Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Служебный этикет: общие принципы



Нравственность, духовность, культура человека становятся сегодня важнейшими критериями решения жизненных и социальных проблем. Одним из результатов стремления людей к успешному сосуществованию и является этикет. Под этикетом подразумевается установленный порядок поведения, общепринятые формы обхождения в определенном обществе.

Например, водитель автомобиля, проезжающий по центральной улице, знает, что любое транспортное средство, выезжающее из бокового переулка, уступит ему дорогу, согласно существующим правилам дорожного движения. И если кто-то нарушит эти правила, то это может привести к аварии. Точно также нарушение правил этикета отдельными субъектами в обществе приводит к напряженности отношений между людьми, способной иногда вылиться в конфликт. Этикет является внешней формой выражения нравственных и эстетических норм, регулирующих поведение людей.

Содержание этикета – это признание значимости человека, проявление уважения к нему, почитание его, выраженное в форме вежливости, учтивости.

Культура поведения человека характеризует его духовный облик, показывает степень овладения им культурными достоинствами человечества, уровень его социализации, самодисциплины, нравственности. Это средство, при помощи которого человек может, не унижая других, обеспечить защиту собственного достоинства, создать условия для преодоления конфликтных ситуаций, достижения намеченных целей.

Этикет предлагает нам такие действия, в которых проявляется чуткость, умение беречь и щадить чужую душу, быть тактичным. Нравственное отношение человека к человеку – это стержень, мерило, основа этикета.

Грубость, неспособность, нежелание считаться с присутствием других, с их достоинством и значимостью ухудшают самочувствие людей, психологический климат их бытия, истощают нервную систему, отрицательно влияют на результаты труда.

Необходимость знания этикета сотрудниками органов внутренних дел обусловлена не только тем, что на них базируется служебный этикет, но и тем, что им приходится постоянно общаться с самыми различными людьми. С другой стороны, нормы служебного этикета сотрудников органов внутренних дел имеют свою профессиональную специфику.

Культура, нравственность, духовность приобретают сегодня исключительную важность и для сотрудников правоохранительных органов, т.к. жизнь общества предъявляет ко всем сотрудникам органов внутренних дел не только повышенные, но и качественно новые требования. Сотрудник должен быть не только высоко профессионален, но и интеллигентен.

Культура сотрудника правоохранительных органов – один из показателей его личного достоинства, уровня его нравственного сознания. Это значит, что действия сотрудников органов внутренних дел при всей их строгости и решительности всегда должны быть не только законными, но и отличаться высокой культурой.

В служебном этикете сотрудников органов внутренних дел нормы поведения в различных жизненных ситуациях строго расписаны в положении о службе, этическом кодексе.

Служебный этикет сотрудника органов внутренних дел – это система исторически сложившихся традиционных норм и правил – хорошая воинская выправка, осанка, правильное ношение форменной одежды, соблюдение субординации и правил взаимных приветствий и т. д.

Таким образом, из целого ряда церемоний, ритуалов, норм поведения складывается система служебно-этических традиций, которые в своей совокупности и составляют этикет. Нужно иметь в виду, что служебный этикет сотрудников ОВД не может быть изолированным от общества и формируется, прежде всего, на созданных общечеловеческих правилах поведения, каковыми являются: вежливость, корректность, тактичность, скромность, простота, точность и т. п.

Вежливость – это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям становится повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Вежливость – элементарное требование культуры поведения; она включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости является грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям. В целый ряд общепринятых формул вежливости органически входит понятие добра, под которым понимается то, что общество считает нравственным, достойным подражания.

Корректность– особый оттенок вежливости, который заключается в умении держать себя в рамках общепринятых норм приличия в любых ситуациях жизнедеятельности. Разумеется, что при любых правилах этикета поведение человека в значительной мере зависит от состояния его нервной системы, от характера и, наконец, от темперамента. Требования корректности в межличностных отношениях отвечают интересам всех людей. При соблюдении их в споре, дискуссии, диалоге можно быстрее найти истину, прийти к разумному решению. В служебных отношениях корректность помогает устранить все то, что мешает общим интересам дела коллектива.

Тактичность– это та необходимая мера, которую следует соблюдать в разговоре, в служебных и внеслужебных отношениях; это умение чувствовать границу, за которой результатом слов или действий наносится незаслуженная обида человеку со стороны другого. Тактичность включает в себя умение не заметить какую-либо оплошность другого человека и выдержанность в присутствии того, кто не владеет хорошими манерами, ибо замечание в данном случае может привести к остроконфликтной. Назойливость, даже если она исходит из самых благих побуждений, например, из желания оказать услугу в чем-то вызывает, как правило, у людей раздражение. Тактичный человек воздерживается от вопроса, который может поставить собеседника в неловкое положение. Чувство меры во всем – вот к чему, можно сказать, сводится тактичность.

Скромность– это одна из важнейших общепринятых норм этикета. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью и не кичится своими достижениями, даже если они очевидны. Скромный человек, не отказываясь от самооценки, всегда сопоставляет ее с мнением о себе окружающих людей. Но скромность отнюдь не означает самоунижение, отказ от гордости, независимости, самостоятельности в поведении. Она лишь выражает подлинное уважение к людям и предполагает:

- отсутствие в поведении театральности, позерства, высокомерия;

- добровольное подчинение себя требованиям общественной дисциплины;

- ограничение своих собственных потребностей существующими в обществе материальными условиями жизни остальных;

- отношение ко всем людям с уважением и проявление необходимой терпимости к мелким недостаткам людей;

- критическое отношение к своим заслугам.

В единстве со скромностью находится и такое правило этикета, как простота.

Простота не означает проявления фамильярности и панибратства во взаимоотношениях. Ничего общего она не имеет и с примитивностью духовной культуры личности. Простота – это не простоватость, а глубокое понимание и чувство равенства одного человека к другому, умение видеть в другом человеке самого себя и относиться к нему как к самому себе, исходя из правила: «Не делай другому человеку то, что себе не желаешь».

Простота в межличностных отношениях предполагает правдивость, честность, искренность, последовательность. Она есть форма выражения правдивости. И, наконец, «золотым» правилом этикета является точность – нравственное качество личности, понимание в смысле «быть в установленное время на определенном месте», «обязательно выполнить обещание», «точно и в срок выполнить приказ, распоряжение, задание» и т. д.

Особенно смысл точности обнаруживается в условиях деловых отношений, где человек своей неточностью может подвести коллектив, сорвать выполнение важного задания, привести к чрезвычайному происшествию, в боевой обстановке – к провалу задуманной операции, к неоправданным жертвам.

Точность– это и умение держать слово, и ценить время, и ясное выражение своих мыслей, и выполнение порученного дела в установленный срок. Точность есть важнейший признак культуры труда, высокой квалификации людей, их профессионального мастерства, нравственной воспитанности. Без точности и аккуратности человек не способен к созидательному труду, не может властвовать собой, т. е. управлять своими чувствами и поступками, отвечать за свои слова и дела.

Таковы основные правила этикета. На них основывается подлинная культура поведения любого здравомыслящего человека, к какой бы профессиональной группе он не относился, в том числе и к сотрудникам правоохранительных органов.

Кроме сказанного необходимо отметить один еще очень существенный аспект культуры поведения – речевой этикет. То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем и т. д. Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, т. е. то, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, где бы мы ни находились.

Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. Первое представление о человеке, как правило, формируется на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника. Поэтому для сотрудника органов внутренних дел, одной из основных обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура речи приобретает громадное значение.

Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли посредством языка. Оно заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли.

Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:

а) содержательность – продуманность и предельная информативность выражений; истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того;

б) логичность – обоснованность, непротиворечивость и последовательность изложения, в котором все ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли; логика – фундамент убеждения и доказательства;

в) доказательность – достоверность, понятность и обоснованность доводов, которые должны наглядно показать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер;

г) убедительность – способность убедить собеседника и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании; в этих целях следует учитывать психологическую характеристику собеседника, обращаться не только к его разуму, но и к сердцу и его совести, иллюстрировать свои положения яркими примерами; необходимо учитывать, что всякое убеждение есть переубеждение, переформирование мировоззренческих или нравственных взглядов и поэтому здесь требуются не только логические доводы, но и взаимное доверие, и эмоциональный, неравнодушный взгляд, и человеческое доброе слово;

д) ясность – каждое выражение должно быть четким и ясным; следует учитывать, что слишком быстрая речь трудно воспринимается;

е) понятность – пользование словами и терминами, понятными собеседнику; не следует злоупотреблять иностранными и редко употребляемыми словами и выражениями; ни в коем случае недопустимо употребление вульгарных слов и жаргонных выражений; нужно следить за отсутствием в речи слов-паразитов.

Существенное значение имеет тон и интонация разговора. Одно и то же слово или фраза могут оказать совершенно различное действие в зависимости от того, как они произносятся. Заносчивый и самонадеянный тон, свидетельствующий о переоценке собственной персоны и пренебрежении к окружающим, недопустим в деятельности сотрудника органов внутренних дел. Даже указания, носящие категорический, приказной характер, должны выражаться деловито и спокойно. Тон – это могучее средство эмоционального и волевого воздействия на собеседника: он может оскорбить, уязвить, побудить собеседника замкнуться, но он же может создать атмосферу доверия, взаимной симпатии, вызвать у собеседника чувство уважения, желание открыться, постараться понять и принять ваши доводы.

Огромную роль в разговоре играет умение выслушать собеседника, вникнуть в его мысли и чувства, понять их. Кроме того, о большом внутреннем такте говорит умение промолчать, если ответные доводы могут разжечь страсти и побудить собеседника к грубости.

Молчание – это очень выразительный речевой прием и достаточно красноречивый ответ на доводы, продиктованные недостойными мотивами. Это правило не относится к тем случаям, когда речь идет о мировоззренческих принципах или нравственных убеждениях, но в этом случае следует соблюдать выдержку и такт. Основное правило всякой беседы: уметь разумно задавать вопросы, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Следует отметить еще один немаловажный аспект. Сотрудник правоохранительных органов должен быть опрятным, иметь строевую подтянутость, держаться с достоинством, не сутулиться, ходить твердым и энергичным шагом. Хорошо подогнанная форма подчеркивает аккуратность и вызывает доверие. Оценка внешнего вида сотрудника во многом слагается из характера и состояния одежды и обуви. Правила ношения форменной одежды сотрудниками органов внутренних дел и сама форма определены соответствующими инструкциями и общевойсковыми уставами. Поэтому ее всякое самостоятельное «усовершенствование» – это, как правило, изменения в худшую сторону, показывающие низкий уровень эстетического вкуса ее потребителя.

Форменная одежда всегда смотрится хорошо, если она чиста, отглажена, подогнана по фигуре. Обувь всегда должна быть начищенной, каблуки – не стоптанными. Головной убор носится только прямо. Воспрещается держать руки в карманах и курить на ходу, если на вас форменная одежда. В этом случае рекомендуется также воздерживаться от решения личных бытовых вопросов, хождения по магазинам, ношения хозяйственных сумок, авосек, мешков, громоздких предметов. Служебную документацию, предметы туалета и другие необходимые вещи лучше носить в деловой сумке темных тонов.

Находясь в коллективе среди сослуживцев, мы ежедневно попадаем в самые различные ситуации. Жизнь сложна и разнообразна, поэтому дать рецепт, как вести себя во всех случаях, разумеется, невозможно. Но вежливый человек с чувством такта поймет, как поступить в любом случае.

От наших отношений друг с другом часто зависят и наше настроение и наша служба, поэтому вежливость – необходимое качество людей в дружбе и делах.

Известно, что с приветливым, вежливым, культурным человеком приятнее иметь дело, чем с замкнутым и угрюмым. В работе много зависит, даже просто от улыбки. Интересно, что наша улыбка нужна не только другим, но и нам же самим. Она меняет, создает нам настроение. Наше настроение влияет на наше выражение лица и, наоборот, наше выражение лица создает настроение. Это закон условных рефлексов. Даже если вы усилием воли искусственно начнете улыбаться, то через некоторое время ваше настроение изменится к лучшему.

Важным моментом в служебной деятельности является умение создать спокойную деловую обстановку.Если служебное помещение общее, следует стараться не мешать друг другу. При необходимости ­говорить вполголоса. Если вы курите, то нужно помнить об остальных и согласовать этот вопрос с вашими коллегами, находящимися с вами в одной комнате. Не отказывайте коллеге в совете, когда он его просит, и сами не избегайте советоваться. Однако нужно знать меру во всем, в том числе и в данном случае – не обращаться каждую минуту по пустякам и отвлекать своего сослуживца. Решать по возможности нужно свои дела самостоятельно.

Сотрудник не должен раздражаться, если его оторвали от дела. Если же обстоятельства не позволяют сделать сразу то, о чем его просят, ему следует извиниться и не забыть исполнить просьбу потом. При необходимости – сделать запись в своем рабочем блокноте.

Особое место в служебном этикете сотрудника ОВД занимает работа со служебной документацией. Нередко мы общаемся с помощью печатных документов. Длительная практика такого общения позволила выработать основные нормы и правила, повышающие его эффективность.

Самое общее требование, которое относится к служебным документам, сводится к тому, чтобы на основе составленного документа можно было принять необходимое решение. Следовательно, содержащаяся в нем информация должна быть точной, а изложение лаконичным, без общих положений и излишних деталей, уводящих в сторону от основного вопроса.

Главный путь повышения культурного уровня для каждого человека – понять или осознать, насколько важна, необходима каждому человеку внутренняя и внешняя культура, понимая под внутренней культурой сумму накопленных знаний, впечатлений, переживаний, которые вылились во взгляды, вкусы, а под внешней культурой – сумму накопленных привычек в поведении, общении, манерах, языке.

Первый этап состоит в том, чтобы уяснить для себя, как важно стать культурным человеком.

Второй этап – это решить им стать. Такое решение включает в себя получение не только общего образования, но и продуманного, систематического чтения, посещения театров, концертов, музеев, выставок, лекций и т. д.

Понятно, что третий этап – это реализация накопленного социально значимого опыта в жизни. А это требует в свою очередь усилий воли, настойчивости для приобщения к величайшим культурным ценностям человечества.

Выполнение правил этикета не представляет большой трудности, в особенности, когда это превращается в привычку. Но игнорирование их ведет к нарушениям нормальных отношений между людьми, ненужной трате сил, средств и времени. Чтобы этого не происходило, необходимо не только знать, каким должен быть культурный человек, но и стать им. Чтобы реализовать знания и опыт, нужно постоянно следовать правилам этикета, ибо, как заметил Демокрит, «хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы».

 

Профессиональный такт

Профессиональный такт- это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это умение тактично, корректно обойти по возможности вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это умение что-то сказать или сделать без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности. Проявление бестактности - безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности.

Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - это не просто обязательный элемент общения, но неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности руководителя - непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом. Деловое общение сотрудников правоохранительных органов как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы. Основные ситуации:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.