Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Польша в 1944-48 гг. Реализация манифеста ПКНО.



Важнейшей задачей в области внутренней политики ПКНО было расширение социальной базы новой власти. В сентябре 1944 г. был издан декрет ПКНО о проведении зе­мельной реформы. Принудительной экспроприации подле­жали хозяйства общей площадью более 100 га, а также земли немцев и предателей. Промышленные предприятия, захваченные немцами, подлежали возвращению их бывшим владельцам и вре­менно передавались под государственное управление. Вновь формируемый государственный аппарат состоял в основном из членов политических партий, входивших в со­став КРН, а органы государственной безопасности состояли практически только из членов ППР. В конце 1944 г. ПКНО был преобразован во Временное правительство Республики Польши. Сложность его поло­жения заключалась в том что продолжало существовать польское правительство в Лондоне, признаваемое США и Великобританией, и сохранявшее сильное влияние в Польше. На Ялтинской конференции 1944 г. бы­ло решено, что Временное правительство будет расширено за счет демократических политиков лондонского лагеря и преобразовано во Временное правительство национально­го единства. Одновременно Сталиным был поставлен во­прос о западной границе Польши по линии рек Одра и Ти­са. К Польше должна была также отойти часть Восточной Пруссии. В качестве восточной границы участники конференции высказались за линию Керзона с некоторыми от­ступлениями в пользу Польши. Ялтинские договоренности означали, что Польша ста­новилась одним из звеньев военно-политической системы безопасности в Европе, к формированию которой присту­пил СССР на заключительном этапе войны. Это ее место было закреплено заключенным 21 апреля 1945 г. Догово­ром о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудни­честве с СССР. Принятые в Ялте решения в полной мере отвечали ин­тересам ППР и ее союзников. В июне 1945 г, было создано Временное правительство национального единства. Его премьером был левый социа­лист Э.Осубка-Моравский, возглавлявший до этого ПКНО и Временное правительство, заместителями - В.Гомулка (ППР) и С.Миколайчик, бывший глава лондонского прави­тельства, вышедший в конце 1944 г. из его состава и согла­сившийся вернуться в Польшу. С.Миколайчиком была создана собственная партия - Польское стронництво людовое (ПСЛ), быстро превра­тившаяся в одну из крупнейших политических организаций. Во внешней политике новая Польша должна была ориентиро­ваться на СССР. С.Миколайчик и блокировавшиеся вокруг него силы бы­ли сторонниками либерально-демократического обще­ственного устройства. Во внешней политике они ориенти­ровались на западные державы. ППР и ее союзники разде­ляли концепцию народно-демократического государства, в котором политическая власть принадлежала бы рабочему классу и непролетарским слоям трудящихся, при обеспечении ведущей роли за пролетариатом, в качестве главного союзника ви­дели СССР, граница с которым определялась бы по этни­ческому принципу. Польша на грани политического раскола. В январе 1946 г. была проведена национализация про­мышленных предприятий с числом занятых более 50 чел. в одну смену. Их владельцы получили право на компенса­цию. 30 июня 1946 г. состоялся всенародный референдум, участники которого должны были выразить свое отношение к таким вопросам, как ликвидация сената в будущем пар­ламенте, земельная реформа и национализация основных отраслей промышленности, а также новым границам на за­паде. Фактически речь шла о выяснении отношения об­щества к основным социально-экономическим и политиче­ским преобразованиям, проведенным левыми силами в предшествующие два года. Большинство участников отве­тили утвердительно на вопросы референдума. В январе 1947 г. состоялись первые послевоенные вы­боры в Законодательный сейм. Их итоги оказались небла­гоприятными для ПСЛ. Президентом страны сейм избрал члена ППР Болеслава Берута, до этого возглавлявшего КРН, правительство возглавил социалист Ю.Циранкевич. Уже в 1946 г. появились явные симптомы раскола анти­гитлеровской коалиций на противостоящие военно-политические блоки. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось со­вещание представителей коммунистических партий Болга­рии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии и Югославии, на котором было создано ин­формационное бюро (Коминформ). Конфликт между ВКП(б) и Компартией Югославия в 1948 г. и свертывание отношений между СССР и ФНРЮ был свидетельством стремления советского руководства строить отношения со странами народной демократии на неравноправной основе. При поддержке СССР они перешли в наступление. В 1945 г. с поста Генерального секретаря ЦК ППР был смещен обвиненный в правонационалистическом уклоне В.Гомулка. Этот пост занял Е.Берут. Он же возглавил ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), образо­вавшейся в декабре 1948 г. в результате поглощения ППР Польской социалистической партии. Принятые ПОРП доку­менты свидетельствовали о ее отходе от концепции народ­ной демократии. Серьезные перемены произошли в поли­тической организации общества. В 1948 г. было унифици­ровано молодежное движение.

13. Польша в конце 40-х-60-х гг. Становление командно-распределительной системы. На рубеже 40-х - 50-х гг. в Польше начала складываться командно-распределительная система по советскому образцу. Ее центральное звено - Польская объединенная ра­бочая партия взяла на вооружение сталинскую концепцию форсированного строительства социализма. В со­ответствии с ней необходимыми условиями успешного по­строения социализма были: установление диктатуры про­летариата, понимаемой как обеспечение за коммунисти­ческой партией монопольной позиции в государстве; фор­сированные индустриализация промышленности я коллек­тивизация сельского хозяйства; культурная революция, предусматривающая не только повышение общеобразова­тельного уровня населения, но и превращение догматизи­рованной марксистско-ленинской идеологии в господ­ствующую. Хотя в Польше существовал сейм и правительство, но ре­альная власть была сосредоточена в руках политбюро и Центрального комитета ПОРП, которые в своей деятель­ности фактически не подлежали никакому контролю, в том числе и со стороны партийных масс. Тоталитарная по су­ществу политическая система была закреплена конститу­цией 1952 г. Тогда же было принято новое название страны - Польская Народная Республика (ПНР). Успешное выполнение трехлетнего плана хозяйствен­ного восстановления Польши на 1947-1949 гг., сосредото­чение в руках государства в результате национализации промышленности достаточно крупных средств, создали условия для перехода к политике индустриализации стра­ны. В шестилетнем плане социально-экономического разви­тия Польши на 1950-1955 гг. упор был сделан на развитие прежде всего тяжелой и оборонной промышленности, ма­шиностроения и др. современных отраслей промышлен­ности. Население постоянно испытывало нехватку това­ров широкого потребления. Получаемые средства в основ­ном направлялись государством на инвестиции, а не уве­личение покупательной способности населения, вследст­вие чего его жизненный уровень рос крайне медленно, а в отдельные периоды даже снижался. В развитии сельского хозяйства был взят курс на произ­водственную кооперацию. Сельское хозяйство при этом рассматривалось как источник средств, сырья и рабочей силы для проводившейся од­новременно индустриализации. Были введены обя­зательные поставки зерна, мяса, молока, картофеля. Чрезмерное напряжение сил общества вело к росту со­циальной напряженности, разочарованию в идеалах, про­возглашавшихся официальной пропагандой. Глухое недо­вольство в обществе вызывали репрессии, являвшиеся частью политической реальности после 1944 г. Состоявшийся в марте 1956 г. XX съезд КПСС осудил культ личности Сталина, что нанесло сильный удар по ав­торитету и позициям его последователей в Польше. Политический кризис, симптомы которого проявлялись уже в предшествующие годы, стал приобретать открытый и все­общий характер. Он охватил политическую жизнь, культуру, науку, управление народным хозяйством. В июне 1956 г. начались забастовки рабочих в Познани, выдвигавших эко­номические требования. Расправа над рабочими Познани не сломила сопротив­ления польского народа тоталитарному режиму. Кризис продолжал углубляться, охватывая все новые обществен­ные слои. Руководство переставало контролировать ситуа­цию в стране. Состоявшийся в октябре 1956 г. ИВ пленум ЦК ПОРП произвел кадровые изменения в партийном руко­водстве. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран В.Гомулка, находившийся в заключении с 1951 по 1954 г. и восстановленный в партии только летом 1956 г. Попытки модернизации режима в конце 50-х-60-е годы. Анализ кризиса в Польше привел руководство партии и страны к выводу, что его причинами были: ошибки бывшего руководства в определении сроков и темпов проведения социалистических преобразований его отрыв от рабочего класса; командные методы руководства союзническими по­литическими партиями и общественными организациями; пренебрежение конфетными польскими условиями и дог­матический подход к марксистско-ленинской теории. Гомулкой была сформулирована концепция строи­тельства социализма в польских условиях, предусматри­вавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию от­ношений с католической церковью, развитие рабочего са­моуправления, повышение роли сейма и народных советов в управлении страной, налаживание партнерских отноше­ний с ОКП, ДП, организациями светских католиков, проф­союзами и другими общественными организациями, обес­печение за Польшей равноправных позиций в отношениях с СССР и т.д. В 1956-1957 гг. были предприняты шаги по реализации этой концепции. Совместно с Объединенной крестьянской партией были разработаны основы новой аграрной полити­ки. Подавляющая часть производственных кооперативов распалась. Доминирующей формой хозяйствования в об­обществленном секторе стали государственные земледельческие хозяйства, в целом же в аграрном секторе эко­номики господствовали единоличные крестьянские хо­зяйства, где отказываясь от производственной кооперации как стратегической цели аграрной политики, упор был сде­лан на развитие простых форм кооперации. По новому закону о выборах в сейм избиратели получи­ли право выбора из нескольких кандидатов, увеличилась доля в сейме членов других партий, светских католиков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свобод­ными, потому что кандидатов мог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП. Удалось урегулировать некоторые сложные вопросы советско-польских отношений. Некоторое улучшение материального положения людей вследствие произошедшего в конце 50-х гг. сокращения ка­питаловложений в тяжелую промышленность, увеличения производства в сельском хозяйстве, определенная либе­рализация в политической и культурной жизни, осуждение репрессий и реабилитация их жертв привели к временному ослаблению социальной напряженности в обществе. Но глубинные причины кризиса, крывшиеся в самой природе тоталитарной системы, сохранялись. Суть системы, сло­жившейся в Польше в предшествующий период, осталась неизменной.В 60-е вновь стали нарастать экономические и политические трудности. В то время, когда развитые стра­ны мира делали ставку на широкое использование дости­жений научно-технической революции, качественную струк­турную перестройку экономики, в Польше, как и в других странах Восточной Европы, продолжался курс на экстен­сивное развитие. Вновь обострились отношения с католи­ческой церковью, интеллигенцию тяготил безраздельный патронат государства в сфере образования и культуры. В марте 1968 г. польские университетские центры стали местом активного протеста студенческой молодежи против идеологического диктата партийного руководства в области культуры. Пытаясь стимулировать экономику, правительство при­няло в декабре 1970 г. решение о значительном повыше­нии цен на продовольствие и некоторые промышленные товары. Это вызвало недовольство в обществе.

14. Польша в 70-80-е гг.Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономи­ческую конъюнктуру на Западе, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хо­зяйства. В 1971-1972 гг. были задействованы также внут­ренние резервы: рост сельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическими условиями и отменой обязательных поставок. Была существенно повы­шена заработная плата трудящихся. Все это обеспечило небывало высокий для Польши рост реальных доходов при незначительном росте производительности труда. Быстры­ми темпами шло перевооружение польской промышлен­ности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицен­зий. Окрыленное успехами, руководство ПОРП заявило, что Польша вступила в этап строительства "развитого со­циалистического общества". Однако уже в середине 70-х гг. вновь дали о себе знать экономические трудности. В конце 1974 г. польская задолженность на Западе превысила 100% стоимости ее экспорта в капиталистические страны. Для покрытия долгов стали широко использоваться кратко­срочные кредиты, что только отодвигало угрозу бан­кротства, но не устраняло ее. Все более ощутимыми становились труд­ности с продовольственным снабжением населения, по­скольку единоличные крестьянские хозяйства не получали необходимых государственных дотаций. Стремясь осла­бить давление на потребительский рынок, правительство приняло решение провести в июне 1976 г. резкое повыше­ние цен на продовольствие с незначительной компенсаци­ей заработной платы. Это решение натолкнулось на реши­тельное сопротивление рабочих. Но выступления рабочих заставили партийно-государственное руководство отказаться от повышения цен. Во второй половине 70-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться, росла социальная напряженность, недовольство руковод­ством страны, разочарование в "реальном социализме", оказавшемся не в состоянии в надлежащей степени удо­влетворять материальные и духовные запросы общества. Появление организованной оппозиции. В сентябре 1976 г. был создан Комитет защиты рабочих, в состав которого вошли активные участники мартовских студенческих выступлений 1968 г., а также известные писате­ли, ученые, представители духовенства. Комитет оказывал правовую и материальную помощь арестованным участни­кам демонстраций в июне 1976 г., развернул активную пра­возащитную деятельность. Стали возникать и другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека, Конфедерация незави­симой Польши, Движение молодой Польши. После избра­ния в 1978 г. папой римским кардинала краковского К. Войтыпы начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и по­литической силы, противостоящей режиму Кризис 1980 г. и рождение "Солидарности". Партийно-государственное руководство оказалось бес­сильным перед неумолимо надвигавшимся социально-политическим и экономическим кризисом. Первая реакция ПОРП на очередной кризис была тра­диционной: произошла смена партийного и государственно­го руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С.Каня, премьером стал Ю.Пеньковский. Но эти кадровые переста­новки не оказали заметного влияния на общественные на­строения. Инициатива переходила в руки оппозиции. В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован профсоюз "Солидарность". К концу 1980 г. в нем состояло около 3 млн. членов. "Солидарность" представля­ла собой объединение автономных организаций отдельных регионов. Координировала ее действия всепольская согла­сительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судо­верфи им. Ленина Лехом Валенсой. "Солидарность" с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движе­нием, объединявшим разнородные силы, Она предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одно­временно должна стремиться к внутренней перестройке общественно-политического строя: политическому плюра­лизму, установлению общественного контроля за деятель­ностью государства, обеспечению независимости обще­ственных и государственных институтов от ПОРП. Полити­ческие притязания "Солидарности" и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Си­туацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к не­му не было ни у одной из сторон. Это стало очевидным после IX внеочередного съезда ПОРП и 1 съезда "Солидарности" в 1981 г. Каждая из сторон самоопредели­лась как единственный гарант развития процесса обновле­ния в Польше. Польские руководители испытывали силь­ное давление со стороны СССР, требовавшего принятия более решительных мер против "Солидарности". В 1981 г. произошла концентрация власти в партийно-государственном руководстве ПНР. Резкое обострение политического противостояния про­изошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве "Солидарности" взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. Стремясь предотвратить неконтролируемое развитие собы­тий и угрозу ввода войск государств Варшавского договора в Польшу, Госсовет ввел 13 декабря 1981 г. военное поло­жение в стране. Была приостановлена деятельность всех политических партий, общественных организаций и профсоюзов. От военного положения к "круглому столу". "Солидарность" была ослаблена, но не разгромлена, постепенно создавались ее подпольные структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была создана Временная коор­динационная комиссия "Солидарности". В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и соз­дании новых, строящихся по отраслевому принципу. "Солидарность" пользовалась достаточ­но активной поддержкой католической церкви, авторитет которой в Польше продолжал неуклонно расти, а также по­мощью Запада. В 1983 г. Л.Валенсе была присуждена Но­белевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через за­граничные представительства "Солидарности", польско-язычные западные радиостанции выполняли большую ин­формационно-пропагандистскую работу в ее интересах. К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса. В апреле 1988 г. Произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью не только для властей, но и для оппозиции. Рабочие требова­ли не только повышения заработной платы, но и легализа­ции "Солидарности". С конца августа началась подготовка заседаний "круглого стола". Идея "круглого стола" сталки­валась с противодействием как радикального крыла в "Солидарности", так и части партийно-государственного ру­ководства. В середине января 1939 г. группе партий­ных реформаторов удалось провести на пленуме ЦК ПОРП резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме. Это открыло путь к легализации "Солидарности". "Круглый стол" с участием представителей "Соли­дарности", правительства, ПОРП, союзнических партий, Всепольского соглашения профсоюзов (ВСПС) профцентр новых профсоюзов, созданный после 1982 г., и епископата проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важ­нейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими си­лами в сейме.

 

ЧЕХОСЛОВАКИЯ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.