Переход к рыночным отношениям потребовал ликвидации государственного монополизма в экономике, снятия с государства большинства функций хозяйственного управления, передачи соответствующих полномочий на уровень предприятий.
Разгосударствление- это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
Изменение роли государства в процессе производства может протекать по двум вариантам:
· свертывание предпринимательской деятельности государства
· создание государством условий, специализирующих формирование производственных структур в иных формах собственности
В любом из этих вариантов происходит снижение доли государственного сектора. Роль государства усиливается в сфере распределения: больше внимания уделяется бюджету с целью развития социальной сферы, перераспределению доходов, обеспечения обороны страны.
Основные направления разгосударствления:
1. Либерализация – процесс формирования конкурирующих структур в тех секторах экономики и рынках, для которых характерна полная государственная монополия. Снятие запретов и устранение барьеров, препятствующих доступу на рынок новых конкурентов. Формирует новых хозяйствующих субъектов, снижая роль государственных структур в создании благ и услуг.
2. Коммерциализация – заключается в переводе госпредприятий на коммерческий расчет в подчинении принципам рыночного механизма. Это выражается в том, что государство либо частично, либо полностью сокращает их бюджетное финансирование, льготное налогообложение, не списывает кредитную задолженность. Это позволяет решить проблему дефицита госбюджета за счет прекращения инвестирования предприятий. В результате осуществляется санация финансово неустойчивых предприятий.
3. Денационализация – преобразование госпредприятий в предприятия, основанные на других формах собственности.
4. Приватизация– передача государственной собственности в руки отдельных граждан и юридических лиц. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия с/х и т.д. После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества и т.д.
Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько использовался в них метод национализации в предшествующий период. Насчитывается около 22 способов частичной и полной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору (распродажа, безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажа государственного жилья квартиросъемщикам и т.д.)
Процесс приватизации – длителен: в Японии он осуществляется 10 лет, в Западной Европе – 10 – 15 лет. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.
Особенности приватизации в России:
1.Проведение приватизации в условиях зарождающихся рыночных отношений (неумение работать в рыночных условиях, необходимость адаптации к динамично изменяющимся внешним факторам, к изменению степени жесткости бюджетных ограничений, к изменению системы управления предприятием и пр.)
2.Директивность
3.Высокие темпы приватизации. За период с 1991 – 1995 гг. было приватизировано 50% предприятий.
4.Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было выбрано превращение государственной собственности в частную. Недооценивались, а иногда и игнорировались другие формы преобразований госсобственности, связанные с распределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между различными социальными слоями общества.
5.Номенклатурно-корпоративный характер приватизации.
6.Приоритет социально-политических целей над экономическими. (Максимальное распределение собственности между членами общества посредством ваучерной приватизации без учета экономической эффективности).
7.Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная цель приватизации превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточением государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.
8.Проведение приватизации без учета отраслевой и региональной специфики.
9.Проведение приватизации в условиях неразвитого фондового рынка. ( Основная масса средних и крупных предприятий приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества).
10.Проведение приватизации в условиях отсутствия денежных средств и накоплений у широких слоев населения (обеспечение накоплений в результате инфляции, массовые задержки заработной платы и пр.). Это одна из причин, которая позволила усилить процесс концентрации собственности.