Гистрион(лат. histrio, родительный падеж histrionis). 1) актер в Древнем Риме. Г. принадлежали большей частью к вольноотпущенникам (только достигшие особенно широкой известности пользовались почетом). Г. составляли труппу, которую возглавлял актер, вышедший из их среды. Первоначально играли без маски, которая была введена в I веке до н.э. 2) Бродячий актер эпохи раннего Средневековья (IX–XIII вв.). Был одновременно рассказчиком, музыкантом, танцором, певцом, дрессировщиком животных и пр. Г. объединялись в особые «братства», из которых впоследствии иногда образовывались кружки актеров-любителей. Г. получили наименования: во Франции — жонглеры, в Германии — шпильманы, в Польше — франты, в России — скоморохи. Подвергались гонениям со стороны светских и церковных властей.
Акробат стоит на руках на острых концах двух мечей.Англия
Жонглер(фр. jongleur, от лат. joculator — шутник, забавник). 1) странствующий комедиант и музыкант эпохи раннего Средневековья во Франции. Творчество Ж. связано в своих истоках с народными земледельческими обрядами и играми. Ж. выступали как рассказчики, певцы, музыканты, фокусники, исполнители импровизированных сценок, выражая вольнолюбивый дух народа. С XI в. Ж., становившиеся профессиональными исполнителями, сосредоточивались в городах; в XIII в. начали объединяться в некоторых странах в «братства» (своеобразные цеховые организации). В течение долгого времени Ж. были единственными носителями светской музыкальной культуры и, в частности, единственными профессионалами в области инструментальной музыки. Ж. называли также гистрионами. Ж., находившихся при труверах и трубадурах, назывались менестрелями. 2) В цирке — артист, умеющий подбрасывать и ловить одновременно несколько предметов.
Французский придворный шут в традиционном костюме дурака
Шпильман. В Германии место для игры, острословия и брани называлось шпильхоф или шпильберг. Это могло быть место на городской площади, монастырский двор или сад, пространство внутри замка. Профессия подразумевала синтетичность. Отсюда и название актера — шпильман, тот, кто сочиняет, поет, танцует, водит зверей и разыгрывает сценки.
Танцоры в традиционных костюмах дураков.Нидерланды
Ваганты (лат. vagantes < vagari — странствовать, бродить) — средневековая (XI–XIV вв.) западно-европейская корпорация «бродячих людей», способных к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. В этом широком употреблении слова в понятие В. войдут такие социально разнородные и неопределенные группы, как французские жонглеры, немецкие шпильманы, английские менестрели (от лат. ministerialis — слуга) и т.д. Однако обычно слово В. употребляется в более узком смысле для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своем творчестве исключительно или, во всяком случае, преимущественно латинским языком — международным сословным языком духовенства.
Трубадуры, труверы, менестрели — представители ранней гуманистической культуры, которая берет свое начало во Франции, в Провансе (южнофранц. troubadour – сочинитель, бродячий поэт). В основном это придворные поэты и музыканты, носители рыцарского куртуазного идеала. Они помогали неспособным рыцарям сочинять и петь песни для прекрасной дамы.
15) ЭПОЗА ВОЗРОЖДЕНЯ , ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1.1. Значение Возрождения
Согласно словарям Возрождение (от итальянского «Rinascimento»), или Ренессанс (от французского «Renaissance» – возрождение) – это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, в течение которого произошел переход от средневековой культуры к культуре нового времени. В Италии это происходило в XIV-XVI вв., в других странах – в XV-XVI вв. Ренессанс за пределами Италии зачастую называют Северным Возрождением, сосредотачивая внимание на творчестве мастеров Франции, Нидерландов и Германии.
Термин «Возрождение» придумал в середине XVI в. один из деятелей Позднего Ренессанса - основоположник современного искусствоведения Джорджо Вазари (1511-1574).3 Своим современным значением понятие «Ренессанс» обязано французскому историку-романтику Жюлю Мишле (1798-1874).
Человеческая культура знает немало взлетов и падений. Так между Античностью и Новым временем были такие периоды культурного подъема, как:
- Остготское возрождение V-VI вв.;
- Арабский золотой век (VIII в.);
- Каролингское возрождение IX в.;
- Оттоновское возрождение конца Х в.;
- возрождение XII в.
Но именно Европейское Возрождение XIV-XVI вв. – одна из ярчайших эпох в истории. Ф. Энгельс, к примеру, охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством».4
В целом это был, несомненно, крутой подъем, хотя зачастую рассвет сменялся застоем и даже закатом, свобода творчества уступала место разгулу мракобесия. Иногда казалось, что все утрачено навсегда. Но, в конечном итоге, европейцы зажили свободнее, просвещенней и сытней. А окончание эпохи Возрождения стало началом Реформации, Просвещения, научной революции. Все это показывает, какие мощные силы разбудила в человеческих душах эта хрупкая и противоречивая эпоха.
Возрождение принесло совершенно новую культуру, какой никогда прежде не знало человечество. Но в то же время историки всячески подчеркивают преемственность древней и новой культуры, старательно отмечают связь времен. «Ренессанс соединяет новое прочтение Античности с новым прочтением христианства»5 - пишут, к примеру,А.И. Хурсан и В.Е. Гайдуль.
Именно в эту эпоху Западная Европа впервые захватила научно-техническое и культурное лидерство. Ее превосходство сделало возможными Великие географические открытия, военные и экономические победы европейцев над другими народами и распространение европейской культуры по всему миру: где-то «добровольно-принудительно» (как в России) – где-то сугубо насильственно с искоренением местной культуры и ее носителей-аборигенов (как в Америке).