Задумаемся о том, что же представляет собой сама логика литературной аргументации.
Прежде всего аргументация может сводиться к раскрытию свойств (признаков) понятия, названного в исходном тезисе (или в тезисе, его конкретизирующем), или к перечислению форм их проявления.
Например, стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный шум» и «Надрывается сердце от муки. », созданные поэтом в 1862—1863 годах, могут быть использованы для аргументации следующей мысли: «Очень часто поэты показывают весну как символ пробуждения жизни, которая предстаёт перед нами в своих лучших проявлениях». На основе двух произведений поэта формулируем микротезисы, фиксирующие те особенности этого времени года, которые уточняют базовую мысль: 1) весной кажется, что жизненное пространство предельно расширилось и у него нет границ; 2) зелёный
и белый цвета являются знаками пробуждения жизни и её незамутнённости, чистоты; 3) «чудно-смешанный» шум природы, в который органично вплетаются человеческие голоса, символизирует буйство жизни, её раскрепостившуюся, освободившуюся от сковывающих начал энергию; 4) мир предстаёт не хаотичным, а гармоничным, воистину музыкальным; 5) весна спасает человека от того зла, которое накопилось в его душе или окружало его в самой социальной действительности.
Поясняя последний тезис, можно обратить внимание и на роль антитезы в этих произведениях Н. А. Некрасова: если в первом стихотворении весна противопоставляется зиме, пробуждающей зло в человеке, который существует в замкнутом пространстве, то во втором стихотворении — самой социальной действительности с её музыкой злобы (имеются в виду «царящие звуки барабанов, цепей, топора»), способной отравить душу.
Но литературная аргументация может называть причины того или иного явления. Покажем это на примере тех же некрасовских стихотворений. Тезис «Весенняя природа оказывает благотворное воздействие на внутренний мир человека, что обусловлено несколькими причинами» конкретизируется следующим образом: 1) подлинная поэтичность весеннего мира (безграничность природных пространств, мягкость красок, музыкальность, вырастающая из сочетания, казалось бы, несочетаемых звуков, — всё то, что нельзя не назвать гармонией жизни) не может оставить равнодушным человека, способного воспринимать прекрасное; 2) жизненная активность, энергичность, напор обусловливают перелом в его душе и сознании, наполняя жизнь подлинным смыслом, приближая к добру.
В центре внимания может оказаться сама последовательность явлений или жизненных ситуаций, основанная на причинно-следственных отношениях, а это потребует следующей переформулировки тезиса: «Весенняя природа преображает человека — и душу его, и сознание». Тогда на этапе литературной аргументации контрастные его психологические состояния и раскрываются (логика, отражённая в вопросе «Что было и что стало?»): 1) чувство ревности, охватившее человека зимой, желание отомстить изменнице, сменяется христианским прощением, у истоков которого ощущение гармонии жизни («Зелёный шум»); 2) усталость от дисгармоничных звуков социально-исторической действительности, символизирующих насилие над человеком, само зло, ощущение подавленности этими звуками сменяется надеждой на покой, на приобщение к красоте («Заглуши эту музыку злобы! / Чтоб душа ощутила покой / И прозревшее око могло бы / Насладиться твоей красотой» — строки, которыми завершается стихотворение «Надрывается сердце от муки...»).
Содержание литературной аргументации может определить столкновение различных начал бытия, точек зрения, жизненных и эстетических позиций. Причём этого столкновения в самом произведении может и не быть: автор, предположим, лишь фиксирует их несоответствие друг другу, но в тексте сочинения это несоответствие как бы обостряется, укрупняется, так как становится предметом глубоких размышлений.
В этом случае возможен, а подчас и необходим выход за рамки одного литературного произведения. Этого, например, требует тезис «Весенняя природа может вызывать как радостные, так и грустные чувства», если опорными для вас будут охарактеризованные выше стихотворения Н. А. Некрасова, в которых весна подаётся в светлых тонах. Но в начале седьмой главы пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» (во второй и третьей строфах) мы читаем следующие строки: Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье В моей душе, в моей крови!
С каким тяжёлым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И всё, что радует, живит,
Всё, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье На душу мёртвую давно,
И всё ей кажется темно?
Или, не радуясь возврату Погибших осенью листов,
Мы помним горькую утрату,
Внимая новый шум лесов;
Или с природой оживлённой Сближаем думою смущённой Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?
Быть может, в мысли нам приходит Средь поэтического сна
Иная, старая весна И в трепет сердце нам приводит Мечтой о дальной стороне,
О чудной ночи, о луне...
Пушкин, в отличие от Некрасова, воспринимает весну как символ неумолимого движения времени, движения, оказывающего далеко не позитивное воздействие на человеческую душу, так как она напоминает об исчезновении, уходе того, что было в человеческой судьбе и чем нельзя не дорожить. Увы, ностальгические чувства не вызывают прилива жизненных сил, а, скорее, обрекают личность на апатию. Нельзя не отметить, что мотив неумолимого движения времени занимает одно из центральных мест в тексте пушкинского романа.
Чем полезна только что раскрытая логика литературной аргументации? Конечно же, тем, что она представляет жизнь в её сложности, противоречивости, многоаспектности.
Немного изменим знакомый нам тезис: «Преображение весенней природой и души, и сознания человека спасительно для последнего». Для того чтобы его аргументировать, мы и пойдём по пути мысленного эксперимента, опираясь на стихотворения Н. А. Некрасова. А для этого нам необходимо представить дальнейшие судьбы героев в том случае, если весна никак не наступит. Герой первого стихотворения полностью отдастся чувству мести и совершит преступление, то есть зло полностью восторжествует в его душе. Герой же второго стихотворения будет просто обречён на пессимистическое восприятие и осознание действительности, и самое страшное — музыка злобы, звучащая в социуме, породит чувство злобы в его душе, а из этого порочного круга вряд ли он сможет выйти в реальность, где есть место для подлинной музыки — мелодичной, естественной, родной.
В сочинении это высказывание, в полной мере соответствующее логике мысленного эксперимента, необходимо расширить художественными деталями и ему резко противопоставить другие высказывания, в которых будет показано благотворное воздействие пробудившейся весенней природы на внутренний мир некрасовских героев. Иначе говоря, мы резко столкнём предположение и художественную реальность (то, что присутствует в произведении).
1. Прочитайте тезисы и фрагменты из стихотворений Ф. И. Тютчева. В каждом случае определите возможный приём литературной аргументации. Если возможны варианты, то укажите на них. В сжатой форме обоснуйте свой выбор.
Тезис
Поэтические фрагменты
Весна — это само воплощение динамики, жизненной энергии, освободившейся от оков зимнего сна
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней Румяный светлый хоровод Толпится весело за ней!..
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Как не идеализировать морскую стихию, которая может быть такой разной, но всегда вызывать поэтическое состояние души, пробуждать романтические порывы в ней?!
О рьяный конь, о конь морской,
С бледно-зелёной гривой,
То смирный, ласково-ручной,
То бешено игривый!
Ты буйным вихрем вскормлен был В широком Божьем поле;
Тебя он прядать научил,
Играть, скакать по воле!
Как хорошо ты, о море ночное, — Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно.
Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах.
У природы есть душа, есть язык, но, к величайшему сожалению, не все люди это понимают
О чём ты воешь, ветр ночной?
О чём так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке —
И роешь и взрываешь в нём Порой неистовые звуки!..
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.
Тезис
Поэтические фрагменты
Смена времён года знаменует неостановимое движение времени в рамках годового цикла, но перестановки здесь немыслимы: матрица жизни работает, подчиняясь незыблемым законам
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою, Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Что пред тобой утехи рая,
Пора любви, пора весны,
Цветущее блаженство мая, Румяный свет, златые сны?..
Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!..
Человек, уставший от повседневной реальности и, может быть, от самого себя, жаждет одного — раствориться в мире природы, освободившись от собственного Я и от собственной души
Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души,
Тихий, тёмный, благовонный,
Всё залей и утиши.
Чувства — мглой самозабвенья Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья.
С миром дремлющим смешай!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь
ты?
Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звёзды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою — О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою.
2. К группе фрагментов из произведений А. А. Фета подберите тезис. Укажите возможный приём литературной аргументации. Приведите необходимые пояснения.
На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.
3. Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Ласточки» (1884). Подберите к нему тезис. На этапе аргументации используйте приём мысленного эксперимента.
4. Подберите стихотворения А. А. Фета к следующему тезису: «Есть такие мгновения, когда звёзды спускаются на землю, когда зацветают цветы, которым дано цвести раз в столетие. Напор чудесного разрушает законы обыденного» (Л. М. Лотман). Какие приёмы литературной аргументации вы предлагаете использовать и каким образом?