Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формы подачи литературного текста



Содержание произведения или же его части, эпизода, сцены и т. п. можно передать при помощи символического образа, фокусирующего смысл, в связи с чем отдельно остановимся на следующем фрагменте из второго тома романа Л. Н. Тол­стого «Война и мир», в котором возникает образ расцветше­го к новой жизни дуба: «Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жёсткую кору пробились без суч­ков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвёл их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жиз­ни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и всё это вдруг вспомнилось ему».

Курсивом мы выделили те слова и сочетания слов, кото­рые отчётливо фиксируют мотив обновления жизни, прояв­ляющийся и в описании дуба (кстати, мы видим его глазами Андрея Болконского), и в раскрытии душевного состояния самого персонажа. Казалось бы, есть все основания говорить о параллелизме состояний природы и человека. Можно, но только с того момента, когда природа уже оказала сильное воздействие на него. Характеризуя эту ситуацию, нельзя за­бывать и о том, что для внутреннего преображения Андрея Болконского были предпосылки. Разве можно забыть о ночи в Отрадном, о Наташе, хотевшей взлететь в небо, о воздей­ствии её слов на князя?

Если мы ставим перед собой вопрос, как отразить реалии художественного текста в письменной работе, то прежде все­го должны обратить внимание на ключевые слова, которые непосредственно передают художественное содержание. Ког­да анализируются пейзажные картины, нередко возникает необходимость в выделении двух групп ключевых слов: к первой относят те из них, которые фиксируют детали пейза­жа, лексика же второй группы передаёт душевное состояние персонажа, воспринимающего мир природы.

Внимание к ключевым словам позволит сделать характе­ристику образа предельно конкретной, точной и выразитель­ной. Но ни в коем случае нельзя забывать о том, что она служит аргументации тезиса.

1. Подумайте, какие исходные тезисы можно аргументи­ровать, прибегнув к анализу указанного выше фрагмента из романа «Война и мир».

2. Прочитайте фрагмент из рассказа И. А. Бунина «Госпо­дин из Сан-Франциско».

«А по обрывам Монте-Соляро, по древней финикийской дороге, вырубленной в скалах, по её каменным ступенькам, спускались от Анакапри два абруццких горца. У одного под кожаным плащом была волынка, — большой козий мех с двумя дудками, у другого — нечто вроде деревянной цевни­цы. Шли они — и целая страна, радостная, прекрасная, сол­нечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, ещё по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и да­леких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово. На полпути они замедлили шаг: над дорогой, в гроте скалистой стены Монте-Соляро, вся озарённая солнцем, вся в тепле и блеске его, стояла в белоснежных гипсовых одеж­дах и в царском венце, золотисто-ржавом от непогод, матерь божия, кроткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу, к вечным и блаженным обителям трижды благословенного сына её. Они обнажили головы — и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рождённому от чрева её в пещере Вифлеемской, в бедном пастушеском приюте, в далёкой земле Иудиной... »

1. Сколько абзацев можно выделить в тексте? Обоснуйте свой вариант абзацного членения текста. Почему автор огра­ничился одним абзацем?

2. Найдите ключевые слова и словосочетания. Защитите свой выбор.

3. Предложите варианты анализа этого фрагмента, кото­рые могут иметь место при раскрытии следующих тем: «Спо­собно ли слово выразить красоту природы?»; «Когда люди воспевают природу?»; «Почему люди возвышают солнце?»; «Почему в искусстве природа противопоставляется человече­ской цивилизации?»; «Почему отношение к природе — один из критериев оценки человека?». В связи с каждой темой сформулируйте тезис и определите приём его аргументации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.