Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Каин может жить вполне оседло.



Другое дело, что Каин, как увидим далее (Быт. 4:14), сам может избрать себе долю скитальца. Также и те, кто «хлебнул духа» Каина, могут «полюбить скитаться» (Иер. 14:10), но это – по собственной воле. То есть, первичное здесь не переход с места на место (скитание), но – внутреннее колебание (шатание, шаткость, дрожание, трясение), которое делает Каина скитальцем, поэтому перевод, что Каин «трясущийся» – более предпочтителен.

В Книге Иова 28:4 находим изображение грешников, подобных шатающемуся (шаткому) Каину: «забытые, они ногою колеблются, от человека они шатаются». Здесь грешники – Богом забытые, они ногою дрожащею в страхе от человека по земле шатаются

Второй признак, по которому опознается Каин, причастие (над) от глагола нуд dwn. Он во многом синонимичен глаголу нуа и имеет значения: двигаться (туда-сюда), качаться, колебаться, порхать, сетовать – покачивая (головой в знак скорби или сострадания), убегать [9]. Каин – сетующий (с покачивание головы) – «стенающий» (что соответствует LXX).

Оба глагола вместе – нуа (шататься) и нуд (качаться) – употребляются еще в одном месте Писания. Речь идет о земле: какэто выглядит, что «земля проклята в делах человека» – земля под человеками шатается и качается (уходит из-под ног). Пророк Исаия говорит:

Опустошением опустошена земля…

Земля осквернена под обитающими на ней…

Проклятие поедает землю…

Шатанием шатается земля, как пьяный,

и качается (туда-сюда), как люлька.

Ис. 24:3, 5, 6, 20

Итак, в описании духа Каина перевод LXX и Масоретский текст совпадают в том, что

Господь не присуждал Каина к изгнанию.

Каин «стенающий и трясущийся» (LXX) или «шатающийся (шаткий) и сетующий» (ТМ). Если же Каин «изгнанник и скиталец», то перед нами является образ человека (или народа), которого все гонят и обижают, и он поэтому осужден быть перманентным эмигрантом…

Откуда же взялась эта интерпретация стиха Быт. 4:12, что Каин «изгнанник и скиталец»? – Из иудейской традиции. Второй признак, по которому опознается Каин, причастие над, понимали не как причастие от глагола нуд dwn, что единственно верно грамматически, но как производное от глагола надад ddn, что грамматически неверно, но позволяет понимать Каина как «изгнанника» [10]. Под второй признак подогнали и первый и получили «скитальца и изгнанника» (в Синодальном переводе –«изгнанника и скитальца»).

В переводе LXX на первое место вышло сетование Каина: Каин, прежде всего, «стенающий», то есть он подает голос (возможно, покачивая при этом головой). Во-вторых, Каин «трясущийся», дрожащий, шаткий, шатающийся, трусящий.

В иудейском истолковании – «изгнанником и скитальцем будешь ты на земле» – Каин возвышенный образ: в богоборческую эпоху возможна его романтическая идеализация [11]. Возвышение «стенающего и трясущегося» невозможно, а «изгнанника и скитальца» осуществилось.

 

К

аин был первым человеком, кто был проклят. До Каина мы слышали проклятие змею (Быт. 3:14, 15) и проклятие земле (Быт. 3:17, 18). Все три проклятия строятся на одних и тех же началах, имеют строгую внутреннюю форму.

1. Господь не проклинает, проклятие происходит от Божьего миропорядка. Змею было сказано: «Поскольку ты сотворил это, ты проклят». Каину сказано: «Что ты сотворил?» И далее разъясняется, что это: неслышимый слухом голос крови и вкус крови – в устах земли… Мерзость сотворенного – разительна. Господь не прилагает своей воли к наказанию преступника. Земля несет на себе последствия человеческих дел, как сказал Бог Адаму: «проклята земля в делах твоих» (Быт. 3:!7). Есть такие «дела», которые и землю оскверняют, и до неба вопиют… Каин такое сотворил, что от самого низа (от земли) до самого верха (до Бога) весь мир содрогнулся… И произошло проклятие.

2. Никто не проклят сам по себе, проклятие всегда относительно. Змей был проклят – мин, ўpТ – «от всех скотов и от всех зверей земли» (Быт. 3:14); Каин также проклят – мин, ўpТ – относительно земли. Однако, Каин проклят относительно проклятого: земля проклята в делах (™n to‹j œrgoij) человека, «Каин же был возделывающий (™rgazТmenoj) землю» (Быт. 4:2). Человек земледелец такое сделал, что он теперь проклят от земли, которая проклята в делах человека. Каин вошел в круг, который нельзя разорвать.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.