Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классический либерализм



Тема 2. Либерализм и неолиберализм

Понятие «либерализм» появилось в европейской общественно-политической литературе в начале XIX в. Оно происходит от латин­ского «liberalis» (свободный, имеющий отношение к свободе).

В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древне­греческому богу Дионису, который олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил и их раскрепощение. Поэтому все опреде­ления либерализма включают в себя идеи личной свободы, не ско­ванной рамками традиций.

При таком широком толковании либерализма его истоки видят­ся в глубинах истории. Так, американский философ Дж. Дьюи обна­ружил ростки либерализма в «свободной игре ума», которая прояви­лась у выступавших на панихиде по афинскому полководцу и государственному деятелю Периклу (V в. до н. э.). Многие ученые усматривают корни либерализма в трудеАристотеля «Политика», в котором ставится вопрос о «конституционном правительстве, склонном к демократии».

Понятия «либерализм» и «либеральный» широко распростране­ны в философской, политической и экономической литературе. Вместе с тем они не имеют определенного общепризнанного, усто­явшегося содержания.

Истоки идеологии либерализма восходят к христианству, Ренес­сансу и ньютоновской научной революции. Классический либера­лизм связан со становлением капитализма вXVII-XVIII вв. Его ос­новные постулаты сложились в антифеодальной борьбе «третьего сословия» против абсолютизма монархов и произвола церкви. Куп­цы, владельцы мануфактур нуждались в экономической свободе, в социальных институтах, которые обеспечивали бы им независи­мость от власти и церкви.

Кульминацией движения за предоставление социально-экономических свобод и прав новому классу принято считать «славную» революцию 1688 г. в Англии. Эта революция была активно поддер­жана крупнейшим философом XVII в Дж. Локком (1632-1704), оказавшим значительное влияние на формирование либеральной общественно-политической мысли. Он разработал теорию «есте­ственных прав», к которым относил, прежде всего, права человека на жизнь, свободу и собственность.

На возникновение и становление либеральных идей значитель­ное влияние оказала протестантская этика, утвердившаяся в ходе Реформации. Она нацеливала на достижение успеха любой ценой, презрение к «чужим» и т. п. Анализ духовно-нравственных и психо­логических основ становления капитализма и либерализма осуще­ствлен в известной работе М.Вебера«Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905).

Таким образом, либеральное мировоззрение восходит к Ренес­сансу и Реформации. Его главные теоретические постулаты заложе­ны в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, Д. Мэдисона, И. Канта, Г. Гегеля. А. Смита и других мыслителей. В XIX в. либеральные идеи развивались И. Бентамом, Дж. Миллем, А. де Токвилем и другими представителями западной общественно-поли­тической мысли. Из этого далеко не полного перечня персоналий очевидно, что весомый вклад в формирование либерального комп­лекса идей внесли представители европейского и американского Просвещения, немецкой классической философии, европейской классической политэкономии.

Джон Локк (1632-1704), которого называют родоначальником либерализма, впервые разделил такие понятия, как «личность», «об­щество» и «государство», поставил личность выше общества и го­сударства. Государство рассматривалось им как инструмент обеспе­чения свободы граждан и защиты их естественных прав.

Суверенитет народа, согласно Дж. Локку, выше суверенитета создаваемого им государства. Если власть нарушит общественный договор и станет неприемлемой для большинства народа, для воз­вращения на путь свободы правомерно восстание.

Дж. Локк впервые выдвинул идею разделения власти на законо­дательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ве­дающую межгосударственными отношениями. Это, по его мнению, способно предотвратить деспотическое использование власти. Наи­более значимой Дж. Локк считал законодательную власть, опреде­ляющую политику государства.

В рамках либеральной традиции политической мысли у Шарля Монтескье (1689-1755) две основные заслуги.

Первая - это разработка теории разделения властей на законода­тельную, исполнительную и судебную. Потребность в разделении властей он выводил из самой природы человека, из его склонности к злоупотреблению властью. Различные ветви власти должны вза­имно сдерживать друг друга, предотвращая произвол.

Дальнейшее развитие событий показало, что принцип разделе­ния властей нигде в полной мере не был реализован. Стало очевид­ным, что суд по своему влиянию уступает двум другим ветвям влас­ти, поскольку нормы его деятельности определяются не им, а законодательной властью. Кроме того, назначение членов высших судебных инстанций осуществляется президентами и парламентом, что ограничивает независимость судей.

Вторая заслуга Ш. Монтескье - это разработка проблемы факто­ров, определяющих «образ правления». В главном его труде «О духе законов» обосновывается идея географической детерминированно­сти развития общества, зависимости нравственного облика каждого народа и характера законов от физических факторов - климата, поч­вы, рельефа местности, величины территории. Большое значение Ш. Монтескье придавал и обратному влиянию политического фак­тора, прежде всего формы государственности, на географическую среду. Стремление раскрыть связь между различными факторами общественного развития было весьма плодотворным.

Логическим продолжением демократического наследия евро­пейского Просвещения явились идеи американских мыслителей Бенджамина Франклина (1706-1790), Джона Адамса (1735-1826), Томаса Джефферсона (1743-1826), Джеймса Мэдисона (1751-1836), Александра Гамильтона (1755 или 1757-1804).

Многие из выдвинутых ими идейных принципов и постулатов формировались как политические требования в ходе борьбы Соеди­ненных Штатов за независимость, а затем были закреплены в кон­ституционных документах. К числу важнейших из них, вошедших в фундамент современной политической и правовой науки, относятся следующие:

Ø все люди от природы свободны, независимы и облада­ют неотчуждаемыми правами - на жизнь, свободу;

Ø стремление к счастью;

Ø право народа на политическое самоопределение и неза­висимое существование;

Ø право народа сменить правительство, ко­торое не отвечает своему назначению - обеспечивать достижение всеобщего счастья и безопасности;

Ø дополнение идеи разделения властей идеей создания системы сдержек и противовесов, обеспечи­вающих равновесие между ветвями власти;

Ø идея судебного надзора за конституционностью принимаемых законов

Существенный вклад в обоснование идеологии либерализма внесли немецкие ученые Иммануил Кант (1724-1804) и Георг Ге­гель (1770-1831). Иммануил Кант отстаивал идею автономии личности. Важней­шим принципом его политической теории является положение об абсолютной ценности каждого человека и недопустимости его пре­вращения в орудие достижения чьих-то целей. Этот нравственный по своей сути принцип он назвал «категорическим императивом» и считал, что им должны руководствоваться все люди.

И. Кант являлся сторонником договорной теории государства, развивал идею правового ограничения государственной власти. По­литика рассматривалась им как гармония цели и средств.

Значительное внимание И. Кант уделял проблемам международ­ных отношений. В трактате «К вечному миру» разработан гуманис­тический проект создания всеохватывающей федерации равноправ­ных государств, отвергающих войны, мир характеризуется как «высшее политическое благо». Обеспечение мира связывалось с воспитанием и просвещением народов, моральным прогрессом че­ловечества, осуждением войн и воинствующих политиков.

Георгу Гегелю принадлежит заслуга разработки и разграничения категорий «гражданское общество» и «правовое государство». Он создал основы теории групповых интересов, которые рассматривал как базу гражданского общества.

Дальнейшее развитие идеи либерализма получили в работах французского ученого Алексиса де Токвиля (1805-1859), англичан Иеремии Бентама (1748-1832) и Джона Стюарта Милля (1806-1873).

Алексис де Токвиль внес существенный вклад в разработку тео­рии и истории демократии. В книге «О демократии в Америке» он показал, что именно демократия, идущая на смену аристократии, способна обеспечить максимум свободы и возможностей для разви­тия личности, для роста благосостояния большинства граждан.

В то же время А. де Токвиль показал противоречивый характер процесса утверждения демократии, выявил его негативные послед­ствия: демократия, во-первых, не гарантирует народу самое искус­ное правительство и, во-вторых, создает опасность тирании боль­шинства. Вместе с тем, по его мнению, демократия благодаря своим уникальным достоинствам сама в состоянии нейтрализовать соб­ственные недостатки. Он полагал, что власть большинства должна заканчиваться там, где начинаются права личности и права мень­шинства. Для предотвращения деспотизма большинства он считал важным расширять непосредственное участие населения в управле­нии, создавать различные добровольные ассоциации граждан, суды присяжных.

К середине XIX в. выяснилось, что поддерживавшийся либера­лами капитализм способствовал не только расширению свободы, но и усилению эксплуатации. Поэтому либеральная мысль стала боль­ше ориентироваться на социальные проблемы, на принцип пользы с целью достижения счастья.

Идеолог английской либеральной буржуазии Иеремия Бентам разработал теорию утилитаризма и с ее помощью обосновал про­грамму демократизации политических и правовых институтов, обеспечения политической свободы. Задача государства, по И. Бентаму, состоит в том, чтобы на основе принципа пользы обеспечить «наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Эта цель мо­жет быть достигнута благодаря свободной конкуренции и частно­собственнической инициативе, невмешательству государства в эко­номику и демократизации государственно-правовых институтов.

Либеральные идеи Нового времени отражены в политическом учении Джона Стюарта Милля - английского утилитариста и побор­ника равноправия. Согласно Дж. Миллю,либеральные свободы – это, во-первых, свобода мысли и мнений, во-вторых, свобода дей­ствия сообща с другими, в-третьих, свобода выбора жизненных це­лей. Он полагал, что угроза свободе индивида исходит как от тира­нии правительства, так и от тирании господствующего в стране общественного мнения.

Подобно А. де Токвилю, Дж. Милль искал пути преодоления тирании большинства. Чтобы предотвратить количественное возоб­ладание невежд над образованными людьми, он предлагал создать такую избирательную систему, которая позволила бы последним го­лосовать в нескольких избирательных округах.

Социальный акцент политических воззрений Дж. Милля осо­бенно проявился в его рассуждениях о роли государства. Государ­ству следует не удовлетворяться пассивной ролью защиты граждан, а стремиться сделать своих подданных добрыми и просвещенными. Единственное правление, которое может удовлетворить наиболее острые социальные потребности людей, - это правление с участием всех людей. Будущее он представлял себе как общество кооперати­вов производителей, сохраняющее частную собственность, но без ее отрицательных сторон.

Таким образом, в мировоззренческий комплекс классического либерализма вошли представления о самоценности личности, ее свободе от групповых, классовых и национальных ограничений, идеи космополитизма, гуманизма, прогресса, демократизма.

В сфере политикилиберализм основывается на признании прав человека, разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, свободы выбора видов деятельности, свободы конкуренции. Все эти идеи составляют содержание концепции правового государ­ства.

В экономической областиоснователи либерализма требовали отмены регламентации и ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, максимально благопри­ятных условий для развертывания частного предпринимательства

Ядро классического либерализма образуют следующие поло­жения:

Ø абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;

Ø автономия индивидуальной воли;

Ø существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);

Ø договорный характер отношений между государством и инди­видом;

Ø верховенство закона как инструмента социального контроля;

Ø ограничение объема и сфер деятельности государства;

Ø защищенность - прежде всего от государственного вмешательст­ва - частной жизни человека и свобода его действий (в рамках за­кона) во всех сферах общественной жизни.

Основополагающие принципы либерализма постоянно уточня­ются в ходе общественного развития, но неизменной остается ори­ентация либералов на осуществление индивидуальной свободы. Сама природа этих принципов не позволяет превратить либерализм в догматическую систему, состоящую из раз и навсегда установлен­ных норм и правил. Классик современного либерализма Людвиг фон Мизес писал по этому поводу: «Либерализм - это не закончен­ная доктрина или застывшая догма. Наоборот, он является приложе­нием учений наук к общественной жизни человека. И так же как экономическая наука, социология и философия не стояли на месте со времен Дэвида Юма, Адама Смита, Давида Рикардо, Иеремии Бентама и Вильгельма Гумбольдта, доктрина либерализма сегодня отличается от того, чем она была в их эпоху, хотя ее фундаменталь­ные принципы остались неизменными».

Основные политические идеи либерализма:

Ø Приверженность парламентаризму;

Ø Негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства;

Ø Разделение властей, плюрализм, верховенство закона;

Ø Уважение достоинства человеческой личности;

Ø Расширение практики плебисцитарной демократии;

Ø Конкуренция элит;

Ø Компромисс, консенсус в решении политических проблем.

Если в европейских странах принципы либерально-буржуазного устройства пробивали себе дорогу с трудом, преодолевая сопротив­ление со стороны феодально-аристократического государства, то в Соединенных Штатах они имели более широкую социальную базу (прежде всего торгово-промышленная буржуазия, многочисленное фермерство) и утверждались в сравнительно благоприятных условиях.

Формирование и развитие либеральной традиции в США проте­кало в процессе постоянной внутренней эволюции, включавшей,

с одной стороны, напластование все новых идеологических компонентов, порождавшихся самим развитием американского общества, но при этом объединенных принципиальной общностью исходных принципов,

с другой - обособление устаревших идеологических фрагментов, приобретающих консервативную функцию и служив­ших основанием для формирования разновидностей консерватив­ной идеологии.

На всех этапах американской истории между либерализмом и консерватизмом сохранялся определенный консенсус в отношении некоторых наиболее общих представлений, касающихся американ­ского общества, политических институтов, механизмов социального развития и т. д. Формированию такого консенсуса способствовала «гибкость» идеологических принципов американской либеральной традиции, которые, будучи изначально сформулированными в дос­таточно общей и абстрактной форме, допускали существенные раз­ночтения и могли обслуживать различные социальные и политиче­ские силы.

К современному времени сложились следующие направления либерализма:

Ø консервативный либерализм (партии этого направления стремились сохранить уже имеющиеся в данном обществе права и свободы, но были против дальнейших социальных реформ, подрывающих принцип неприкосновенности частной собственности);

Ø социальный либерализм (сторонники которого были готовы осуществлять дальнейшие социальные реформы, в том числе и ограничивая права имущих классов);

Ø радикальный либерализм, или либертаризм (его сторонники защищали свободу от власти государства (негативную свободу), господствующей церкви, даже общества). Многие современные исследователи относят либертаризм к современным разновидностям консерватизма.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.