Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Уточнение произношения звуков ш и щ



Произношение уточняется сначала по отдельности, затем дифференцированно. Внимание детей обращается на акустические признаки звуков и артикуляционные уклады.

Формирование представления о фонемах [ш] и [щ]

Дети рассматривают картинки, называют, придумывают слова, предложения и истории из слов с каждым из этих звуков, работают на уровнях фразы и текста. Интересна для детей работа с контурными картинками. Полезны упражнения на раскрашивание, так как они помогают задействовать моторику руки.

Назовите предметы, в названиях которых есть звук [ш].

Раскрасьте только предметы, в названиях которых есть звук [ш].

Назовите предметы, в названиях которых есть звук [щ].

Раскрастье только предметы, в названиях которых есть звук [щ].

 

Дифференцирование фонем [ш] и [щ]


Рассматривание букв ш и щ


Дети рассматривают буквы сначала по отдельности, затем дифференцированно. Уточняют поэлементное строение каждой буквы, их сходство и различие. Соотносят букву с образами, раскрашивают их двумя цветами.
Также дети лепят буквы из пластилина, изготавливают из проволоки, соотносят печатную и письменную буквы, ищут букву на ощупь в «Чудесном мешочке».

 

Найдите буквы и раскрасьте их соответствующими карандашами.

ифференцированный поиск букв ш и щ

Отметьте разными цветами буквы ш и щ, установите закономерности их расположения.

ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш щ ш ш ш щ ш щ ш ш ш щ щ ш щ ш щ ш щ щ ш щ ш
ш ш щ щ ш ш щ щ ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ ш щ щ
ш щ ш ш щ щ ш ш ш щ щ щ ш ш ш щ щ щ щ ш ш ш ш ш щ щ щ ш ш ш ш щ

Отметьте разными карандашами буквы ш, щ, ч, ц.

ц ч у ч н н п ч н л у ч ц
ш ц и щ у п щ ш и у ч ц ш
ц ч п ш у и ч ц л ч ш ч ц щ
п у ч н ц ц ч у щ п ц у ч у
ч ы у ш п ц ш щ ч ц ч ч ц
ш п ц щ щ ш ц п и ш ш щ п
щ ш ш н п щ ц щ ц ш щ ш ш
ш щ н ц у ш ш щ ц ш г ш ш
ш н п у ц ш п щ н щ ж н ш ш
щ ш н п и щ ш щ ш ц ч щ
ц л щ ш и ш л ц л щ и м ц
л ч щ и ы м ц л ч п и ч ш
м л щ п ц ш и ш ц ч и л л
л к ч ц и п ц л м ш ц щ м
и ц м щ л ч щ ш у и щ м л
ц ц ч щ ч ц ч ц щ ц ц у у ч
щ и ч ш ч ц у щ у ч п к м ш
щ ч ц ц ц ч и г ц ш ч ш щ ц
щ ш ч ц п ц и ч ш щ ч ч ц
ч м ц п щ ш ч ш ц ч ц щ ц ч


Дифференцированное написание букв ш и щ

Пропишите буквы друг другу на ладошках, на спинах, отгадайте, какая буква написана (техника дермалексии).

Пропишите ряды букв и найдите закономерности их расположения.

Продолжите строчки карандашами соответствующих цветов.

ш ш щ щ ш ш щ щ
ш щ щ ш щ щ
ш щ ш ш щ щ
Чтение слогов с буквами ш, щ

Прочитайте слоги парами, строчками, столбиками.

ша-ща шо-що шу-щу
аш-ащ ош-ощ уш-ущ
ши-щи ше-ще шё-щё
иш-ищ еш-ещ ёш-ёщ
Чтение и письмо букв ш и щ в словах

Прочитайте слова парами, столбиками, столбиками попарно, строчками.

 

Найдите слова в рядах, выделяя буквы ш и щ разными карандашами.

щеткашовхорошопищалкащука
тащитьпушистыйрощицавершинакамышимышка
вещицатощийгущакрушиначерем
шазащитащупальцамешочекпрошит
кашащегол
щегольброшкакартошказащитная
всполошилисьнакрошилщитокхрящ

 

Напишите «буквенные диктанты», вписывая в схемы прочитанных слов буквы ш и щ, с обозначением их позиции по отношению к началу, середине, концу слова.

Запишите слова с ш и щ в два столбика.

..ука ..елчок кув..ин
пры..ик бро..ка кро..ит
..орох ..епка ..епотка
пи..ит ка..а пла..
горо..ина гру..у вра..ать
..ёлк за..итник вер..ина


Преобразование слов, выбор части слова из двух предлагаемых

Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба - …
шляпа - …
шалаш - …
штора - …
шайба - …
карандаш - …
швабра - …
плащ - …
клещ - …

 

В данных словах первую букву замените буквой ш или щ. Какие слова получатся?

тапка - …
чашка - …
тётка - …
майка - …
споры - …
жаль - …
фланг - …
спала - …
детина - …
венок - …
мишка - …
виток - …
мель - …
тик - …
река - …
рука - …

 

Добавьте в слова слоги ше или ще. Напишите слова в два столбика.

Чудови.., луч.., учили.., полотни.., ти.., голоси.., кра.., вы.., сокрови.., хранили.. .

 

Добавьте в слова слоги шик или щик. Напишите слова в два столбика.

Танцов.., зимов.., каранда.., набор.., шала.., кладов…, чистиль.., за-
крой.., часов.. .


Работа с предложением

Составьте предложения. Запишите их.

ищет, вещи, сыщик, Тощий, наши, пропавшие.
тщательно, Пищу, хорошо, и, пережевывать, надо.
роще, в, Лучший, щавель, нашей.
пищит, Крошечный, ящике, в, щенок, Шарик.

 

Впишите пропущенные слова и слоги ши или щи.

Мы ели … .
Кислые … чудо как хоро.. !
В я..ке пи..т пу..стый щенок.
У на..х за..тников крепкие ..ты и хоро..е мечи.
абота с коротким текстом

 

Распутайте загадки букв ш и щ.

Все словечки поменялись,
Буквы перепутались.
Мы слова с тобой читали,
Ш и щ распутали.
Лес густой за речкой - … (чаша).
Ваза есть в музее - … (чаща).
Услыхали громко - … (шелк)!
Это разорвался… (щелк).
В речке плещется… (Шуренок).
Шуру мать зовет… (щуренок).
Я прощения… (прощу)
И сама тебя… (прошу).

 

Впишите пропущенные слоги ши или щи.

Ти..на! Не Шур..те, мы..! Не пле.. те ле.. и ер..! Не тре..те в ти..не лесной ча.. стрекотуньи - сороки. Слы.. те, запели в ло..не около ро..цы малы.. - соловушки!

 

Впишите пропущенные буквы ш и щ. Выучите, напишите по памяти.

Мы..онок Пу..ок
Ста..ил поро..ок,
Зубную ..етку,
П..ена ..епотку,
..ей пло..ку,
Ча..ку горо..ку,
Из ..етки ..етинку,
С пла..а пылинку.
Та..ит в ..елку не спе..а
С ми..ки плю..евого ..арф,
Та..ит перы..ко ..егла,
Та..ит ..епку из угла.
Всё накрыл засох..ей коркой -
Обеспеченная норка!

 

Дифференциация – Ш – Щ в предложениях.

Паша и Миша – хорошие товарищи.
У Гриши щенок Бишка.
Щи да каша – пища наша.
Мы поймали лещей и ершей.
Плащи вешают в шкаф.
Тетя Даша угощала Машу борщом.

 

Работа с текстами.

В роще

Миша и Паша – товарищи. Пошли они в рощу. С ними был маленький щенок. В роще поют щеглы. Миша и Паша играли со щенком. Потом в рощу прилетела сорока. Она затрещала. Щенок запищал. Миша и Паша погладили щенка.

 

Ледоход

Шура и Маша пошли на реку. Был ледоход, лед громко трещал. Мощные волны ломали льдины. Маленький щенок побежал к реке. Шура оттащил щенка от воды. Щенок пищал, Шура взял его на руки. Шура и Маша потащили щенка домой.

 

Развитие фонематического восприятия.

1. Хлопнуть в ладоши, услышав слог со звуком – Щ:
ша, ща, щу, шо, шу, щё, ши, ще, аш, ощ, ущ, еш ...

2. Отложить фишку, услышав слово со звуком – Щ:
каша, Кощей, шина, щиплет, щуплый, шутка, малыш, ящик, роща, решать, лещ, плющ, пышка, мишень, хлещет …

3. Из ряда слов запомнить слово со звуком – Щ:
- Миша, пища, пишет.
- Прыщ, малыш, камыш.
- Шапка, шайба, щавель.

4. Самостоятельно придумывать слова с заданным звуком ( - Ш или - Щ), составлять предложения.

5. Взрослым следить за правильным произношением ребенка.

 

Скороговорка на дифференциацию шипящих звуков (свистящие исключены)

Кот Пушок пошёл на лужок.

Вышла на площадь рыжая лошадь.

Рыжая Клуша лежит в луже.

У мышей — мышата, у ежей — ежата.

Положи в мешок ржаной пирожок.

Выше — ниже, дальше — ближе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.