Теоретические вопросы по дисциплине «Конституционное право» должны быть раскрыты в полном объеме, исходя из конкретных рекомендаций по содержанию каждого вопроса.
Применительно к задачам по дисциплине «Конституционное право» весь процесс решения задачи может быть представлен в виде четырех чередующихся стадий: анализ условий задачи, юридическая квалификация, формулирование ответа и выводы.
1 Анализ условий задачи (Установление фактических обстоятельств)
1.1 Выделение элементов задачи. Данный этап включает в себя три самостоятельных действия:
1) выделение информации о фактических обстоятельствах, возражениях, предположениях сторон и иной приведенной в тексте задачи информации;
2) постановка основной проблемы (иногда основная проблема прямо сформулирована в задании, в других случаях ее нужно определять самостоятельно. Так, если исходя из условий задачи между сторонами возник спор, то основная проблема будет заключаться в определении прав и обязанностей сторон (Обязана ли та или иная сторона сделать что-либо, кому из сторон принадлежит определенное субъективное право и т.п.);
3) определение исходных условий (что известно из имеющихся данных и какие новые сведения необходимы для выполнения всей программы поиска)
1.2 Определение правоотношений сторон (выделение элементов и оснований правоотношений сторон, их действительность) (возникли правоотношения сторон или нет; если да, то какие и что явилось их основанием; какие права и обязанности существуют у сторон).
1.3 Формирование программы решения проблемы. Иными словами речь по большому счету идет о расчленении основной проблемы на ряд иерархически связанных вопросов, последовательный ответ на которые в конечном итоге позволит ответить на основной вопрос, скрытый в проблеме. В программу решения проблемы также включаются вопросы, ответы на которые необходимы для получения новых необходимых сведений.
1.4 Выдвижение рабочей гипотезы – вероятных предположений о сущности, структуре, механизме, причине какого-либо явления (вероятностное моделирование). При этом могут быть использованы различные методы:
1.5 Проверка гипотезы.
2 Юридическая квалификация – т.е. юридическая оценка выявленных фактических обстоятельств:
2.1 Отыскание исходной нормы, которая регулирует (охраняет) установленные правоотношения, проверка ее действительности (по кругу лиц, во времени и в пространстве). Поиск может осуществляться от специальных норм к общим и наоборот. Норма применяется при условии, что ее гипотеза содержит указание на юридический факт, который согласно условиям задачи имел место в вымышленной ситуации.
2.2 Толкование нормы (уяснение ее смысла и содержания).
2.3 Разрешение имеющихся коллизий.
3 Формулировка ответа и его обоснование (мотивированный и обоснованный ответ на каждый поставленный вопрос)
4 Выводы (лаконичный ответ на задание).
Задачи по отдельным дисциплинам, в том числе по различным разделам дисциплины, могут обладать специфическими особенностями, в связи с чем, отдельные подпункты предложенной структуру деятельности по решению задач следует считать условными (идеальными), подлежащими соответствующей корректировки.
Большинство задач по дисциплине « Конституционное право» обладает следующими характерными чертами:
- в качестве условия дается ситуация, в которой процессуальные отношения уже возникли;
- все вопросы, подлежащие разрешению, связаны с определением содержания правоотношения;
- процессуальные отношения динамичны, в связи с чем, необходимо четко определять все юридические факты, которые упомянуты в условиях;
- при их решении используется преимущественно один нормативный акт – кодекс, но отдельные его положения разъясняются многочисленными Постановлениями Пленумов высших звеньев судов РФ.
В самом общем виде решение задачи сводится к ответу на такие вопросы, как:
а) Соответствуют ли действия субъекта предписания правовых норм?
б) Как надлежало поступить субъекту в соответствии с имевшимся юридическим фактом?
в) Какие правовые последствия наступают вследствие допущенного нарушения и как можно устранить последствия нарушения процессуальных правил?