Реставрация дворцовых ансамблей, памятников архитектуры, разрушенных войной. Возрождение мирной созидательной жизни и торжество победы над фашизмом – внутренне содержание архитектуры послевоенного десятилетия. Продолжение концепции эмоционально-приподнятого архитектурного образа построек. Классические формы архитектуры в сочетании с мотивами национального зодчества разных союзных республик. Антифункциональность архитектуры классицизирующего направления.
Общеэстетическое в архитектуре второй половины ХХ века. Административные и жилые здания. Новые станции Московского метрополитена. Синтез искусств.
Универсализм архитектуры 1980 – 90 гг. Интернациональность архитектуры конца ХХ в. Массовое жилищное строительство 1960-90 гг. Новый подход к архитектурному наследию. От осознания ценности отдельного уникального памятника к сохранению целостных очагов архитектурной среды. Включая рядовые памятники («средовой подход»). Разработка новой градостроительной модели Москвы (Генплан 1971 г.. гл. арх. М.Посохин). Опыт проектирования и строительства Нового Арбата, Новокировского проспекта и др.
Стандартно-унифицированная массовая застройка во всех регионах СССР. Строительство стадионов, спортивных сооружений (в связи с подъемом олимпийского движения), аэропортов. Типология сооружений. Дворцы культуры. Дома и дворцы пионеров (Дворец пионеров в Москве, арх. В.С.Егерев, Ф.А.Новиков, И.А.Покровский и др.). Строительство Центрального стадиона имени в.И.Ленина в Лужниках (арх. А.В.Власов), Дворца съездов (арх. М.В.Посохин).
Влияние технического опыта Запада на развитие архитектуры в СССР. Европеизация советской архитектуры тех лет и реакция на нее: «стиль неорюсс». Новая архитектура в национальных республиках СССР. Советское зодчество 1960-80-х гг.в мировом контексте. Взаимодействие его с современными течениями зарубежной архитектуры (хайтек, брутализм, регионализм, неотрадиционализм-постмодернизм и т.д.). Возрастающая роль визионерского жанра «бумажной архитектуры» в ситуации 1980-х гг. Значение школы МАРХИ в новом движении за свободу архитектурного творчества. Тенденции полистилизма, их связь с контекстом мирового постмодернистского зодчества. Экономическое расслоение российского общества и его отражение в характере жилищного строительства. Контрасты между типовым домостроением и «эстетизмом» архитектуры особняков и коттеджей. Новые веяния в архитектуре общественных зданий. Типология сооружений в новое время. Начавшееся возрождение храмовой архитектуры. Практика воссоздания ранее разрушенных культовых зданий.
Градостроительные идеи конца ХХ в. и «модель мира».
Рекомендуемая литература
Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989
Художественные модели мироздания. ХХ век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. // Художественные модели мироздания. ХХ век. М., 1999 С. 283-295
Кн.2. М., 1999
Архитекторы и архитектурные памятники Пермского Прикамья. Краткий энциклопедический словарь. Сост.: Н.В.Казаринова, Г.Д. Кантарович. Пермь, 2003
Иконников А.В. Современная архитектура, Л., 1983
Посохин М.В. Город для человека. М., 1980
Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства ХХ века. М.. 1990
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы
Основная
Биобиблиографический словарь: Художники народов СССР : В 5 тт. (А-К). М.
История российской культуры. Имена и факты 14-20 вв. (Синхронистические таблицы) М., 1999
История всеобщей архитектуры: В
Иконников А.В. Современная архитектура, Л., 1983
Малая история искусств. Искусство ХХ века. В 2 тт. М., 1991
Моль А. Социодинамика культуры. М. 1973
Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989
Самосознание европейской культуры ХХ века. (Мыслители, писатели запада о месте культуры в современном обществе). М., 1991
Советское искусство 1920-30 гг. Л.. 1988
Степанян Н. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х М., 1999
Турчин В.С. Образ ХХ… В прошлом и настоящем. М., 2003
Художественные модели мироздания. ХХ век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. // Художественные модели мироздания. ХХ век. М., 1999 С. 283-295
Кн.2. М., 1999
Якимович А. Реализмы ХХ века. М., 2001
Дополнительная
Аверина Н.Ф. Пермская книга. Пермь, 1989.
Абашеев В. Пермь как текст. ПГУ. Пермь, 2000
Архитекторы и архитектурные памятники Пермского Прикамья. Краткий энциклопедический словарь. Сост.: Н.В.Казаринова, Г.Д. Кантарович. Пермь, 2003
Герчук Ю. Советская книжная графика. М., 1986
Гройс А.Б. Утопия и обмен. М., 1993
Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971 (о Баухаузе)
Костин В. ОСТ (Общество станковистов). Л.,1976
Багдасаров Р. Христианская живопись в России 2-ой половины ХХ века.// «Человек»,2000, №5
Дворжак Макс. История искусства как история духа (пер. с нем.). СПб., 2001
Горичева Т. Православие и постмодернизм. Л., 1991
Зингер Л.С. Советская портретная живопись. В 2 тт. М., 1978
Искусство сталинской эпохи// Вопросы искусствознания. 1-2/95 М., 1995 С.99-229
Власова О.М. Замечательные люди Прикамья: Художник П.И.Субботин-Пермяк. Пермь, 1990
Казаринова Н.В. Художники Перми. М., 1987
Искусство Перми в культурном пространстве России. Век ХХ. Сост.: Н.В.Казаринова. Пермь, 2000
История советской архитектуры.
Калугина Т. Постмодернистская парадигма как защитный механизм культуры// Вопросы искусствознания УШ.(1/96), М., 1996. С.192-201
Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. В 2 Т. М., 2001
Кантарович Г.Д. Тольцинер – архитектор «Баухауза»// Искусство Перми в культурном пространстве России. Век ХХ. Сост.: Н.В.Казаринова Пермь, 2000
Кириллова Г. Ю.Пименов. Л., 1980
Конец ХХ века: парадигмы культуры//Вопросы искусствознания. 1/94 М., 1994. С.5-122
Костин В.И. К.С.Петров-Водкин. М., 1966
Крусанов А. Русский авангард. ТТ.2, кн.1,2 М., 2003
Крючкова В.А. Антиискусство: теория и практика авангардистских движений. М., 1984
Кутырев в.А. Пост-пред-конрт-модернизм: концы и начала// Вопросы философии, 1998, №5
Лебедянский М.С. Советская русская живопись первого октябрьского десятилетия. Л., 1977
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. (Пер. с фр.) СПб., 1998
Листа Марчелла. В.Кандинский и А.Шенберг (Между Россией и Германией.
Марков В.Ф. История русского футуризма. (Пер. с англ.) СПб., 2000
Морозов А. К будущей истории русского искусства ХХ века.// Вопросы искусствознания УШ (1/96) М., 1996 С.34-48
Никифоров Б.М. А.Пластов. М., 1972
Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство. В 2-х тт. М., 1986
Посохин М.В. Город для человека. М., 1980
Художественная жизнь современного общества: В 3 тт. Т.2: Аудитория искусства в России вчера и сегодня. ГИИ, СПб., 1997; Т.3 : Искусство в контексте социальной экономики. СПб. 1998
Русский авангард 1910-1920-хгг в европейском контексте. М., 2000
Соколов Б.М. «Синий всадник» у подножия Монсальвата. Вагнеровская тема у Кандинского в 1900-1910 гг.М.,
Синий всадник. Под ред. В.Кандинского и Ф.Марка. М., 1996