· По мнению А. Басса агрессивные действия можно описать с помощью трех шкал: физическая — вербальная; активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.
Тип агрессии
Примеры
Физическая - активная - прямая
Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия
Физическая - активная - непрямая
Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага
Физическая - пассивная - прямая
Стремление физически не позволить другому достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация)
Физическая - пассивная - непрямая
Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации)
Вербальная - активная - прямая
Словесное оскорбление или унижение другого человека
Вербальная - активная - непрямая
Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке
Вербальная - пассивная - прямая
Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы
Вербальная - пассивная - непрямая
Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют)
· С точки зрения деструктивной направленности можно рассмотреть три типа нарушений поведения:
1)Одиночный агрессивный тип нарушения поведения.
Кроме указанных выше общих диагностических критериев поведенческих нарушений, у подростков описываемого типа имеет место также доминирование агрессивного поведения в физическом или вербальном плане. Преимущественно оно направлено против взрослых и родственников. Такие подростки склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму.
Подростки с этим типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Они часто рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганства, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.
У многих из этих подростков нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками. Такие подростки могут держаться изолированно от ровесников. Некоторые из них дружат с гораздо более старшими или, наоборот, более младшими, чем они, или же имеют поверхностные отношения с другими антисоциальными молодыми людьми,
Для большинства подростков, отнесенных к одиночному агрессивному типу, свойственна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ жесткости. Характерно, что такие подростки никогда не заступаются за других, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти подростки часто ощущают сильную фрустрацию, имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиняются дисциплине. Их недостаточная социабельность проявляется не только в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах, но и в недостаточности сексуального торможения. Таких подростков часто называют. К сожалению, подобные наказания почти всегда усиливают выражение ярости и фрустрации, носящее дезадаптивный характер, вместо того чтобы способствовать решению проблемы.
Основной отличительной особенностью данного вида агрессивного поведения является одиночный, а не групповой характер деятельности.
2)Групповой агрессивный тип нарушений поведения.
Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, выражающееся в основном в виде групповой активности в компании сверстников, обычно вне дома, Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки — это скорее правило, чем исключение.
Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения является значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому подростки с такими нарушениями обычно дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них.
3)Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания.
Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия встречаются при других формах расстройств поведения, однако не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения могут быть: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность.
Подростки с указанными признаками поведения часто спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют просьб и требований, чем провоцируют конфликт с окружающими. Пытаются обвинить других в собственных ошибках и трудностях. Такое поведение почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями или взрослыми, сверстниками, которых подросток хорошо знает.
Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких подростков часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются человеческие отношения. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, сопротивляются требованиям и стремятся решать свои задачи без посторонней помощи.
· С точки зрения социальной направленности различают социализированное и несоциализированное агрессивное поведение:
1)К первой группе (где социализированное агрессивное поведение) относятся подростки, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения.
2)Ко второй группе (т.е.несоциализированное агрессивное поведение) относятся подростки с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией подростка на напряженную стрессовую ситуацию или психическую травму либо представляет собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.
Схожую классификацию нарушений поведения предлагает В. Т. Кондратенко (1988), определяя их как отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека, проявляющихся как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения).
Рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека, он выделяет девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях.
Таким образом, агрессивность можно определить как личностную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития на основе социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на разного рода раздражители. Показателем агрессивности является количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющихся в фантазиях.
· По направленности на объект выделяют агрессию внешнюю (по др. гетероагрессию, экстрапунитивную) и внутреннюю (по др. аутоагрессию, интрапунитивную) (Бэрон, Ричардсон, 2000):
· 1)Гетероагрессияхарактеризуется открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо «смещением» ее на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Например, подросток набрасывается с кулаками на своего обидчика или срывает злость на окружающих, издевается над животными, портит вещи человека, который его разозлил, и пр.
2)Аутоагрессияхарактеризуется выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Подросток мучается угрызениями совести, занимается самонаказанием, а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т. д.).
· В соответствии со способом выражения выделяют произвольный и непроизвольный виды агрессии (Фурманов, 2004).
1)Произвольная агрессиявозникает из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Например, подросток, который не хочет, чтобы родители заходили в его комнату, выражает им свое недовольство в грубой форме. Сюда же относится и вынашивание планов мести за нанесенную обиду, выжидание удобного момента для «ответного удара».
2)Непроизвольная агрессияпредставляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративным в данном случае может быть психомоторное возбуждение, когда подросток бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет.
· По конечной цели выделяют инструментальную (по др. конструктивную) и враждебную (по др. деструктивную) агрессию:
1)Об инструментальной агрессииговорят в тех случаях, когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства.
Здесь рассматривают индивидуальную инструментальную-своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную-асоциальную и просоциальную агрессию.
2) В случаях враждебной (деструктивной) агрессиив действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно отнести к этой категории агрессии.
· По форме выражения различают:
- физическую агрессию — предпочтительное использование физической силы против другого лица (драка, толчки, подножки и пр.);
- вербальную агрессию — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов;
- косвенную агрессию — действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика), или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топанье ногами);
- негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления (часто упрямство, «бойкот») до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (забастовки, митинги и другие проявления «гражданского неповиновения»).
· С. Фешбах ввел в свою классификацию агрессии важную переменную, связанную с мотивированием поведения. На основании этого критерия он выделил три типа агрессивного поведения:
- враждебная агрессия — имеет своей целью причинить другому субъекту неприятные или психологические ощущения;
- инструментальная агрессия — целью такого поведения является не само причинение вреда другому субъекту, а решение определенной проблемы;
- экспрессивная агрессия — является формой самовыражения и самоутверждения с помощь применения насилия.
Агрессивное поведение, направленное против окружающих, часто приводит «агрессора» к столкновению с законом и характеризуется с юридической точки зрения как правонарушение, (антисоциальное поведение).