Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Югославия в 1941-1945 гг. Разгром Югославии и установление оккупационного режима.



6 апреля 1941 г. после бомбардировки Белграда в Юго­славию вторглась хорошо вооруженная немецкая армия, насчитывавшая почти 900 тыс. человек. Начало военных действий застало руководство страны врасплох: югослав­ская армия не была отмобилизована и сконцентрирована в предусмотренных оборонительным планом районах. Кроме того, армия сразу же оказалась без единого руководства. Сопротивление отдельных подразделений и группировок во главе с патриотически настроенными офицерами не могло существенно повлиять на ход военных действий. Уже 13 апреля гитлеровцы захватили Белград. 17 апреля в Белграде был подписан акт о безоговороч­ной капитуляции югославской армии. За неделю до этого усташи с согласия Германии и Италии провозгласили соз­дание так называемого Независимого государства Хорва­тии во главе с Анте Павеличем. Это марионеточное госу­дарство включало, кроме Хорватии, еще Боснию и Герце­говину и часть Воеводины. Германия захватила северную Словению; Италия - южную Словению, Черногорию, часть Далмации; Оккупировав и расчленив Югославию, фашисты и их пособники стали устанавливать там "новый порядок". По­левые суды выносили смертные приговоры, была введена система заложников. Страна покрылась сетью тюрем и концентрационных лагерей. Уничтожались материальные и культурные ценности. Разжигалась национальная и религи­озная рознь. Подавляющее большинство югославских буржуазных партий после оккупации фактически прекратило свою дея­тельность, а их лидеры быстро нашли общий язык с фа­шистами. Однако в стране все же существовали некоторые силы, рассчитывавшие на победу в войне союзников и возвраще­ние королевского правительства. Группа офицеров во главе с полковником Драголюбом Михайловичем. После капитуляции Югославии эта группа в середине мая 1941 г. укрылась в районе Равной Горы и приступила к формированию вооруженных отрядов четников. Уже в начале августа Михайлович сумел через англичан установить связь с эмигрантским правительством Д.Симовича. С этого времени и до разрыва с англичанами в июне 1944 г. четники Михайловича имели полную поддержку эмигрантского правительства, которое присвоило ему генеральское звание и назначило военным министром. Нападение гитлеровцев на СССР 22 июня 1941 г. акти­визировало и деятельность югославских коммунистов. ЦК КПЮ обратился к народу с воззванием о необходимости начала вооруженной борьбы, а 27 июня был создан Глав­ный (позже - Верховный) штаб народно-освободительных партизанских отрядов Югославии во главе с руководителем партии Иосипом Тито. НАЧАЛО ВОССТАНИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ КОММУНИСТОВ 4 июля 1941 г. политбюро ЦК КПЮ в Белграде приняло решение о вооруженном восстании. Восстание началось 7 июля в Сербии. В течение августа был сформирован 21 партизанский отряд. Главным очагом сопротивления стала западная Сербия, где была освобождена значительная территория с центром в Ужице. В "Ужицкой республике" на­ходился и Верховный штаб во главе с Тито. На освобож­денных территориях под руководством коммунистов сразу же начали организовываться народно-освободительные комитеты как органы вооруженной борьбы и зародыши но­вой власти. Единых совместных действий партизан и четников про­тив оккупантов в Югославии фактически не было, хотя дважды в попытках договориться происходили встречи Ти­то и Михайловича. Каждая из сторон претендовала на ге­гемонию в антифашистском движении. Если лозунгом Ми­хайловича было: "За короля и отечество", то коммунисты выступали за превращение народно-освободительного движения в гражданскую войну против собственной буржуа­зии. Вскоре начались нападения партизан на четников и наоборот. Осенью 1941 г. гитлеровцы предприняли наступление на основной центр партизанского движения в западной Сербии. 21 декабря 1941 г. в местечке Рудо была сформирована первая пролетарская бригада во главе с К. Поповичем. По образцу этой бригады стали формироваться и другие воин­ские подразделения, что послужило основой регулярной Народно-освободительной армии Югославии. 26-27 ноября 1942 г. в Бихаче открылось учредительное собрание, где были представлены все прокоммунистиче­ские антифашистские группы и организации. Делегаты со­брания создали общеюгославский политический предста­вительный орган - Антифашистское вече народного осво­бождения Югославии (АВНОЮ). Первая сессия АВНОЮ призвала народы Югославии шире развернуть борьбу за национальное и социальное освобождение и заклеймила предательскую деятельность четников, усташей и прочих коллаборационистов. II сессия АВНОЮ. Поражение немцев под Сталинградом укрепило у юго­славских народов веру в возможность победы. В то же время для немцев возросло стратегическое значение "балканского фронта", усилилось стремление покончить, наконец, с сопротивлением в своем глубоком тылу. Беспрерывные операции против партизан продолжались весь 1943 год. Оценив общую ситуацию, попытки эмигрантского прави­тельства и короля использовать договоренности, достигну­тые на встрече министров иностранных дел союзнических стран в Москве, руководство коммунистической партии во главе с Тито поспешило созвать II сессию АВНОЮ 29-30 ноября 1943 г. в Яйце. Сессия приняла декларацию, опре­делившую основы нового государства. АВНОЮ было про­возглашено временным верховным законодательным и ис­полнительным органом власти. Функции правительства должен был выполнять Национальный комитет освобожде­ния Югославии (НКОЮ). Его председателем стал И.Броз Тито, которому было присвоено звание маршала. Дея­тельность эмигрантского правительства была осуждена, а королю Петру II запрещено возвращаться в страну до окон­чания войны. Эмигрантское правительство и западные комментаторы оценили решения II сессии АВНОЮ как государственный переворот. Советский Союз в целом воспринял решения II сессии положительно, направив в начале 1944 г. к партиза­нам свою военную миссию. Конец войны и признание новой Югославии. В мае 1944 г. гитлеровцы предприняли последнее (седьмое) наступление, известное как десант на Дрвар. Целью наступления было обезглавливание национально-освободительного движения. Однако на со­ветском военном самолете Тито и членам штаба удалось в последний момент вырваться из окружения. Новым местом расположения Верховного штаба стал освобожденный юго­славский остров Вис в Адриатическом море. В ходе переписки между Тито и Черчиллем Англия, исходя из реального соот­ношения сил, согласилась прекратить всякую поддержку четников Д.Михайловича, но настояла на переговорах меж­ду НКОЮ и новым премьером эмигрантского правительства И.Шубашичем. Такие переговоры состоялись на о.Вис, где 16 июня 1944 г. было подписано соглашение между Тито и Шубашичем. Оно предусматривало сотрудничество эмигрантского правительства и НКОЮ против общего вра­га. Стороны согласились также до завершения войны не поднимать вопрос об окончательном государственном уст­ройстве Югославии. Осенью 1944 г. Красная Армия подошла к границам Югославии. На основе соглашения между правительством СССР и НКОЮ о совместной борьбе против фашистов вой­ска 3-го Украинского фронта под командованием маршала Ф.И.Толбухина в сентябре вступили на югославскую терри­торию в районе восточной Сербии. 20 октября советские войска, части Народно-освободительной армии Югославии и партизанские отряды освободили Белград. К концу 1944 г. оккупанты были изгнаны из Сербии, Македонии и Черного­рии. Однако вся страна была освобождена югославской армией только 15 мая 1945 г., через неделю после офици­альной капитуляции Германии. Всего на территории Юго­славии погибло около 8 тыс. советских воинов.7 марта 1945 г. Тито сформировал объединенное коа­лиционное правительство, в котором Шубашич стал мини­стром иностранных дел. КПЮ по-прежнему руководила всеми центральными органами управления, местными органами власти, судом, прокурату­рой, армией, органами хозяйственной и культурной жизни и т.п.Победа над фашизмом досталась народам Югославии дорогой ценой. Погибло более 1,7 млн. человек или каждый десятый. Хозяйство было полностью разрушено.

4. Югославия во второй половине 40-х-50-х гг. Воспроизводство советской модели. 11 ноября 1945 г. в Югославии состоялись выборы в Учредительную скупщину и плебисцит по поводу государ­ственного устройства. Выборы проходили под полным кон­тролем КПЮ. За объединенных кандидатов Народного фронта, которым руководила коммунистическая партия, было отдано 90% голосов. Подавляющее большинство из­бирателей проголосовало также за республиканскую форму правления.Петр II так больше никогда и не вернулся на родину. Он умер в 1971 г. Учредительная скупщина 29 ноября 1945 г. провозгла­сила Югославию Федеративной Народной Республикой и утвердила все предыдущие законы и постановления АВНОЮ. 31 января 1946 г. Учредительная скупщина при­няла первую конституцию Федеративной Народной Респу­блики Югославии (ФНРЮ). Югославия провозглашалась объединением равноправных народов, которые на основе права на самоопределение выразили желание жить в еди­ном федеративном государстве. В состав федерации во­шли шесть республик: Сербия с автономным фаем Воево­дина и автономной областью Косово и Метохия (позже пе­реименованная в автономный край Косово), Хорватия, Сло­вения, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория. Фе­дерация была образована по советскому образцу. По конституции высшим органом власти в стране стано­вилась Народная скупщина, состоявшая из двух палат -Союзного веча и Веча национальностей. Исполнительным органом стало правительство ФНРЮ, ответственное перед Народной скупщиной. В 1945-1947 гг. новая власть под руководством КПЮ провела коренные социально-экономические реформы по образу и подобию преобразований, осуществленных после 1917 г. в СССР. По скорости и радикальности внедрения большевистского опыта власти Югославии опережали дру­гие страны Восточной Европы. Была упразднена многопартийность и установлена диктатура пролетариата (фактически - партаппарата); проведена национализация, в результате которой государству стали принадлежать про­мышленные предприятия, банки, средства связи, тран­спорт, предприятия торговли и т.д. В ходе аграрной ре­формы (с конфискациями, изъятиями и колонизацией рек­визированной у немцев земли) создавались трудовые за­други по типу советских колхозов. Посредством сверхцент­рализации государственного управления проводился курс на форсированную "сталинскую" индустриализацию. Конфликт 1948 г. Хотя Югославия и являлась для СССР верным прове­ренным войной союзником, постепенно у Сталина стало возникать недовольство некоторыми самостоятельными действиями югославского руководства. Прежде всего это было связано с попытками Тите играть на Балканах веду­щую роль: без предварительных консультаций с Москвой договориться с Болгарией о более тесном взаимодействии, ввести войска в Албанию, вмешиваться на стороне парти­зан в гражданскую войну в Греции. Фактически Тито за­мышлял создание федерации балканских государств под патронатом Югославии. 10 февраля 1948 г. а Москве состоялось советско-болгаро-югославское совещание, на котором Сталин и Мо­лотов подвергли югославское и болгарское руководство критике за проводимую ими якобы особую внешнеполити­ческую линию. На заседании политбюро ЦК КПЮ 1 марта Тито поставил вопрос о том, что отношения между Югосла­вией и СССР зашли в тупик, что в деле экономического и военного строительства необходимо ориентироваться на собственные силы. Об этом заседании через осведомителей стало извест­но советской стороне. 18 марта из Югославии были отозва­ны все советские военные советники, на следующий день - гражданские специалисты. Состоялся обмен письмами, в которых Сталин и Молотов в ответ на попытки югославских руководителей оправдаться во все более грубой форме об­виняли их в антисоветизме и клеветнической пропаганде, в левачестве и одновременно в оппортунизме и потворстве буржуазным элементам. В конце июня 1948 г. на заседании Информбюро была принята резолюция, в которой отмечалось, что югослав­ское руководство перешло на позиции буржуазного национализма. В 1949 г. в странах "народной демократии" прошли фальсифицированные судебные процессы против видных партийных и государственных деятелей, на которых дока­зывалось, что Тито и другие югославские лидеры якобы являются шпионами и агентами империалистических раз­ведок. Поворот к самоуправлению. Сначала, чтобы оправдаться перед Стали­ным и доказать, что они правоверные коммунисты, юго­славские руководители решили еще круче "закрутить гайки" внутри страны. Была проведена повторная национализация даже мелкой промышленности, взят курс на ускорение коллективизации, усиление административных методов регу­лирования экономики. Поворот к так называемому само­управлению (самоуправленческому социализму) Тито ре­шился только тогда, когда стало ясно, что убедить Сталина вчем-либо невозможно, а прежняя политика внутри страны ведет к катастрофе. Концепцию самоуправления с 1948 по 1952 годы разра­батывала группа югославских руководителей и теоретиков: И.Броз Тито, Б. Кидрич, Э.Кардель и другие. Подвергнув резкой критике сталинизм, они в теоретическом плане, ис­ходя из старого тезиса Маркса, провозгласили необходи­мость начала процесса отмирания государства. Любое го­сударство понималось ими по-марксистски только как ап­парат насилия (а не средство для согласования и коорди­нации интересов). По мысли югославских теоретиков госу­дарственные институты должны были постепенно заме­няться непосредственной демократией и самоуправлением. Самоуправление и стало названием югославского экспери­мента в рамках "реального социализма". Фактически же югославские руководители попытались вернуться к принципам, заложенным еще в советской новой экономической политике 20-х годов. Необходимы опреде­ленная демократизация и переход к "товарной экономике" с относительно свободным действием объективных экономи­ческих законов. Одним из главных решений был отказ от планирования в форме государственных приказов и пере­ход к средствам чисто экономического принуждения. В 1950г. был принят Закон о передаче фабрик в управление трудящимся, по которому на предприятиях организовыва­лись рабочие советы. От этого закона и ведется отсчет на­чала внедрения самоуправления в Югославии. Произошел отказ и от насильственного объединения сельскохо­зяйственных производителей, нерентабельные задруги бы­ли распущены. На VI съезде КПЮ в 1952 г. партия получила новое на­звание - Союз коммунистов. Однако в реальной практике Союз ком­мунистов Югославии (СКЮ) сохранил всю полноту власти в стране, использовал прежние методы воздействия на об­щественное развитие, номенклатурную систему подбора кадров и т.п. Попорот к развитию самоуправления получил закрепле­ние в конституционном законе 1953 г. об основах обще­ственного и политического устройства. Конституционный закон (фактически - новая конституция) провозгласил само­управление основой всей экономической и общественной жизни. В области внешней политики альтернатива прежнему союзу со странами социализма была найдена в политике равноудаленности от двух великих держав (США и СССР) и неприсоединения. Движение неприсоединившихся стран (т.е. стран, не входящих ни в какие военно-политические блоки) организационно оформилось в 1961 г. на конферен­ции в Белграде. В этой организации Тито пытался играть ведущую роль.

5. Югославия в 60-х – сер. 80-х гг. Реформы 60-х годов. Практические попытки новых реформ начались уже в 1961 г., однако успеха они не имели. В марте 1962 г. рас­ширенное заседание исполкома ЦК СКЮ постановило даже принять меры для усиления государственного контроля над экономикой и влияния партии на все стороны обществен­ной жизни. Но уже вскоре, в 1964-1965 гг. начали прово­диться самые радикальные реформы экономической си­стемы в Югославии со времени перехода к самоуправле­нию. Главным вопросом, решаемым в ходе реформ, оста­вался вопрос об использовании товарно-денежных отно­шений, т.е. о переходе к рыночной экономике. Была прове­дена дальнейшая децентрализация управления. Предприя­тия получили хозяйственную самостоятельность как неза­висимые товаропроизводители. Финансовые обязательства их перед государством были значительно уменьшены. Кроме того, на средства, полученные из-за рубежа (разного рода кредиты, займы и т.п.) Югославия закупила новейшее оборудование и технологию. В целом, экономические ре­формы способствовали переходу югославской экономики на путь интенсификации, втягиванию ее в международное разделение труда. В то же время переход к рыночной экономике не мог не вызвать болезненных явлений: внеш­ней задолженности, усиления инфляции, роста цен, силь­ной социальной дифференциации, обострения проблемы занятости и вследствие этого трудоустройства югославских рабочих на Западе. Еще в 1964 г. на VIII съезде СКЮ впервые в титовской Югославии был поднят национальный вопрос. Была высказана мысль, что централизм в экономике, кроме всего прочего, не соответствует принципу равноправия наций, что каждая нация должна сама распоряжаться своим национальным доходом. В 1971 г. поправки к конституции значительно расширили суверенные права республик и краев за счет Федерации. Однако эти поправки не разрешили остроты национального вопроса. Возвращение к административным методам управле­ния. В период подготовки к X съезду СКЮ и на самом съезде (1974 г.) югославским руководством был взят решительный курс на свертывание самоуправленческих начал, чистку партии, усиление идеологического воздействия, укрепление роли СКЮ и государства. Более того, самоуправление было названо специфической формой диктатуры пролетариата. В 1974 г. была принята новая конституция СФРЮ. Вер­ховным органом государственной власти и общественного самоуправления объявлялась Скупщина СФРЮ, которая состояла из двух палат: Союзного веча и Веча республик и краев. Оба веча совместно должны были выбирать пред­седателя Скупщины СФРЮ и его заместителей, председа­теля и членов Союзного исполнительного веча (правитель­ства). Основной же особенностью конституции 1974 г. было еще большее сужение экономических и политических функций федерации при усилении роли и прав республик и краев. Конституция определяла югославскую федерацию как "государственное содружество добровольно объеди­нившихся народов и их республик, а также социалистичес­ких автономных краев Воеводины и Косово". Была под­тверждена государственность республик и краев, которые должны были сами выполнять многие функции федерации на основе взаимных соглашений. Республиканским органам отводилась главная роль при решении большинства эко­номических и кадровых вопросов. Таким образом, по кон­ституции 1974 г. Югославия приобрела ряд черт конфеде­ративного устройства.При жизни Тито югославским руководителям еще уда­валось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. В мае 1980 г. Тито, являв­шийся президентом СФРЮ и председателем СКЮ, умер. Вместо него страной стали управлять два коллегиальных органа: Президиум СФРЮ и президиум ЦК СКЮ. Эти орга­ны, включавшие по одному представителю от каждой рес­публики и автономного края, в порядке строгой очеред­ности избирали сроком на один год председателя. Такая система не могла добавить стране стабильности. С начала 80-х годов Югославию охватил глубокий кри­зис. Ограничение реформ после X съезда СКЮ и усиление роли республик и краев привело к тому, что в стране резко усилилась национальная партийно-государственная бюрократия ("нациократия"). Победила тенденция, когда свобода гражданина в целом заменялась свободой нации. Возникла концепция "национальной эко­номики", когда каждая республика стремилась защищать от конкуренции свои предприятия за счет предприятий других республик. Это приводило к экономическому обособлению. Хрупкий общеюгославский рынок стал распадаться на шесть республиканских. Каждая республика стремилась сама все для себя производить. Центральное правитель­ство все больше теряло контроль, а республики набирали все больше иностранных займов, которыми не могли эф­фективно распорядиться. Вместо кардинальной обще­ственно-политической и экономической реформы югослав­ские руководители предложили программу "стабилизации", которая с самого начала не выполнялась. Кризис усилился событиями в автономном крае Косово. Албанское население края особенно вы­росло за счет переселенцев из Албании во время второй мировой войны, когда никаких границ не существовало. Сказывался и традиционно большой естественный прирост албанского населения. В то же время албанское население чувствовало себя ущемленным по отношению к. другим народам Югославии: по своему количественному составу оно занимало уже третье место после сербов и хорватов, но не имело равных с ними прав; по качеству же жизни албанцы прочно занимали последнее место. В марте 1981 г. в Косово прошли демон­страции с требованиями предоставления краю статуса рес­публики. Это было воспринято в Белграде как первый шаг к объединению Косово с Албанией. Демонстрации были ра­зогнаны с применением военной силы, но с тех пор тлею­щий очаг напряженности в Косово уже никогда не загасал. Относительный порядок в крае мог держаться только бла­годаря сербскому военному присутствию. В целом широко разрекламированный "югославский эксперимент" окончился неудачно.

6. Югославия в конце 80-х – первой пол. 90-х гг.Обострение межреспубликанских противоречий. Непрекращающиеся волнения албанцев в Косово при­вели в конце концов к ответному движению в Сербии. Цен­тром сербского национального движения стала Сербская академия наук и искусств, которая обвинила коммунисти­ческую партию в 45-летней антисербской деятельности, в создании антисербской коалиции в Югославии. Начавшаяся перестройка в СССР также поколебала позиции коммунис­тов во всей Восточной Европе, в том числе и сербских. В такой обстановке лидер Союза коммунистов Сербии С.Милошевич начал использовать национализм для упро­чения своего положения в республике, для реабилитации компартии в глазах сербского населения. Эксплуатируя ущемленные национальные чувства сербов, Милошевич приложил много усилий, чтобы выставить свою партию в роли главного защитника сербских интересов в Косово. В конце 1988 г. Милошевичу с помощью в значительной степени инспирированных демонстраций и митингов про­теста против бюрократии удалось заменить руководство в Воеводине и Черногории на своих ставленников. Аналогич­ные попытки делались и в Боснии и Герцеговине. В Словении открыто встали на защиту албанского нацио­нально-сепаратистского движения. Попытки Милошевича направить в конце 1989 г. в Любляну 100 тыс. сербов для проведения там "митинга истины" о положении дел в Косо­во была расценена как еще одна попытка дальнейшего расширения сербского влияния. Окончательный разрыв между республиками произо­шел на XIV чрезвычайном съезде СКЮ, начавшем свою работу в январе 1990 г. После того, как сербское большин­ство съезда отклонило требование словенской делегации о реорганизации партии на конфедеративных принципах, де­путаты от Словении отказались продолжать работу и поки­нули съезд. Без словенских коммунистов не захотели про­должать работу и депутаты от Хорватии и Боснии и Герце­говины, На съезде был объявлен перерыв, но свою работу он так никогда и не возобновил. Реформа Анте Марковича. К началу 1990 г. в Югославии еще как-то функциониро­вало единое экономическое пространство, но дела шли все хуже. В конце 1989 г. гиперинфляция в югославской эконо­мике достигла уже 3006% в год. Незадолго перед этим на пост премьер-министра Югославии был назначен экономист-практик из Хорватии Анте Маркович. В конце 1989 г. во время острых дискуссий в руководстве уже раз­валивавшегося Союза коммунистов Югославии Маркович заявил, что правительство может работать и без партии. 6 декабре 1989 г. Маркович предложил свой знамени­тый пакет мер по оздоровлению экономики. Речь шла не о "стабилизации", а о резком повороте к рыночной экономике и политическому плюрализму. Были предложены меры чисто либерального характера: превращение динара в конвертируемую внутри страны валюту, сбалансирование бюджета, свободное формирование цен, широкая привати­зация и т.п. Результаты реформы оказались поразительными для самих югославов и для всего мира. Уже к 1 января динар стал конвертируемым. К середине 1990 г. инфляция упала до нулевого уровня, курс динара к немецкой марке держал­ся твердо, внешний долг Югославии снизился с 21 до 16 млрд. долларов США, экспорт увеличился на 25%, а им­порт - на 40%. Многопартийность и свободные выборы. Под давлением событий в Восточной Европе в конце 1989 г. и начала развала республиканских коммунистиче­ских партий белградские власти разрешили, наконец, вы­боры на многопартийной основе. Еще в период подготовки к последнему съезду СКЮ в Словении, а затем и в других республиках начали образовываться новые партии. Партии в подавляющем боль­шинстве образовывались только на национальной основе, многие из них считали себя преемницами партий, суще­ствовавших еще в межвоенный период. В Словении и Хорватии выборы состоялись в апреле и мае 1990 г. В Словении, где все партии, в том числе и коммунистическая, апеллировали к словенским национальным интересам, победу одержал блок оппозиционных партий - Демократическая оппозиция Словении (ДЕМОС). Еще большая неудача ожидала коммунистов в Хорватии, где большинство голосов получила националистическая партия - Хорватское демократическое объединение (ХДО), возглавляемое бывшим партизанским генералом Ф.Туджманом. Выборная программа ХДО включала требование независимости для Хорватии, создание Великой Хорватии, включающей и часть Боснии и Герцеговины, сопротивление великосербской гегемонии. Для хорватских сербов никакая автономия не предусматри­валась. Победа национально ориентированных партий в севе­ро-западных республиках и реальная угроза распада Юго­славии заставила сербского лидера Милошевича еще больше усилить националистический компонент в своей политике. Он выдвинул тезис о том, что внутренние грани­цы в Югославии не являются государственными, а лишь административными, что в случае распада Югославии все сербы должны остаться жить в одном государстве. Одновре­менно Союз коммунистов Сербии был переименован в Со­циалистическую партию Сербии (СПС). Летом и осенью 1990 г. выборы состоялись в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине. В Сербии победу одержал Милошевич. Как и в других республиках, конкуренцию ему составили правые антикоммунистические партии. Выборы в Боснии и Герцеговине и Македонии привели сербское руководство к политической изоляции внутри Югославии. В Боснии и Герцеговине победила хрупкая коа­лиция национальных партий мусульман, хорватов и сербов, которая тоже выдвигала на выборах антикоммунистическую платформу. В Македонии коалиционное правительство бы­ло составлено из национальной македонской партии, счи­тающей себя преемницей ВМОРО, и реформированного бывшего Союза коммунистов. Третье место на выборах заняла партия, представляющая интересы албанского на­селения Македонии. И только в маленькой Черногории коммунисты добились довольно убедительной победы. Позже они также, как и в Сербии, изменили название пар­тии на социалистическую.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.