Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Объем дисциплины по формам учебной деятельности



Формы учебной деятельности     Количество часов
Аудиторные занятия:    
лекции  
семинарские и практические занятия    
Самостоятельная работа студентов  
Всего:  

 

 

Тематический план, распределение часов

По формам учебной работы

 

 

№ п/п     ТЕМЫ         Всего   Формы учебных занятий
аудитор ные: Самост.
  Лекции Семин. и практич. Работа студентов
1. Проблемы изучения отечественного искусства ХХ века        
2. Традиционализм и новации в искусстве ХХ в. Реализмы ХХ в.
3.     4.   Авангард и проекты будущего     Конструктивизм в архитектуре 1920-х гг. Социальная архитектура 1920-30 гг. и градостроительство            
5. Изобразительное искусство периода Великой отечественной войны и послевоенного времени. Время «хрущевской оттепели» и искусство.              
6. Искусство периода 1960-х 1990 -х гг. Искусство конца ХХ в. Неоавангард. Арт-рынок.
7. Архитектура второй половины и конца ХХв. Проблема коммуникативности архитектуры.  
  ВСЕГО
             

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1.

Введение в учебный курс «Отечественное искусство ХХ века»

Проблемы изучения отечественного искусства в ХХ веке.

Смена парадигм изобразительного искусства. Этапы развития и проблемы периодизации. Особенности культуры в переходные эпохи.

Особенности художественных процессов данного периода определены характером исторического развития страны, переживавшей сложный этап своего развития. Для России это век больших социальных потрясений: революций, мировых войн, выдающихся свершений и разрушительных кризисов. Судьбы творчества так же оказываются драматичными, полными напряженных противоречий. На протяжении века имеют место попытки настойчивого вмешательства власти в дела искусства. На ряде этапов его динамичное развитие сменяется застоем. В противоречивом развитии могли скрываться альтернативные художественные устремления. Все это образует своеобразнейшее переплетение художественных проявлений традиционного и новаторского. До сих пор художественные процессы русского искусства ХХ века не получили у историков искусства художественных критиков однозначных оценок и устойчивых определений. Многие процессы художественной культуры, архитектуры, изобразительного искусства ХХ века имеют свое значение, к опыту ХХ века обращаются и современные мастера искусства.

Периодизация материала корректируется с общепринятой хронологией гражданской истории России и СССР в сочетании с выявлением специфической проблематики соответствующих этапов.

Выделяются следующие разделы курса: 1) 1900-середина 1910 гг; 2) середина 1910 –х гг – 1920-е гг.; 3) 1930-е – начало 1950-х гг.; 4) середина 1950-х –рубеж 1980-1990; 5) 1990-е гг.

Сочетание синхронного и диахронного подходов в изучении искусства ХХ века. Историки отечественного искусства о написании Новой истории искусства России.

При осмыслении конкретных явлений практики отечественного искусства ХХ века следует иметь в виду следующие ключевые моменты, определяющие ее развитие на протяжении всего столетия:

- актуальность проблемы политизации, идеологизации художественного сознания;

- проблема взаимодействия традиционного и новаторского;

- проблема национальной мультикультурности отечественного художественного контекста.

- в центре внимания изучения курса - основные историко-культурные, идейные, образные и формальные особенности эволюции системы пространственно-пластических искусств как целого.

Материал для самостоятельного изучения

Знакомство с коллекциями и экспозицией в Пермской государственной художественной галерее. Познакомиться с выставочными экспозициями современного искусства в различных выставочных пространствах Перми.

Составление библиографии, знакомство с литературой изучаемого периода.

 

Рекомендуемая литература:

Биобиблиографический словарь: Художники народов СССР : В 5 тт. (А-К). М.

История российской культуры. Имена и факты 14-20 вв. (Синхронистические таблицы) М., 1999

Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989

Степанян Н. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х М., 1999

Турчин В.С. Образ ХХ… В прошлом и настоящем. М., 2003

 

Тема 2.

Традиционализм и новации в искусстве ХХ века.

 

Общая характеристика ситуации в искусстве и художественной жизни России рубежа веков. Доминирующие позиции мастеров старшего поколения реалистической и академической ориентации. Судьбы позднего передвижничества (А.Архипов, С,Иванов, А.Степанов). Эволюция жанровой картины. Образы русской истории в живописи А.РЯбушкиан. Проблемы «русского импрессионизма» (В.Серов, И.Левитан, К.Коровин). Эволюция импрессионизма в творчестве мастеров «Союза русских художников». Ф.Малявин: живописная экспрессия образов народного быта, развитие типа крупноформатной монументально-декоративной композиции.

АХРР (Ассоциация художников революционной России (1922-32), с 1928 г. – Ассоциация художников революции) ее организационное образование и художественной движение. Декларация преемственной связи с передвижничеством, ассимиляция элементов русского импрессионизма. Политизированный характер деятельности. АХРР и сложение жанровой типологии советской «тематической картины». Впоследствии «канонизированной» официальным искусством СССР. Борьба идеологов объединения за привлечение массового зрителя. Стремление АХРР во второй половине десятилетия объединить другие художественные течения. АХР как модель будущих Союзов художников. Сложение доктрины единого творческого метода советского искусства социалистического реализма (соцреализма). Его главный принцип – «показ действительности в революционном развитии». Концепция искусства «национального по форме и социалистического по содержанию». Особенности нового метода в 1930-е гг.: двойственное отношение к реалистическому наследию, эклектическое использование идеализирующей неоклассической стилистики. Мифотворческие аспекты советского художественного сознания, их социально-психологические и культурно-исторические корни. Утопическая символика «Светлого пути» - стержневой мотив советского мифа 1930-х гг.

«Суровый стиль» как воплощение поисков нового стиля в искусстве второй половины 1950- начале 1960-х гг.. Отказ от формы парадной, декоративной картины, возрождение интереса к крупной изобразительной форме. Публичность нового художественного языка. Пафос документальности. Судьбы реализма на рубеже 20-21 вв..

Реализмы ХХ века в отечественном и европейском искусстве: живописный, магический, метафизический, идеологический (идейный реализм, утопический реализм); социалистический, сюрреализм, мифологический реализм.

Пермская школа реализма в конце ХХ века (Уральский филиал Академии живописи, ваяния, зодчеств им. Глазунова, Портретный класс Е.Н.Широкова в ПГИИК)

 

Материал для самостоятельного изучения .

1. Отечественное искусство 1900-1910 гг.

2. Отечественное искусство 1910-1920-х гг.

 

Отечественное искусство начала ХХ века. Эволюция русской скульптуры начала ХХ века. М.Врубель и проблематика стиля модерн в скульптуре. А.Голубкина и школа Родена. Жанрово –тематическое разнообразие пластики С.Коненкова. Неоклассические тенденции в работах Коненкова. Символизм и мифотворческая неоклассика в творчечтве А.Матвеева. Пересечения стиля модерн и неоклассики в творчестве Н.Андреева. Неоклассические и кубистические элементы в скульптуре первой полвины 1910-х гг. Значение идей, западноевропейского символизма в формировании «первой волны» русского символизма. Символизм и генезис «стиля модерн» . Черты « нового искусства»в творчестве В.Серова, М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, художников «Мира искусства». Опыт создания нового типа искусства, отличного от традиций Х1Х века. Воздействие на развитие новой художественной школы философских, теософских и религиозных исканий рубежа веков. Союз русских художников, Товарищество передвижных художественных выставок в начале ХХ в. Национальная романтика и неоклассика в изобразительном искусстве.

Национальная романтика, неоклассика и «Новая архитектура» в 1910-е гг.Романтическая идея «Жизнестроения» и синтеза искусств раннего модерна как программа новой архитектуры ХХ века. Общность путей ее развития в России и на Западе. Процессы жанрового структурирования архитектуры этого времени. Типология частного особняка, массового жилища и доходного дома. Новые типы общественных сооружений. Влияние новаторских идей Запада (Говарда, Тони Гарнье, Сори и Мата) на проекты реконструкции исторически сложившихся городов и нового расселения. Тема «Зеленого города», «Города-сада» и поселка, нового городского квартала в проектах и строительной практике.

Зодчие раннего романтического модерна . (В.Вальконот, Ф,Шехтель, Л.Кекушев, Ф,Лидваль и др). Осмысление отечественного средневекового наследия. Национальная стилистика в архитектуре модерна. Национальная стилистика в архитектуре международных выставочных павильонов, вокзалов, крупных доходных домов. Стилевые искания модерна. Научно-технический прогресс в области строительной инженерии и его воздействие на архитектурную практику.

Модернистские и авангардные искания в русском и зарубежном изобразительном искусстве. Их стимулирующее значение для архитектуры. Кубофутуристические и экспрессионистические тенденции в деятельности европейских зодчих и их влияние на развитие отечественной архитектуры. Неоклассицизм 1910-х гг. Градостроительные идеи неоклассицизма.

Октябрьская революция 1917 года. Радикальное изменение социального и экономического

статуса художника. Актуализация агитационно-массовых видов и форм творчества в период 1918-1921 гг. «План монументальной пропаганды», его политические, идеологические и культурно-просветительские аспекты. Мастера (С.Коненков, А.МАтвеев, В,Мухина,И.Шадр, Л.Шервуд, и др. .

Художественная жизнь страны в период окончания Гражданкой войны и начала НЭПа.

Реформирование художественного образования. ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). Структура. Принципы деятельности.

Культурная политика и художественное образование в российских регионах. П.И.Субботин-Пермяк и Пермские высшие художественно-промышленные мастерские – Художественный техникум.

 

Се м и н а р с к о е з а н я т и е

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.