Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Юридические источники права: понятие, виды



 

Когда говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Иными словами, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм[14].

Вопрос о формах права тесно связан с вопросом о способах его выражения, т. е. о том, как, какими способами господствующий класс возводит свою волю в закон. Но, хотя эти вопросы и тесно связаны, их нельзя отождествлять. Их смешение ведет к ошибочному пониманию как самого процесса правотворчества, так и его результатов.

Способы выражения права дают нам представление о процессе пра­вотворчества, т. е. о том, какие именно органы государства формируют государственную волю господствующего класса и какими методами они это делают. Исторически сложилось, что в процессе правотворче­ства могут участвовать как законодательные органы государства (пони­маемые как представительные в широком смысле слова), так и органы управления и судебные органы. Роль и значение каждого из указанных видов органов в различных государствах в разные эпохи различны. Так, особенности правотворчества социалистического государства заключа­ются, в частности, в том, что преобладающую роль в правообразовании играют законодательные органы — представительные учреждения тру­дящихся, что из органов управления в правотворчестве участвует стро­го определенный законом круг органов, что судебные органы не участ­вуют в правотворчестве, что к процессу создания права широко привле­каются трудящиеся и их общественные организации.

Какими методами законодательные, управленческие и судебные ор­ганы могут творить право? Во-первых, путем установления общеобяза­тельных правил, рассчитанных на регулирование общественных отноше­ний определенного вида, т. е. путем непосредственного нормотворчества. Во-вторых, путем придания общеобязательного значения правилам, уже сложившимся в фактической жизни или создаваемым негосударствен­ными, общественными коллективами, т. е. путем санкционируемого нор­мотворчества.

Какие именно органы и какие именно методы избирает господствую­щий класс для возведения своей воли в закон, зависит от многих факторов: экономических, политических, идеологических и иных. На процесс правотворчества влияют формы государственного правления и государственного устройства, политический режим, исторические тради­ции, развитие юридической науки и законодательной техники и др. Боль­шое значение имеет и степень развития демократии в государственном управлении. Так, предоставление широких нормотворческих прав орга­нам управления и судебным органам в буржуазном обществе свидетель­ствует о низком уровне демократизма (хотя буржуазные идеологи и пытаются всячески доказать обратное); в этих случаях от правообразования отстраняются массы населения, создаются возможности для про­извола судей и чиновников.

Но, несмотря на влияние столь разнообразных факторов, выбор то­го или иного способа выражения права не представляет собой истори­ческой случайности. Господствующий класс избирает всегда тот способ, который наиболее отвечает его классовым интересам в данный истори­ческий момент.

Что касается форм выражения права, то они, конечно, зависят от способов правотворчества, но не тождественны им и потому могут быть разнообразны: нормативные акты, прецеденты, договоры, правовые обычаи и др. Однако выбор той или иной формы права опять-таки не случайность для государства; он также экономически и политически обоснован в каждый данный исторический момент.

По вопросу о формах права в юридической науке в свое время был выдвинут ряд положений, которые целесообразно рассмо­треть. Представляется ошибочной точка зрения, согласно которой фор­мой права является отдельная норма права. Так, И.Е. Фарбер пишет: «Государственная воля, выраженная в праве, принимает определенную и необходимую форму. Этой формой является юридическая норма»[15].

О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский утверждают: «В качестве формы выражения права выступает юридическая норма... внутренняя форма права (юридическая норма) сообщает ему общеобязательность, а внеш­няя форма (нормативные акты государства) определяет место данной правовой нормы в общей системе их соподчинения»[16].

Приведенные утверждения по существу отделяют нормы права от государственной воли, выраженной в праве. Получается, что государ­ственная воля существует объективно и лишь в форме правовой нормы становится правом. Но, как выше уже отмечалось, государственная во­ля иначе как в образе правовых норм не существует; это тождествен­ные понятия.

Далее, если согласиться с утверждением, что юридическая норма есть форма права, то, логически рассуждая, надо признать, что право по отношению к норме выполняет функции содержания. Но право в це­лом есть совокупность норм. Тем самым выходит, что целое выступает как содержание по отношению к своей части. Наконец, если признать правовую норму формой права, то надо сделать вывод, что право как со­вокупность норм включает в себя только формы и имеет их столько, сколько имеется правовых норм. Поэтому и с точки зрения формальной логики мнение о правовой норме как форме права несостоятельно.

Что касается утверждения О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородского, что юридическая норма как внутренняя форма права сообщает ему обще­обязательность, то следует отметить, что форма права сама по себе не создает еще его общеобязательности. Общеобязательность права со­здает государство, которое возводит волю правящего класса в закон пу­тем выражения определенного содержания в определенной форме и охраняет этот закон от нарушений.

С.Л. Зивс обращает внимание еще на одно существенное свойство источника права. Дело в том, что внешняя форма выражения и конституирования нормы права должна быть заранее определена, т.е виды источников права должны быть предусмотрены. Одним из выражения законности является установление видов источников права в Конституции.

На уровне конституционного определения нормотворческих полномочий государственных органов устанавливаются лишь основные виды нормативных актов. Конституция фиксирует основную форму реализации этой функции – закон. Но хорошо известно, что законодательная практика породила различные подвиды законов, включая и такие кодифицированные законы, как кодексы.[17]

Множественность источников права – само по себе явление характерное для развития различных по своему социально-политическому содержанию правовых систем. В определенной мере она выражает и рост абсолютного объема правового регулирования, и увеличение разнообразия методов (диверсификацию) правового воздействия. Однако она поражена различными глубинными явлениями и отражает противоположные социальные тенденции.

 

Итак, источники права в «юридическом смысле» рассматриваются как результат референдума народа либо правотворческой деятельности государства, создающего или санкционирующего правило поведения и тем самым сообщающего такому правилу качество правовой нормы.

Охарактеризуем виды юридических источников права.

Наиболее распространенным источником права является нормативный акт. Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Различают следующие виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве и т.п.);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, в России, это - Гражданский кодекс РФ[18], Уголовный кодекс РФ[19], Семейный кодекс РФ[20] и другие);

4) законы субъектов - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов (на примере России):

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: общефедеральные; нормативные акты субъектов Российской Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: нормативные акты неопределенно длительного действия; временные нормативные акты.

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль

Правовые обычаи как особая разновидность обычаев являются формой права, обладают юридической нормативностью, установлены в качестве правила в отношении неопределенного круга лиц и занимают особое место в механизме правового регулирования, при этом на разных исторических этапах и в разных отраслях права их роль и значение различны. Изначально законодательная власть вообще не касалась многих отношений, не считала своей задачей их определение, не решалась самостоятельно творить право и долгое время ограничивалась закреплением обычаев, поэтому «юридическое воззрение прокладывало себе дорогу»[21] именно путем обычая: первые нормативно-правовые акты формализовали обычаи, а ранние кодификации систематизировали их. Позднее закон вытеснил обычное право, став господствующей формой, однако немало современных явлений преимущественно в сфере частного (гражданского) права имеют «обычное происхождение»[22]. В советский период правовые обычаи были малочисленны, а их примеры - единичны, в условиях рынка и усиления в механизме правового регулирования диспозитивных начал их значимость заметно возросла. Так, исходя из ст. 5 ГК РФ можно вообще предположить прямую связь между ростом их роли и той специальной частью предмета гражданского права, которую составляют предпринимательские отношения (деловой оборот).

В романо-германской правовой семье правовой обычай может быть «в дополнение к закону» (если существует наряду с законом, не противоречит ему, дополняет и разъясняет его положения и используется благодаря прямой или подразумеваемой отсылке закона), «против закона» (если существует наряду с законом и, находясь в диссонансе с ним, формулирует самостоятельную норму, отличающуюся от нормы закона) и «кроме закона» (если устанавливает норму в условиях отсутствия законодательного регулирования). В условиях отсутствия единого мнения о признаках правовых обычаев[23] ключевым все же считают государственное санкционирование, превращающее однообразное и устойчивое правило в норму права, которое обеспечивается отсылкой правила нормативно-правового акта к обычаю. При этом предмет санкции - не сам обычай, а возможность его использования. Правовое значение обычая полностью зависит от судьбы закона (обычай обязателен, пока не отменен закон, санкционирующий его использование)[24]. Государственное санкционирование в зависимости от объема может быть единичным и рамочным: в первом случае законодатель санкционирует применение конкретного обычая в рамках конкретного общественного отношения (см. п. 1 ст. 19, ст. 221 ГК РФ), во втором - применение группы обычаев, рассчитанных на разнообразные ситуации, при этом рамочная санкция может охватывать разный круг обычаев и ситуаций.

Обычаи, применение которых не санкционировано государством, не являются источником права и не обладают юридической нормативностью, тем не менее могут использоваться в процессе правового регулирования, в котором известны как обыкновения.

Следующие источник права – это прецедент. Прецедент в «классическом» понимании - это решение суда по конкретному (индивидуальному) юридическому делу, создающее новую норму права и обязательное для судов при рассмотрении аналогичных дел[25]. Эти три признака в совокупности - индивидуальность, нормативная новизна и обязательность - образуют классическое понятие прецедента как специфического источника права, свойственного странам общего права.

Нормативный договор – эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Содержанием договора являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Примером может выступать Федеративный договор РФ 1992 г., коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз

Таким образом, источники права в юридическом смысле рассматриваются как результат референдума народа либо правотворческой деятельности государства, создающего или санкционирующего правило поведения и тем самым сообщающего такому правилу качество правовой нормы.

Выделяют четыре вида юридических источников права: нормативный акт; правовой обычай; юридический прецедент; нормативный договор.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.