Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Автоматизация звука Ш в открытом слоге.



Напоминаем, что открытыми называются слоги типа "согласный+гласный".

Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук. Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

 

Игра «Поезд»

Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах.

Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дается звонок, свисток — и движение возобновляется.

Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру — дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу – (быстро), товарный — шшшу-шшшу (медленно).

 

Игра «Слоги заблудились»

Произносить слоги.

ша - шо - шу
ши - ше - ша
шо - шу - ша
шу - ши - ша
шу - шо - ша
ше - ши – шо

 

Автоматизация звука [ш] в словах

Упражнение «Хорошие шутки»

Произносить слова.

1. С ударными слогами.

Ша: шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шо, шё: шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел.

Ши: ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шу, ше: шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

 

 

2. С безударными слогами.

Ша: ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша, Алеша, Наташа, Андрюша.

Шу, ши: шуруп, шутить, чешуя, шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.

3. Со стечением согласных в слоге.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

 

Автоматизация звука [ш] в предложениях

 

Тише, тише: Маша пишет!

Цель. Автоматизация звука ш в предложениях. Описание игры. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет».

После этих слов дети бегут в домик (отведенное педагогом место), а тот, кого Маша осалит, должен придумать и сказать слово со звуком ш. Потом выбирают новую Машу (или Мишу).

Примечание. Педагогу нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, четко, вполголоса. Если ребенок затрудняется придумать слово со звуком ш, ему помогают дети или педагог, задав наводящий вопрос («Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?»).

Машей или Мишей выбираются самые ловкие дети.

 

Произносить предложения.

Наташа пишет.
Вот Маша. У Маши шляпа.
У Леши ландыши. Ландыши хороши.
Миша и Паша едут на лошадке.
У реки камыши. Река широкая.
Малыши шагают в школу. Школа большая.
Миша нашел камешек.
На дороге шумит машина.
У шиповника шипы. Шипы колючие.
В шалаше пять ребятишек.
Паша и Наташа, прошу не шуметь.
Хороша уха из ершей.
Гриша и Миша гоняют шайбу.
Леша ел пшенную кашу.
Ум хорошо, а два лучше.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дальше в лес - больше дров.

 

Повтори (прочитай) чистоговорки:

Ша, ша, ша — поёт душа.

Ша, ша, ша — уточка у камыша.

Ша, ша, ша — одеваем малыша.

Ша, ша, ша — наша Маша хороша.

Ша, ша, ша — нет карандаша.

Ши, ши, ши — наши малыши.

Ши, ши, ши — маме помаши.

Ши, ши, ши — любим беляши.

Ши, ши, ши — на болоте камыши.

Ши, ши, ши — у меня карандаши.

Ши, ши, ши — свечи потуши.

Ше, ше, ше — дети в шалаше.

Ше, ше, ше — приглашаем атташе.

Ше, ше, ше — думаю о малыше.

Ше, ше, ше — домик из папье-маше.

Ше, ше, ше — радостно душе.

Шо, шо, шо — летом хорошо.

Шу, шу, шу — я пример решу.

Шу, шу, шу — тыкву потушу.

Шу, шу, шу — буквы напишу.

Шу, шу, шу — шили шорты малышу.

 

Автоматизация звука [ш] в текстах

 

Произносить тексты.

Маленькие ножки бежали по дорожке

Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры. Дети строятся в колонну. Педагог предлагает всем показать свои ноги. Дети поднимают их. Педагог говорит, что ножки у них маленькие, но бегают быстро. Дети бегут и приговаривают;

Маленькие ножки бежали по дорожке,

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Затем воспитатель говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно:

Большие ноги шли по дороге,

Большие ноги шли по дороге.

Дети несколько раз выполняют со словами ритмичные подражательные движения, то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые.

 

Потешки.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Шалун Миша.

Миша - шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши!

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.