Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деловое общение в экстремальных ситуациях



Экстремальные условия и их влияние на поведение людей

 

В последнее время часто создаются условия, когда нормальная деятельность различных подразделений правоохранительной системы, направленная на охрану общественного порядка, борьбу с преступностью, охрану интересов государства, защиту прав и свобод граждан и т.д., нарушается внезапным осложнением оперативной обстановки. Привычные условия деятельности меняют природные и технические катастрофы, массовые беспорядки, социальные катаклизмы и ведение боевых действий. Они по своим параметрам значительно выходят за рамки привычных норм, заставляя использовать непривычные формы и приемы работы, в том числе и делового общения. В связи с этим следует обратиться к ряду особенностей влияния внешних факторов экстремальности на состояние человека, выделив особенности общения в этих условиях.

Психологическая сущность экстремальных условий заключается в разрушении привычных систем отношений; изменении системы мотивации деятельности; изменении норм (правовых, моральных и прочих), которыми привычно пользуется человек. В экстремальных условиях люди могут оказаться и по своей воле (как профессионалы различных специальных подразделений, врачи, транспортники и т.п.), и вопреки своей воле (жертвы катастроф и стихийных бедствий, лица, подвергшиеся наказанию и т.п.).

К задачам, решаемым правоохранительными органами в сложных условиях, относятся также предупреждение и пресечение распространения ложных и провокационных слухов, паники и возможных массовых беспорядков; осуществление режима допуска в очаги экстремальных условий.

Решение перечисленных выше задач накладывает свой отпечаток на содержание, характер, этику делового общения в экстремальных ситуациях. В таких условиях модель общения требует от сотрудника дипломатических способностей и психической уравновешенности, знания психических особенностей поведения человека в экстремальных ситуациях.

Среди психологических последствий экстремальных условий на первое место можно поставить нарастание эмоционального компонента в поведении. У ряда лиц понижается способность к самоуправлению, повышается нервно-психическое напряжение, активизируются отрицательные эмоции.

Люди в экстремальных условиях легче поддаются влиянию эмоций, им труднее контролировать свое поведение, в том числе и в общении. Появляются чувства отчаяния, страха, безнадежности, гнева. На поведение таких людей труднее воздействовать рациональными, разумными доводами и аргументами.

Сотрудникам правоохранительных органов в таких условиях нередко приходится противопоставлять этим негативным чувствам свое хладнокровие, рассудительность и красноречие, способность сдерживать себя и подавлять неуправляемые эмоции. Повышенные физические нагрузки, нервное напряжение обусловливают активизацию явлений, возникающих в основном при нарастающем истощении нервной системы. У людей появляются раздражительность, резкая смена настроений, в ходе общения и межличностного взаимодействия легче вспыхивают конфликты (порой из-за мелочей). Человек легче перенимает настроение других людей, поддается панике, отчаянию. В то же время большое влияние оказывают и положительные эмоции, когда высокое моральное состояние окружающих более интенсивно передается каждому.

Перечисленные психические особенности, характер экстремальных ситуаций позволяют сделать вывод о том, что сотрудникам правоохранительных органов в ходе делового общения необходимо особое внимание уделять моральному состоянию населения, поддержанию его духа.

В ходе общения необходимо учитывать и принимать во внимание основные психологические реакции человека на экстремальные условия. В результате анализа они были сгруппированы по двум основным уровням.

Положительные реакции:

– мобилизация возможностей, активизация деловых мотивов, долга, ответственности;

– возникновение делового возбуждения, энтузиазма, интереса, азарта;

– актуализация творческих возможностей, повышение готовности к решительным и смелым действиям;

– повышение выносливости, неприхотливости, понижение порогов ощущений, ускорение реакций;

– снижение утомляемости, исчезновение усталости, беспечности.

Отрицательные реакции:

– появление тревоги, беспокойства, неуверенности, обострение чувства самосохранения;

– появление страха, боязнь за себя, острая борьба мотивов долга и личной безопасности;

– значительное снижение нижнего порога нравственной допустимости, разрушение обычных нормативных этических представлений;

– проявление растерянности, оцепенения, ступора или фрустрации (то есть появление чувств безысходности и отчаяния);

– непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности;

– разрушение отработанных навыков, появление ошибок в работе;

– недостаточная мобилизованность, несобранность;

– утрата самоконтроля, появление истерических реакций, панические действия, появление чувства слабости;

– острые психозы.

 

В любой экстремальной ситуации много что зависит от нашей способности сохранять самообладание, поскольку лишь при этом условии возможна адекватная оценка того что происходит с дальнейшим успешным выполнением принятых решений. Для того чтобы не попасть в безысходное положение сотруднику полиции необходимо: всегда быть терпеливым и сохранять самообладание.

Ключевые слова:

этика, этикет, мораль, нравственность, интересы дела, порядочность, доброжелательность, уважительность, вежливость, корректность, тактичность, скромность, простота, точность, культура поведения, речевой этикет, культура речи, тон, интонация, молчание, профессиональный такт.

 

Рекомендуемая литература:

1. Бандурка О.М. Професійна етика працівників органів внутрішніх справ: Навч. посібник. – Харків: НУВС, 2001.

2. Гребеньков Г.В. Юридическая этика: учеб.пособие. _ Дрнецк: ДИЭХП, 2002.

3. Гребеньков Г.В. Юридична етика: навч. посібник для студ. ВНЗ. – К.: Атіка, 2005.

4. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебюдля вузов. – М.: Норма-Инфа М.,2002.

5. Малахов В.А. Етика: курс лекцій: навч.посібник. – К.: Либідь, 2004

6. Мовчан В.С. Етика: навч.посібник. – К.: Знання, 2007.

7. Некрасов А.И. Этика: учеб.пособие. – Х.: Одиссей, 2007

8. Порубов Н.И. Юридическая этика: учебное пособие. – Мн.: Высшая школа, 2003.

9. Тофтул М.Г. Етика: навч.посібник. – Київ: Академія, 2006

10. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: учеб.пособие. – М.: Щит, 2008

11. Профессиональная этика и служебный этикет: ученик для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» /под. ред.. В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.