Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика неолиберализма



В конце XIX в. либерализм подвергся существенной трансфор­мации. Его ключевой принцип - свободной конкуренции произво­дителей - уступил место признанию необходимости вмешательства государства в экономические и социальные процессы с целью пре­дотвращения чрезмерной поляризации общества и, в конечном сче­те - дестабилизации системы. Складывавшийся тип либерализма обозначался терминами «неолиберализм», «социальный либера­лизм» и «либерал-реформизм».

В США попытки найти выход из Великой депрессии 1929-1933 гг. завершились расколом в либеральном лагере. Одни либера­лы продолжали отстаивать традиционные ценности свободного рынка и противились регулирующей роли государства, другие ре­шительно требовали ограничения сферы действия рыночных ме­ханизмов и предпринимательского индивидуализма. «Новые ли­бералы» подчеркивали необходимость активного вмешательства государства в экономику и сферу социальных отношений. Практи­ческая реализация идей «нового либерализма» была связана с ре­формами Ф. Рузвельта, заложившими основы системы государ­ственного регулирования экономики.

Тенденция расширения роли государства в управлении обще­ством получила дальнейшее развитие в годы Второй мировой войны и первые послевоенные десятилетия, особенно в рамках либе­рально-консервативного консенсуса. В 1960-е гг. это нашло выраже­ние в разработке новых программ в сферах образования, здравоох­ранения и социального обеспечения. Их реализация, как полагали либералы, позволит создать «общество благосостояния».Идеи со­циального регулирования лежали в основе программ «Новых рубе­жей» Дж. Кеннеди и «Великого общества» Л. Джонсона.

Основные особенности неолиберализма:

Ø важнейшее достоинство политической системы - справедливость, а правительства - ориентация на моральные принципы и ценности;

Ø консенсус управляющих и управляемых, необходимость участия масс в политическом процессе, демократизация процедуры принятия управленческих решений;

Ø предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти;

Ø политическая активность, предприимчивость, свободу от предрассудков, отношение к морали как к частному делу человека, враждебное отношение к интересам различных общностей, эгоизм потребностей, автономия воли и разума.

В 1960-1970-х гг. либерализму была свойственна ярко выраженная ориентация на интеграционные процессы в международных отно­шениях, отражавшая растущую взаимозависимость государств. Либералами активно разрабатывалась и пропагандировалась кон­цепция конвергенции двух общественных систем под влиянием научно-технической революции и расширения торгово-экономиче­ского сотрудничества (Дж. Гэлбрейт. П Сорокин, Р Хейлбронер, Я. Тинбергени др.)[1].

Выдвигались два варианта этой концепции.

Первый предусмат­ривал эволюцию социалистических стран к «западной демократии».

Второй предполагал движение обеих систем к некоему обществу «интегрального типа».

Идее сближения свободной рыночной экономики и социалисти­ческого «планового хозяйства» был привержен и советский акаде­мик А.Д. Сахаров. В книге «Мир, прогресс, права человека» он пи­сал: «Я считаю особенно важным преодоление распада мира на антагонистические группы государств, процесс сближения (кон­вергенции) социалистической и капиталистической систем, со­провождающиеся демилитаризацией, укреплением международного доверия, защитой прав человека, закона и свободы, глубоким соци­альным прогрессом и демократизацией, укреплением нравственно­го, духовного, личного начала в человеке».

Последующий ход событий, как известно, не подтвердил кон­цепцию конвергенции. Одна из общественных систем - социа­листическая - прекратила существование, а другая динамично трансформируется в «постиндустриальное» и «информационное» общество. В направлении постиндустриализма развиваются и про­цессы модернизации в бывших социалистических странах. Тем не менее, концепция конвергенции сыграла определенную роль в подготовке идейно-политической почвы для разрядки начала 1970-х гг. и формирования принципов нового политического мышления.

Расчетам либералов на создание общества «всеобщего благосо­стояния» также не суждено было осуществиться. Хотя жизненный уровень населения и вырос, выявилась неспособность государства выполнить многочисленные социальные программы, удовлетворить растущие притязания граждан на обеспечение занятости, образова­ния, медицинской помощи, различные формы вспомоществования. Широкое распространение получили технократические иллюзии наступления эры технических ответов на социальные вопросы. Строительство «государства благосостояния» вошло в противоречие с потребностями экономики в поощрении предпринимательской инициативы, поиске перспективных направлений технологического прогресса.

Этими обстоятельствами частично объясняется рост популяр­ности консерватизма в 1970-х гг. и разрушение либерально-консер­вативного консенсуса. Вступление западного общества в фазу постиндустриализма и обострение глобальных проблем поставили либерализм перед необходимостью глубокого обновления.

Новый облик либерализма еще не сложился. Его становление идет по различным, во многом отрицающим друг друга курсам.

С одной стороны, заметен акцент на проблемах равенства и спра­ведливости, рационализации регулирующей роли государства. Либералы объявляют целью социальной политики оптимальное вос­производство «человеческого капитала». Это предполагает преиму­щественное развитие системы переподготовки рабочей силы, а не увеличение пособий бедным и безработным, как в 1960-е гг.

С дру­гой стороны, возрождаются антикейнсианские традиции, суть кото­рых - в отрицании вмешательства государства в сферу экономики.

Неолибералы видят ошибку сторонников «саморегулирования» экономики в абсолютизации монетаризма Чикагской школы и иг­норировании опыта социально-ориентированной экономики Гер­мании. Они подчеркивают, что в нормально функционирующем обществе должны быть преодолены наиболее вопиющие виды нера­венства, препятствующие свободному развитию каждого индивида и дестабилизирующие общество. Государство, по их мнению, толь­ко в том случае является социальным и правовым, если обеспечива­ет своих граждан экономическими средствами для достижения ра­зумных целей.

Таким образом, основное различие неолиберализма и класси­ческого либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Если классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем.

Со второй половины 1990-х гг. внутри либерального лагеря наме­тилось размежевание между сторонниками различных представле­ний по вопросу о перспективах государственного суверенитета. Часть либералов мыслит государственническими категориями и декларирует приверженность суверенитету. Их оппоненты исходят из тезиса о происходящем «размывании» национальных государств и их суверенитетов, все большей проницаемости грани между внут­ренней и внешней политикой. Они прогнозируют неизбежность слияния человечества в единое целое благодаря экономической ин­теграции, демократизации политического пространства, развитию коммуникаций. На основе подобных представлений делается вывод о возможности «гуманитарных интервенций» в отношении госу­дарств, где нарушаются права человека.

Процессы и явления, вызываемые усиливающейся взаимозави­симостью мира, рассматриваются либералами в качестве предпо­сылки к глобальному управлению. В свою очередь, глобальное уп­равление понимается как фактор развертывания глобализации.

Изменились представления либералов о механизмах глобально­го управления. Популярные в прошлом модели мирового прави­тельства и мирового парламента основывались на прямых аналоги­ях с реально существовавшими национальными институтами и предполагали создание единого центра принятия решений и соот­ветствующих властных структур. Современные модели глобального управления, проникнутые верой в универсальность либеральных ценностей, базируются на коллегиальных и коллективных принципах межгосударственного взаимодействия. Реализация этих принципов предполагается путем использования наднациональных структур для согласования позиций и интересов различных акторов и прежде всего государств.

Поскольку для американского политического мышления харак­терно совмещение либеральных и империалистических элементов, основывающихся на отношении к своему государству как воплоще­нию принципов либерализма и демократии, либерально-глобалистская часть истеблишмента негативно относится к идее подчинения США неким наднациональным механизмам принятия решений. Та­кая возможность гипотетически допускается лишь в случае, если все государства или большая их часть будут соответствовать амери­канским стандартам демократии.

Либерализм оказал значительное влияние на формирование од­ной из наиболее влиятельных школ в теории международных отно­шений - политического идеализма. Она возникла как реакция части ученых и политиков на беспрецедентные по масштабу социальные бедствия, вызванные Первой мировой войной.

Базовые положения политического идеализма нашли отражение в 14 пунктах послевоенного урегулирования, сформулированных одним из создателей этой школы - профессором и президентом США Вудро Вильсоном. Им были продекларированы такие принци­пы, как:

Ø отказ от тайной дипломатии;

Ø моральность внешнеполити­ческой деятельности и дипломатии;

Ø сокращение вооружений до ми­нимума, обеспечивающего национальную безопасность;

Ø создание международного органа, который гарантировал бы политическую независимость и территориальную целостность государств - такая организация была создана и носила название «Лига Наций».

Идеалисты рассматривали мировую политику в рамках право­вых и этических категорий, разрабатывали нормативные модели международных отношений,в реализации которых значительную роль играло бы свободно выражаемое общественное мнение, высту­пающее против войны и вызываемых ею социальных бедствий. Для их убеждений было характерно неприятие силовых средств как важ­нейшего регулятора международных отношений. Предпочтение от­давалось системе и институтам международного права.

Вместо баланса сил идеалисты предлагали иной механизм регу­лирования международных отношений - коллективную безопас­ность. Эта идея основывалась на том соображении, что все государ­ства имеют общую цель - мир и безопасность, а нестабильность силового баланса и войны наносят огромный урон народам.

На идеях неолиберализма в 1970-1980-х гг. сформировался глобалистский подход к международным отношениям.Неолиберализм исходит из того, что анализировать поведение государств следует с учетом не только национальных интересов, но и их участия в дея­тельности межгосударственных институтов, гармонизирующих международные отношения и влияющих на поведение самих госу­дарств. При этом особое внимание неолиберализм уделяет роли хо­зяйственного взаимодействия в мировом развитии. Универсаль­ность демократии рассматривается неолибералами как важнейший фактор преодоления противоречий между государствами.

Взгляды глобалистов отражены в теории комплексной взаимоза­висимости, разработанной на основе неолиберальных принципов Робертом Кеохэйном и Джозефом Наем в исследованиях «Трансна­ционализм в мировой политике» (1971) и «Мощь и взаимозависи­мость. Мировые политики в переходе» (1977). Согласно этой теории, фактор силы утрачивает решающее воздействие на междуна­родные отношения, более эффективными средствами влияния ста­новятся экономические, правовые и информационные механизмы. По мнению ученых, создаются условия для институционализации отношений между государственными и негосударственными актора­ми, которые открывают перспективу упорядочения международной среды.

В области внешней политики либералы внесли существенный вклад в разработку концепции «нового мирового порядка». В среде ученых и политиков либеральной ориентации во второй половине 1980-х гг. господствовало стремление к многостороннему сотрудниче­ству с СССР, а в настоящее время доминирует намерение макси­мально способствовать становлению демократии в государствах, являющихся его преемниками. Либералы - сторонники оказания им всемерного содействия в создании рыночной экономики, решении гуманитарных проблем, урегулировании межнациональных конф­ликтов.

В целом либерализм является доминирующим типом массового сознания в странах Запада. Его принципы и установки воплотились в важнейших политических институтах и получили специфическое проявление в основных идейно-политических течениях - от консер­ватизма до социал-демократии. Большинство либеральных партий объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 г.

Либерально-реформистской направленностью отличалась дея­тельность созданного в 1968 г. Римского клуба - неформального объединения влиятельных представителей научно-экспертного со­общества ведущих стран Запада. Клуб стал своего рода лаборатори­ей научного поиска путей выживания и развития человечества как складывавшейся экономической, а впоследствии и политической целостности. В докладах Клубу была изложена система представле­ний о новом миропорядке, основывающемся на принципах расту­щей взаимозависимости государств.

В рамках либеральной парадигмы сформировалась идейно-по­литическая концепция трилатеризма, ставшая идеологической осно­вой функционирования Трехсторонней комиссии, созданной в 1973 г. по инициативе директора «Чейз Манхэттэн банка» Д. Рокфеллера. Деятельность Трехсторонней комиссии, объединившей ведущих представителей истеблишмента США, Западной Европы и Японии, была направлена на согласование позиций политических элит по социально-экономическим и политическим проблемам глобального характера, формирование долгосрочной стратегии всего «западного сообщества». Благодаря тесным связям с политическим руковод­ством США Трехсторонняя комиссия была самым влиятельным неофициальным транснациональным политико-идеологическим институтом вплоть до начала 1980-х гг., когда трилатеристские пред­ставления о взаимозависимости, основах и целях единства Запада уступили место более жестким и бескомпромиссным неоконсерва­тивным концепциям.

Несмотря на ослабление влияния Трехсторонней комиссии, многие идеи, выдвинутые ее участниками, в 1990-2000 гг. востре­бованы в идеологической и политико-практической сферах. Они оказывают влияние на принципы и идейные основы деятельности такого влиятельного неформального института, как «Большая вось­мерка», куда входит и Россия.

Известные ученые, констатируя заслуги либерализма в форми­ровании облика современного мира, связывают будущее человече­ства с базовыми идеями именно этой идеологии. Так,американский исследователь Фрэнсис Фукуяма на рубеже 1980-х и 1990-х гг. выдвинул дискуссионный тезис о якобы наступившем конце истории в резуль­тате победы либерализма над другими идеологиями. Этот тезис по­явился на волне эйфории по поводу эрозии марксистско-ленинских идей, распада социалистической системы, успехов постиндустри­ального развития на Западе.

Абсолютизация Ф. Фукуямой новых тенденций в международ­ных отношениях и либеральной демократии в качестве базового принципа политической организации общества вызвала резонную критику концепции «конца истории». Последующее развитие собы­тий вынудило ученого скорректировать свои взгляды с учетом про­исшедших перемен, признать наличие многочисленных угроз для самого существования человечества. В своих последних публикаци­ях Ф. Фукуяма связывает надежды на формирование нового миро­порядка с модернизаторской ролью Соединенных Штатов в гло­бальном масштабе, а условием ее выполнения считает признание американской элитой принципов коллективизма и многополяр­ности.

Для позиции либерализма в вопросе о путях становления нового миропорядка характерны основные положения, формулируемые Ф. Фукуямой в работе «Америка на распутье. Демократия, власть и неоконсервативное наследие»:

Первое: внешняя сила эффективна там, где она «подталкивает» преобразования, к которым народ уже подготовлен, а не там, где навязываемые ценности и практики рас­сматриваются как чуждые и враждебные.

Второе: применение силы вне международно-правового контекста, с нарушением норм между­народного права и без учета мнения международных организаций ставит под сомнение саму причину ее использования и резко снижа­ет, если не обесценивает, ту цель, ради достижения которой она применяется.

Третье - одна лишь вера в незыблемость собственных нравственных принципов не может служить основанием для поли­тических решений.

Итоговый вывод ученого: Америке следует пересмотреть внеш­неполитический курс, сформированный под влиянием неоконсерва­тивных теоретико-политических представлений, которые привели к фиаско в Ираке и могут послужить причиной новых неудач. Крити­куя радикал-консерваторов, он видит альтернативу силовому гло­бализму в проведении более умеренного и рационального курса, ве­дущего к той же цели - установлению глобального миропорядка под эгидой Соединенных Штатов.

Как и Ф. Фукуяма, активными оппонентами стратегии силового глобализмаи унилатеризма, разработанной и реализуемой при ак­тивном участии неоконсерваторов, являются такие известные поли­тологи либеральной ориентации, как Т. Барнет, Дж. Гэддис, Ч. Купчан, М. Манделбаум, Дж. Най-младшийи др. Они считают такую стратегию бесперспективной, отторгаемой мировым сообществом и чреватой истощением ресурсов самих Соединенных Штатов. Аль­тернатива стратегии жесткого унилатеризма видится в мультилатеризме, т. е. формировании мировой системы, в которой полномочия были бы разделены между ведущими странами Запада, а фактиче­ский статус Соединенных Штатов был бы самым высоким - лидер­ским.

М. Манделбаум, исследуя перспективы демократии в современ­ном мире, полагает, что нынешняя практика ее «продвижения» должна быть переосмыслена, поскольку дискредитирует демократи­ческие традиции и лишает демократию той репутации, которую она заслужила в XX в. С его точки зрения, не следует инициировать де­мократические преобразования при отсутствии необходимых для этого предпосылок и необходимо осознавать неизбежность оттор­жения привнесенных политических институтов там, где нет усло­вий для становления либеральной демократии. По мнению М. Манделбаума, лишь глубокое знание истории, культуры и традиций других стран и народов «... могло бы дать ключ к пониманию того, каким образом можно подтолкнуть их к усвоению демократических практик».

Прогнозируемый Ф.Фукуямой миропорядок по своей сути явля­ется американоцентричным, поскольку идеи и принципы либераль­ной демократии нашли свое наиболее полное выражение в Соеди­ненных Штатах и поддерживаются ими. Наиболее эффективный путь к созданию такого миропорядка видится ему не в «превентив­ных войнах», сторонниками которых являются критикуемые им неоконсерваторы, а в широком использовании «мягкой силы», т. е. средств материального, морального и пропагандистского воздей­ствия на противоборствующую сторону.

На наш взгляд, Ф Фукуяма прав в следующем: либерально-демократические принципы, прошедшие испытание временем в странах Европы и Америки, могут стать основой для общецивилизационного единства перед лицом глобальных проблем, для форми­рования демократического миропорядка.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие вы­воды:

1. Исторический опыт свидетельствует о том, что политические принципы либерализма эффективны только при условии их систем­ного применения и с учетом социокультурной специфики стран и регионов.

2. Либерализм претерпел эволюцию, в процессе которой он мо­дифицировал свои идеи в соответствии с изменившимися конкрет­ными условиями. Классический либерализм с его идеей свободы от вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь уступил место неолиберализму, который отводит государству значи­тельную роль в решении стоящих перед обществом проблем.

3.Либерализм и консерватизм сохраняют ведущие позиции бла­годаря тому, что в конкурентной борьбе сумели выработать качества открытых идеологий, учитывающих и интегрирующих интересы широких социальных слоев, способных обеспечивать националь­ный консенсус. Между этими идеологиями сложилось своеобразное «разделение труда»:функция неоконсерватизма заключается в вы­свобождении предпринимательской активности, функция же неолиберализма состоит в смягчении неравенства.

 

[1] Термин «конвергенция» заимствован из естественных наук. В физике атмосферы и океанологии он используется для обозначения перемешивания воз­душных и водных масс разной температуры, а в биологии обозначает уподобле­ние признаков неблизкородственных групп организмов в процессе эволюции, приобретение ими сходного строения в результате существования в близких природных условиях.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.