НАПРАВЛЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Почти в каждом литературном произведении упоминается природа, а во многих из них встречаются развёрнутые её описания. Вспомните, как в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин живо, эмоционально показывает разные времена года и выражает к ним своё отношение. А насколько содержательны пейзажные картины в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»! Причём создание их не превращается для писателя в самоцель, ведь через развёрнутые описания аустерлицкого неба, ночи в Отрадном, дуба, пробудившегося к жизни, кометы, появившейся в преддверии трагических событий 1812 года, глубже, зримее раскрывается внутренний мир человека, его ощущение и понимание жизни.
Вчитываясь в описания природы, мы, по словам Н. А. Заболоцкого, поворачиваемся к мирозданью лицом, так как живые его детали, будь то голубой подснежник или мигающая звезда, зовущая в безграничные просторы космоса, для вдумчивого и эмоционального читателя приобретают особую ценность. Это ощущение связи с природой необходимо человеку, ведь оно будит его фантазию, согревает душу, побуждает к философским размышлениям.
Тема и исходный тезис сочинения
В формулировке темы очень важно не пропустить те слова, которые определяют её своеобразие. Их игнорирование или неправильное понимание может привести к сужению (расширению) темы и даже к невольной подмене одной темы другой. Покажем это на примере осмысления темы «Почему природа вдохновляет человека на художественное творчество?».
Игнорирование наречия, которым начинается формулировка, приведёт к подмене темы, так как вы вместо того, чтобы формулировать причины воздействия природы на душу и сознание творческой личности, просто приведёте примеры этого воздействия. Такой логический «пируэт» недопустим.
Другая возможная ошибка. Само слово «творчество» выводит нас за рамки искусства, так как имеет отношение и к другим сферам человеческой деятельности, например научной, исследовательской. Соответствующие примеры, наряду с другими, будут способствовать расширению темы, а это серьёзная логическая ошибка. Если же эти примеры будут единственными, то произойдёт невольная подмена одной темы другой, так как именно художественное творчество как следствие воздействия природы на человека должно оказаться в центре вашего внимания.
1. Прочитайте формулировки тем. Выделите в них наиболее важные слова. Покажите, к каким последствиям может привести их игнорирование или неправильное понимание.
• Что мешает гармоничным отношениям между человеком и природой?
• Всегда ли человек и природа живут по единым, общим законам?
• Почему природа способна спасти человеческую душу от зла?
• Чем вы объясните то, что при характеристике отношения человека к животным иногда используют такие эпитеты, как «гуманный», «антигуманный»?
• Какими смыслами вы бы наполнили словосочетание «любовь к природе»?
2. Исходный тезис представляет собой ответ на вопрос, который содержится в формулировке темы. Мысль, заключённая в этой фразе (или в совокупности фраз), впоследствии уточняется, поясняется или развивается. Приведите формулировки исходных тезисов в полное соответствие с формулировками тем.
Темы
Исходные тезисы
Может ли природа преобразить душу и сознание человека?
Природа нередко оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональные реакции человека. Если раньше он был грустен, печален, подчас его мучила тоска, то теперь, после взгляда на небесную лазурь, игривую волну, листья, мягко движущиеся под лёгким напором ветерка, он воодушевляется — и его охватывает радость, которую нельзя объяснить никакими словами
Темы
Исходные тезисы
Почему человек оказывает разрушительное воздействие на природу?
Человек должен любить природу, помогать ей, но ни в коем случае не оказывать на неё разрушительное воздействие. Иначе неизбежны серьёзные экологические проблемы
Соответствие литературной аргументации теме и тезису Тренинги
Литературная аргументация должна соответствовать теме и тезису.
В процессе характеристики произведения вы можете увлечься теми или иными художественными деталями, идеями, никак не стыкующимися с темой сочинения, и в результате от неё просто-напросто отойти. Иначе говоря, анализ литературного произведения не должен становиться самоцелью. Его предназначение в вашей работе совсем другое — помогать в аргументации собственной позиции по той проблеме, которая содержится в формулировке темы.
1. В аналитическом тексте может воспроизводиться исходный тезис сочинения. Докажите это на четырёх примерах, которые приведены ниже. К каждому примеру сформулируйте тему сочинения в виде вопроса.
А) В романтической элегии «К морю» (1824) морская стихия воспринимается поэтом как символ свободы. Причём граница, отделяющая человека от природы, предельно ослабляется. И не удивляет, что лирический герой обращается к морю так, как может обратиться к человеку, а прощальный зов его волн вызывает ассоциацию с ропотом друга. Поэт вспоминает и о людях, которые повлияли на европейскую цивилизацию и судьбы которых были непосредственно связаны с морской стихией (имеются в виду Байрон и Наполеон). Сам лирический герой обещает своему другу сохранить свободолюбивые порывы, даже находясь далеко от него: «В леса, в пустыни молчаливы / Перенесу, тобою полн, / Твои скалы, твои заливы, / И блеск, и тень, и говор волн».
Пушкинское стихотворение даёт серьёзный материал для размышлений о том, как природа идеализируется поэтом и показывается им в свете романтического идеала, т. е. в непосредственной связи с жизнью человека.
Б) В стихотворении «Зимнее утро» (1829) природа показана как само воплощение красоты и гармонии, т. е. жизни в её высшей форме. И особую значимость приобретает солнце, влияющее буквально на всё: на снег, на речку, которые блестят. Но оно проникает и в дом. Причём блеск, которым озарена вся комната, назван янтарным, а весёлый треск затопленной печи удивительным образом «рифмуется» с этим блеском — и в итоге мы вместе с лирическим героем проникаем в мир домашнего уюта, где жизнь подчинена естественным для обычного человека мирным законам, не допускающим конфликтов, жёстких противостояний. Важно и другое: зимняя природа побуждает к действию, к динамике, пробуждая в лирическом герое и физические, и душевные силы («Скользя по утреннему снегу, / Друг милый, предадимся бегу / Нетерпеливого коня.»). Отметим, что герой хочет поделиться своей радостью, если не счастьем, с другим человеком, «другом милым», и вместе с ним пережить необыкновенное ощущение, которым одаривает пересечение безграничных пространств, неизбежное слияние с ними. Это столь характерная для Пушкина устремлённость к сознанию и душе другого человека. Но этот порыв «спровоцирован» морозом и солнцем — «днём чудесным», самой природой!
Но в начале стихотворения природа показана совсем другой: кажется, что она носитель дисгармонии, хаоса («Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, / На мутном небе мгла носилась; / Луна, как бледное пятно, / Сквозь тучи мрачные желтела.»). Контрастные картины свидетельствуют о том, что автор далёк от того, чтобы представлять природу только в идеализированном свете, ибо в ней в те или иные минуты бытия может пробуждаться энергия как добра, так и зла.
В) В «Осени» (1833) опять же в центре внимания влияние природы на человека, на его душу и сознание, причём автором показывается парадоксальная ситуация: герой пересекает просторы с бешеной скоростью, будучи пробуждённым осенью («Желания кипят — я снова счастлив, молод»), но для того, чтобы стал реальным процесс поэтического творчества, необходимо оказаться в замкнутом пространстве, «забыть мир», поддаться усыпляющей силе творческого воображения.
Г) Читая стихотворение «Вновь я посетил.» (1835), обращаешь внимание на панорамные картины природы, в которые органично вписана жизнь людей с её прозаическими деталями (рыбак с убогим неводом, скривившаяся мельница, насилу ворочающая крылья при ветре). Но всё же смысловой центр произведения обнаруживается позднее — там, где упоминается о трёх соснах: «Стоят — одна поодаль, две другие / Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо / Я проезжал верхом при свете лунном, / Знакомым шумом шорох их вершин / Меня приветствовал». И самое главное: «Но около корней их устарелых, / Где некогда всё было пусто, голо, / Теперь младая роща разрослась, / Зелёная семья, кусты теснятся / Под сенью их, как дети. А вдали / Стоит один угрюмый их товарищ, / Как старый холостяк, и вкруг него / По-прежнему всё пусто». Деревья характеризуются как люди (обратите внимание на метафору и характер сравнений), а далее поэт обращается к молодым деревьям так, как можно обратиться к совсем юному поколению, вступающему в жизнь: «Здравствуй, племя / Младое, незнакомое!» Кажется, что в мире природы и в мире людей действуют общие, универсальные законы, а один из них — неизбежная смена поколений как основа непрерываемого процесса жизни.
2. Из каких лермонтовских произведений следующие фрагменты?
Кругом меня цвёл божий сад;
Растений радужный наряд Хранил следы небесных слёз,
И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серёг подобье дорогих,
Висели пышно, и порой К ним птиц летал пугливый рой.
И снова я к земле припал И снова вслушиваться стал К волшебным, странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели О тайнах неба и земли;
И все природы голоса Сливались тут; не раздался В торжественный хваленья час Лишь человека гордый глас.
Всё, что я чувствовал тогда,
Те думы — им уж нет следа;
Но я б желал их рассказать,
Чтоб жить, хоть мысленно, опять.
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полёт Прилежный взор следить бы мог;
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой!
Я в нём глазами и душой Тонул, пока полдневный зной Мои мечты не разогнал,
И жаждой я томиться стал.
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождём. Я помню — в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной.
1. Сопоставьте два лермонтовских фрагмента. При этом обратите внимание не только на картины кавказской природы, но и на психологическое состояние рассказчика. Не забудьте и о месте каждого эпизода в сюжете произведения!
2. Сформулируйте тему и исходный тезис, с которыми могут быть соотнесены оба фрагмента.
3. Ознакомьтесь с содержанием таблицы, посвящённой роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Цитатный материал
Характеристики
1. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины размётанными крышами <...> и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разорёнными кладби-
Социальный пейзаж, побуждающий героя романа к размышлениям о необходимости преобразований в жизни страны.
Цитатный материал
Характеристики
щами <...> «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так остаться, преобразования необходимы. но как их исполнить, как приступить?.. » (гл. 3).
2. .Весна брала своё. Всё кругом золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё — деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам <.> Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления. Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял (гл. 3).
3. — И природа пустяки? — проговорил Аркадий, задумчиво глядя вдаль на пёстрые поля, красиво и мягко освещённые уже невысоким солнцем.
— И природа пустяки, в том значении, в каком ты её понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник (гл. 9).
4. «Но отвергать поэзию? — подумал он опять. — Не сочувствовать художеству, природе?.. »
И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, ле-
Мир природы, оторванный от социальной действительности и живущий по своим законам, тем не менее благотворно влияющий на психологическое состояние человека.
Столкновение прагматического отношения к природе с отношением эстетическим, созерцательным.
Вечерний пейзаж со своими мягкими, акварельными красками, как бы отвечающий на недоумён- ный вопрос человека и вызывающий в его душе ощущение
Цитатный материал
Характеристики
жавшую в полверсте от сада: тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля <...> Солнечные лучи, с своей стороны, забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким тёплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднималось бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарёй. Ласточки летали высоко; ветер совсем замер; запоздалые пчёлы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени; мошки толклись столбом над одинокою, далеко протянутою веткою. «Как хорошо, боже мой!» — подумал Николай Петрович, и любимые стихи пришли ему на уста (гл. 11).
5. Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединённой комнаты; сквозь изредка колыхавшуюся штору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось её таинственное шептание. Одинцова не шевелилась ни одним членом, но тайное волнение охватывало её понемногу. Оно сообщалось Базарову. Он вдруг почувствовал себя наедине с молодою прекрасною женщиной (гл. 17).
6. — Та осина, — заговорил Базаров, — напоминает мне моё детство; она растёт на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным
спокойствия, красоты, гармонии.
Природа показана силой, раздражающей человека, делающей его более чувственным, восприимчивым к тайнам бытия.
Образ из мира природы, помогающий человеку точнее представить этапы собственной жизни и свидетельствующий о
Цитатный материал
Характеристики
талисманом: я никогда не скучал возле них. Я не понимал тогда, что я не скучал оттого, что был ребёнком. Ну, теперь я взрослый, талисман не действует (гл. 21).
7. — А я думаю: я вот лежу здесь под стогом. Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет. А в этом атоме, в этой математической точке, кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже. Что за безобразие! Что за пустяки! (гл. 21).
8. Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная, тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков (гл. 24).
9. — .Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а ещё топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет. Всё равно: вилять хвостом не стану (гл. 27).
поэтичности его натуры.
Бесконечное пространство, как бы подчёркивающее всю ничтожность человека, который с ней не хочет смириться.
Гармоничная пейзажная картина, подчёркивающая противоестественность того, что происходит в мире людей (должна состояться дуэль).
Образ природы, подчёркивающий несоответствие интеллектуальных и духовных возможностей человека его физическим возможностям.
Цитатный материал
Характеристики
10. Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной. (гл. 28).
Философское отступление автора, в котором выражена мысль о спокойствии природы как вечном, незыблемом законе, перед которым ничтожно бунтующее сердце человека.
1. Покажите смысловое соответствие сжатых характеристик фрагментам из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Сгруппируйте фрагменты, исходя из возможных тем сочинения и исходных тезисов (аргументация обязательна!). Имейте в виду, что отдельные фрагменты могут войти в несколько групп! Сформулируйте темы и исходные тезисы.