Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вторая Польша (речь Посполитая I, 1569-1795 гг.).



 

В царствование последнего Ягеллона - Сигизмунда II Августа - польско-литовскому государству вновь пришлось столкнуться с усилением московского государства, где воцарился Иван IV Грозный. С 1562 года Россия и польско-литовское государство оказались втянутыми в ожесточенную, длительную и разорительную для обеих сторон ливонскую войну, причем первоначально удача оказалась на стороне русского царя, который в 1563 году взял Полоцк.

Сигизмунд Август был бездетным, и по мере его старения вставал вопрос о дальнейшей судьбе польско-литовского государства. До сих пор оно держалось лишь единством династии. Необходимость построить его на новых принципах привела к заключению Люблинской унии (1569), согласно которой Польша образовала с Великим княжеством Литовским объединённое федеративное государство, возглавляемое сеймом и выбираемым им королём. Государство получило название "Речь Посполитая" (польск. Rzeczpospolita) - буквально "республика".

После смерти Сигизмунда началась, в соответствии с новой конституцией, эпоха выборных королей. На престоле появился и вскоре бежал обратно во Францию француз Генрих Валуа (1572-1574), в то время как Иван Грозный вновь перешёл в наступление в Ливонии.

Избрание в 1576 году трансильванского князя Стефана Батория обернуло ситуацию в пользу Речи Посполитой: этот выдающийся полководец вернул потерянный Полоцк (1579), затем, в свою очередь, сам вторгся в Россию и осадил Псков. Мир в Яме-Запольском (1582) восстановил старую границу.

После смерти Батория в 1586 году поляки избрали шведского короля Сигизмунда III Ваза; впрочем, он вскоре лишился шведского престола из-за своего католического фанатизма - качество, которое скорее способствовало его утверждению в Польше. Параллельно польские дворяне и сам король приняли участие в борьбе за влияние над Молдавией в ходе Молдавских войн магнатов.

С правлением Сигизмунда связаны три важных события: перенос в 1596 году столицы из Кракова в Варшаву (коронации по-прежнему проводились в Кракове); Брестская уния православной и католической церквей (1596), покончившая с традиционной польской веротерпимостью и заложившая фундамент Хмельничнины - и интервенция Польши в России в эпоху Смутного времени.

Вверх

Польская интервенция в Россию в Смутное время

Польские магнаты Мнишки поддержали (Лжедмитрия) и снарядили ему войско, состоящее из запорожских казаков и польских добровольцев. В 1604 году войско самозванца вторглось в Россию, города и высланные ему навстречу армии присягали новому царю. В 1605 году Лжедмитрий вступил в Москву и короновался, однако вскоре погиб.

Самозванец обещал королю польскому Сигизмунду III в уплату за помощь вернуть Речи Посполитой Смоленск. Под предлогом этих обещаний, Сигизмунд в 1610 году начинает осаду Смоленска. Войско, посланное на выручку царем Василием Шуйским, было разбито гетманом Жолкевским в битве при Клушине, после чего поляки подступили к Москве, тогда как войска второго самозванца (Лжедмитрия II) осаждали её с другой стороны. Шуйский был свергнут и впоследствии выдан Жолкевскому.

Московские бояре запросили у Сигизмунда в цари его малолетнего сына Владислава и присягнули ему, а затем впустили в Москву польский гарнизон. Однако Сигизмунд не захотел отпустить сына в Москву и крестить его в православие (как предполагалось по условиям договора), а вместо этого пытался править Москвой самолично через Александра Гонсевского, возглавившего польский гарнизон в Москве после отъезда Жолкевского. Результатом стало объединение бывших "тушинских воров"-казаков с дворянами Шуйского против поляков (начало 1611 года) и их совместный поход на Москву, поддержанный восстанием в самой Москве, которое поляки смогли подавить только поджогом города. Осада Москвы первым ополчением оказалась неудачной из-за противоречий в его рядах.

Поход второго ополчения во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским поставил поляков в критическое положение; в это время Сигизмунд, взявший Смоленск, вместо того, чтобы идти на Москву, распустил свою армию, не в силах содержать её по финансовым соображениям.

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, а гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. При этом князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери, поклявшись построить храм в память этой победы. 26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона польских интервентов подписало капитуляцию, выпустив из Кремля московских бояр. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери - 22 октября (4 ноября по грегорианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трёх столетий вплоть до 1917 года.

В 1617 году вошедший в совершеннолетие Владислав, продолжавший носить титул Великого князя Московского, вторгся в Россию, пытаясь овладеть "законным" престолом, дошёл до Москвы, но взять её не смог.

По Деулинскому перемирию Речь Посполитая получила Смоленск и Северскую землю. Владислав сохранил за собой титул Великого князя Московского. По истечении срока перемирия Россия попыталась вернуть Смоленск, но потерпела поражение под его стенами в 1633 году (Смоленская война); по Поляновскому миру (1634 год) Москва признавала Смоленск за Речью Посполитой, однако Владислав отказался от московского титула.

Начало бедствий государства (Initium calamitatis regnum)

Владислав IV как король смог избежать участия Речи Посполитой в Тридцатилетней войне, придерживался религиозной терпимости и провёл военную реформу. Безуспешно стремился укрепить королевскую власть, выступая против магнатов.

Царствование Владислава IV оказалось последней стабильной эпохой в истории королевской Польши. Наряду с ослаблением королевской власти, росла напряженность, вызванная национально-религиозными противоречиями. До конца XVI века в польско-литовском государстве господствовала показная веротерпимость; уже по Городельской унии 1413 года целый ряд высших должностей был открыт только для католиков.

Православные притеснялись, сопротивлялись окатоличиванию, были созданы православные братства во Львове и Вильне. Одновременно, в XVI веке прошла стремительная полонизация, а за ней и переход в католицизм западнорусской шляхты, долгое время переход носил стихийный и добровольный характер, вызванный статусным превосходством, предоставляемым католикам.

К концу XVI века этот процесс в целом завершился, и в результате украинско-белорусское православное крестьянство оказалось под властью католического полонизированного дворянства. Эта ситуация, наряду с усилиением контрреформации и влияния иезуитов, породила стремление перевести в католицизм и "хлопов". Результатом было - Брестская уния 1596 г., притеснения православных, рост напряженности и в конце концов - катастрофическое для Речи Посполитой восстание Богдана Хмельницкого, начавшееся в 1648 году.

Польское коронное войско потерпело сокрушительные поражения от восставших казаков и крестьян под Корсунем и Пилявцами, к концу 1648 года войска Хмельницкого дошли до Вислы и угрожали двинуться на Варшаву. В 1654 году в Польшу вторглись русские войска; в следующем году - шведы, которые и занимают Варшаву, король Ян II Казимир бежит в Силезию - начинается анархия, получившая в Польше название "Потоп" и являющаяся аналогом русского Смутного времени.

В 1657 году Польша отказалась от суверенных прав на Восточную Пруссию. Шведы так и не смогли удержаться в Польше из-за разгоревшейся партизанской войны. С другой стороны, часть казачьих старшин, напуганные влиянием московских воевод, отшатнулись от Москвы и попыталась вновь наладить отношения с Речью Посполитой, благодаря чему та вернула себе Белоруссию и Правобережную Украину. Согласно Андрусовскому перемирию (1667 год), Польское королевство потеряло Киев и все районы восточнее Днепра.

Упадок Речи Посполитой

Короткое правление молодого и неискушённого Вишневецкого оказалось не очень удачным; Польша проиграла войну против Османской империи, которая заняла Подолие и принудила к капитуляции Каменец-Подольский.

Ян III Собеский провёл радикальную реформу в вооружении и организации армии. Под его командованием коалиция христианских держав нанесла сокрушительное поражение туркам в битве под Веной 12 сентября 1683 года и остановила продвижение Османской империи в Европу.

Правление Яна Собесского было последним действительно блестящим эпизодом в истории Речи Посполитой. Затем начинается уже неуклонный упадок. В 1697 году королём Польши избирается саксонский курфюрст Август II Сильный, открывший таким образом эпоху саксонских королей.

 

Первоначально он носился с грандиозными планами укрепления своей власти в Польше и территориальных завоеваний - то есть возвращения Ливонии, в начале XVII века отнятой у Польши Швецией. Результатом этих мечтаний стала Северная война, в ходе которой Карл XII Шведский вторгся в Польшу, разгромил Августа II, занял Варшаву и утвердил на польском престоле свою креатуру Станислава Лещинского. Казалось, что возвратились времена "Потопа".

В 1709 году Петр I в свою очередь изгоняет из Польши шведов и их ставленника и восстанавливает Августа Сильного; разумеется, ни о какой Ливонии для последнего уже не может быть и речи. Страна, лишённая внутренних ресурсов, не имеющая ни налоговой службы, ни таможни, ни регулярной армии, ни сколько-нибудь дееспособного центрального правительства - отныне обречена служить игрушкой для сильных соседей.

После смерти Августа Сильного в 1733 году разгорается "война за польское наследство", в ходе которой саксонцы и русские изгоняют из страны Станислава Лещинского, поддерживаемого французами, и сажают королём нового саксонского курфюрста - Августа III (1734-1763). На конец царствования Августа III приходится эпоха Семилетней войны, когда Польша, несмотря на провозглашённый ею нейтралитет, превращается в поле битвы между пруссаками и их противниками. Фридрих II Прусский уже тогда носил мысль о разделе Польши, однако его поражение в войне на некоторое время отодвинуло эту перспективу.

В 1764 году королём Польши под русским давлением избирается малоизвестный и маловлиятельный Станислав Август Понятовский; главным основанием для его избрания было то, что он в свое время являлся любовником Екатерины II. Фактически над Польшей устанавливается русский протекторат. Лично Понятовский был человек образованный, любитель наук и искусств, хорошо понимавший необходимость реформ - однако у него совершенно отсутствовала политическая воля, достаточная, чтобы действовать в столь сложной обстановке.

В дальнейших трагических событиях этот король, оказавшийся последним королём Речи Посполитой, играл, скорее, пассивную роль, плывя по течению. Фактический протекторат России выразился, в частности, в том, что Россия при поддержке Пруссии принудила Станислава уравнять православных в правах с католиками, а также заставили короля отменить начавшие было проводиться реформы; Екатерина провозгласила себя гарантом "либерум вето". Ответом шляхты была "Барская конфедерация" (1768), развернувшая партизанскую войну против русских войск. Вскоре восстание было подавлено и восставшие сосланы в Сибирь; со свой стороны Австрия и Пруссия, ревниво наблюдавшие за утверждением России в Польше и воспользовавшиеся ее затруднениями в войне с Турцией, потребовали свою долю. Чрезвычайно влиятельное в Польше католическое духовенство подталкивало правительство к притеснению православной церкви и православных подданных.

В 1717 году было запрещено совершение публичных богослужений, строительство новых и ремонт ветхих православных храмов, в 1736 году королём был издан универсал, согласно которому для рукоположения православного священника требовалось разрешение короля. В Петербург, к императорскому двору и в Синод русской православной церкви, поступали из Польши многочисленные жалобы и просьбы о заступничестве. В 1762 году присутствовавший на коронации Екатерины II епископ Могилевский Георгий (Конисский) в речи перед императрицей рассказал об ущемлении православных в Польше и просил заступиться. С другой стороны, прусское правительство, недовольное притеснением протестантов в Польше, предложило России разделить Польшу.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.