Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура правомерного поведения



 

Правомерное поведение, как и неправомерное (и как любое другое поведение), имеет две стороны - объективную и субъективную.

Объективную сторону правомерного поведения можно рассматривать на основе тех же элементов (категорий), что и объективную сторону противоправного поведения. Речь идет о поведении, определенном результате и причинной связи между ними, только у правомерного поведения все идет со знаком "плюс", то есть поведение и его результат должны быть социально полезны, во всяком случае не вредны для общества.

Объективную составляющую правового поведения образуют его компоненты, характеризующие его как акт внешнего поведения, а субъективная складывается из элементов, которые характеризуют лицо и его психическое отношение к поступку. Традиционная конструкция состава необходима только для правонарушения и выступает основанием ретроспективной юридической ответственности.

Правомерное поведение неоднородно в своем содержании и требует в каждом конкретном проявлении различную степень самостоятельности личности, ее инициативных действий.

При соблюдении норм права фиксируется минимальная активность, поскольку субъектам следует лишь воздерживаться от определенных действий. Иные формы правомерного поведения закономерно требуют большей степени интенсивности человеческой деятельности.

Наиболее полно проявляется личность при широком использовании норм права в своей жизни, основанном на сформировавшемся правосознании, на ее инициативе и усмотрении, убежденности в необходимости, полезности и социальном назначении права в обществе[21].

Субъективная сторона правомерного поведения, как и субъективная сторона противоправного поведения, характеризуется интеллектуально-волевым отношением субъекта к своему деянию и его последствиям. Однако если для субъективной стороны правонарушения характерно специфическое интеллектуально-волевое состояние правонарушителя, которое именуется виной, то для поведения законопослушного субъекта характерна иная мотивация. И в зависимости от характера последней можно проводить деление правомерного поведения на виды. Так, в качестве первого вида можно назвать правомерное поведение, при котором субъект осознает необходимость, обоснованность, справедливость требований правовых норм, осознает полезность своего поведения и желает наступления социально полезного результата. Таким образом, для данного вида правомерного поведения характерно сознательное отношение субъекта к праву и своему поведению.[22]

Субъекты такого поведения физические лица, органы государства, организации, учреждения, предприятия, юридические лица, государство в целом. Правовое поведение следует рассматривать как “поведение субъектов права в сфере юридического воздействия, урегулированное правом и им соответствующим образом оцениваемое”. Это общественно значимое поведение, т.е. социальное окружение лица дает ему определенную оценку. Но вместе с тем правовое поведение людей связано с правовой регламентацией, закреплением определенных правил в нормах действующего права. Субъективная сторона характеризует внутреннее состояние действовавшего субъекта правомерного поведения. В виду этого наше правовое поведение является объектом контроля со стороны государственных органов, выражающегося в выделение четко разграниченных вариантов поведения – правомерного (социально полезного) и противоправного (социально вредного)[23].

Социально-психологический аспект правомерного поведения включает в себя такие составляющие, как правосознание - в единстве мотива, цели, установки - и непосредственно правомерное поведение. Формируя правосознание, и соответственно мотив на первый план выступает такая исходная форма как потребность в том или ином поведении. Думается, такая потребность существует всегда. Но для построения мотива необходимы еще две составляющие: знание правовой нормы и отношение к ней. Уже в этом звене цепочки видна его дефектность. Исходя из небольшого практического опыта, можно сказать, что наблюдается очень низкий уровень правовых знаний. Начиная с этого звена, дальнейшая цепочка не представляется самодостаточной. На основании этого соответственно и низкий уровень, правосознания который в свою очередь порождает правовой нигилизм низкий уровень правовой культуры. Поэтому можно констатировать тот факт, что нашему обществу присуще такое явление как анемия.

Для усиленной борьбы с этим явлением необходимо знание хотя бы основных начал принципов права, необходимо уважать правовые нормы. Но эта проблема не должна возлагаться лишь на субъекта права, ведь немалую роль играют и социальные факторы: низкий уровень правовой базы, низкий уровень культуры людей создающих эту правовую базу. Достаточно сложно говорить о каком-либо уважении к нормам права, если они принимаются в условиях политических баталий, в условиях приближенных к тихой агрессии различных партий, которые, по-видимому, ставят иные цели, чем совершенствование правовой базы.[24]

Надлежащим образом сформированное правомерное поведение предполагает: знание, и соответствующее отношение к правовым нормам создают мотив поведения, который путем постановки цели уже выходит на конструирование правовой установки, которая является последним связующим звеном между правосознанием и непосредственно правомерным поведением. Как пишет Б.Д. Парыгин: "в процессе усвоения социальных знаний происходит изменение позиций личности от роли стороннего наблюдателя, к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к действию.[25]

Таким образом, правомерному поведению присущ процесс осмысления, преломление внешних социальных факторов, в т.ч. и норм через психологические характеристики личности. Это нормальная система формирования правомерного поведения.

Поскольку поведение человека выражается в актах, т.е. в действии, необходимо остановиться и на этом понятии. Интересно определение действия, данное немецким социологом М. Вебером. «Действием, - писал он, - мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»[26].

Но раз не все так хорошо как нам хотелось бы, раз цепочка все же может прерваться начальных звеньях, т.е. при формировании мотива, следовательно, дальнейшее создание правомерного поведения идет либо по какому-то стереотипу (который зачастую бывает порочным), либо по воле случая, что выводит лицо не закономерно на правомерное поведение, а случайно, т.е. на случайное правомерное поведение или стереотипное и т.д. К сожалению, данный факт имеет место в современной действительности.

Общий механизм формирования правомерного поведения складывается из трех взаимосвязанных подсистем - юридического ("специально-юридического") механизма, психологического механизма и социального механизма. Обособить их можно только в теоретическом плане: с той целью, чтобы отдельно проанализировать специально-юридические, психологические и общесоциальные закономерности правового регулирования. Реально же эти механизмы очень тесно связаны и, по существу, являются сторонами единого механизма - механизма формирования правомерного поведения.

Юридический механизм действует путем установления правовыми средствами определенного социального статуса субъектов и формирования особой социальной структуры - правовых связей и зависимостей (правовых отношений), что и вызывает к жизни фактическое правомерное поведение их участников.

Однако для того, чтобы юридический механизм сработал, субъекты должны осознать свое особое социально-правовое положение (свои юридические права и обязанности), воспринять информационно-властное воздействие юридических норм и в соответствии с этим построить свое волевое поведение. Другими словами, правовые предписания прежде, чем воплотиться в конкретном, фактическом правомерном поведении, должны пройти "через головы", то есть через сознание и волю людей. И здесь уже работает психологический механизм действия права.[27]

Значение социального механизма действия права состоит в том, что и юридический, и психологический механизмы всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Так, субъект конкретного правоотношения является участником не только этого правоотношения, но и одновременно - множества других правовых и неправовых социальных связей и зависимостей. И каждое из отношений в своей мере влияет на поведение человека. Не случайно в теории марксизма личность определяется как совокупность общественных отношений.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.