же известным химиком, как и врачом, Абубакр ар-Рази (864-925), известный в Европе как Разес, получил впервые опытным путем серную кислоту и чистый (ректифицированный) спирт, и раньше Брандта нашел фосфор. Порох и снаряды впервые применили в артиллерии мусульмане. Миномет, мортиру, гаубицу изобрел Фатих (1432-1481). Если коротко, то можно согласиться с высказыванием Виардо: «Заслуги исламских ученых и изобретателей в области химии никак не меньше, чем в математике»!

География. Поднятие статуса географии до уровня точной науки – также заслуга мусульман. Методичное обследование разных областей и земель Эвлия Челеби (1611-1682) и постоянные путешествия на протяжении 29 лет Ибн Баттуты (1304-1369) оставили нам поистине блестящие изыскания. Их работы по истории и географии, несомненно, являются бесценным вкладом в сокровищницу наук. Христофор Колумб (1446-1506) в своих записках отмечает, что о существовании Америки он узнал от мусульманских ученых. В особенности ему помогли книги Ибн Рушда. А Аль-Бируни (973-1051) писал о существовании Америки еще в начале одиннадцатого века. В путешествии Васко Де Гама к берегам Индии в 1497-1499 годах картографом и капитаном одного из кораблей был выдающийся исламский мореплаватель Ибн Маджит, фактически показавший дорогу Васко Де Гама. Ибн Маджит также ознакомил европейцев с незаменимым прибором мореплавателей – буссолью! Аль-Идриси (1100-1166) 800 лет тому назад начертил карту мира, очень близко схожую с современной. А карта Америки, начертанная Пири Реисом еще 400 лет тому назад, считается одной из самых блестящих работ всех времен в области географии. Карта Средиземного моря, начертанная на 52 года раньше Пири Реиса другим исламским географом Мурсиали Ибрахимом, полностью совпадает с современной. Ботаника и зоология. Самый крупный ботаник и фармацевт средних веков Ибн Байтар (1190-1248) описал в своих трудах около 1400 растений и лекарств. Его книги служили руководством в области ботаники и фармакологии более 300 лет. Демири, живший во второй половине 14-го века, описал в своих трудах 1069 животных и тем самым внес бесценный вклад в развитие науки зоология. Ибн Аввам (12 столетие) своими трудами по земледелию заслужил уважение средневековых ученых.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.