1. Мотив ребенка (персонаж, на которого хотел бы быть похож ребенок; «Хочешь, я научу тебя драться правильно?»).
2. Снижение тревоги. Увеличение времени разворачивания реакции и снижение степени реакции (знак «Стоп», игрушка, «Вспомни меня»).
3. Выплеск негативных эмоций (игра, выйти из комнаты, побить подушку и пр.).
4. Формы контроля эмоций.
ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА
№
Рецепт
Путь выполнения
1.
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно
ü Слушайте своего ребенка
ü Проводите вместе с ним как можно больше времени
ü Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах
2.
Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
ü Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно)
ü Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения
3.
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии
ü Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
ü «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседей комнате»
ü «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
4.
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
ü Примите теплую ванну.
ü Выпейте чаю.
ü Позвоните друзьям.
ü Сделайте «успокаивающую» маску для лица.
ü Просто расслабьтесь, лежа на диване.
ü Послушайте любимую музыку.
5.
Старайтесь пред-видеть и предот-вратить возможные неприятности, кото-рые могут вызвать ваш гнев.
ü Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
ü Не позволяйте выводить себя из равновесия Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чем-то приятном) и ситуацией.
6.
К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть все- возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.
ü Изучайте силы и возможности вашего ребенка
ü Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д.), отрепетируйте все загодя.
ü Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т. д.
ВОСЕМЬ РЕЦЕПТОВ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
№
Содержание рецепта
Пути его выполнения
Рецепт 1
Постарайтесь более позитивно относиться к жизни
♦ Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений
♦ Если негативные мысли будут
Иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное
иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное
Рецепт №2
Относитесь к людям так, как они того заслуживают
♦ Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества
Рецепт №3
Относитесь к себе так, как вы того заслуживаете
♦ Составьте список своих достоинств
♦ Убедите себя в том, что вы имеете таковые
Рецепт №4
Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравиться в себе
♦ Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе
♦ Если да - то не откладывайте
Рецепт №5
Начинайте принимать решение
♦ Помните, что не существует правильных и неправильных решений
♦ Любое принятое вами решение всегда можно оправдать и обосновать
Рецепт №6
Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние
♦ Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи...
♦ Имейте и любите свои "слабости"
Рецепт №7
Начинайте рисковать
♦ Принимайте на себя ответственность
♦ Сначала доля риска может быть невелика
Рецепт №8
Обретите веру
♦ Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций
♦ Если вы не можете повлиять на ход событий, отойдите в сторону и просто подождите
Список рекомендуемой литературы:
1. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2003. – 255 с.
2. Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2005.
3. Лютова К. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2000.
4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб., 1996.
6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1-4. – М., 1998.