Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Командир польской дивизии имени Тадеуша Костюшко в СССР



«Мы помним все те минуты, когда после сентябрьской катастрофы мы очутились в лагерях военнопленных без возможности действовать, когда началось наше оцепенение, а с сердца, с мозга — отовсюду, где теплилась хоть искорка энергии, рвался отчаянный крик: кто виноват?

Кто виноват, что тяжёлый, смертельно тяжёлый труд наших рук и наших умов сошёл на-нет? Кто виноват, что в течение 20 лет нашей государственной жизни мы сумели вокруг себя собрать только врагов и что в момент борьбы за наше существование мы очутились одни?

Кто виноват, что безрезультатными оказались жертвы наших братьев, которые погибли, и безрезультатны жертвы нашей крови?

Кто виноват, что, как бездомные звери, мы брошены на произвол судьбы и оставлены собственным мыслям и собственным силам?

 

В ответ мы могли слышать и слышали фамилии людей, названия партий, политических группировок. Мы имеем право и мы будем требовать суда над ними. Но возникал вопрос: что дальше? Великая наша трагедия открыла нам глаза и показала, что мы все не без вины, что наши слова очень часто были далеки от истины, а наши действия — от справедливости. А за то, что польская правда была правдой только для избранных, а польская справедливость — справедливостью только для некоторых, за это должны отвечать мы все. И судьба велела нам нести эту ответственность.

Но, приниженные до роли пленных, мы не потеряли веры. Мы знали, что такое состояние вещей не может продолжаться, что мыдолжны его изменить, что мы должны создать для себя возможности борьбы, что мы будем бороться и должны бороться, если хотим существовать как нация.

Потому, что жизнь — это борьба! Потому, что тот, кто отрекается от борьбы, тому место только среди мёртвых. Мы хотим жить и потому должны бороться!

Так велят и так решают наши горячие сердца.

Мы все любим Польшу и все, независимо от наших убеждений и независимо от того, как мы себе представляем счастье страны, все хотим идти в бой и победить.

Это первая, общая нам всем цель.

Но враг могуществен.

Разум показал нам союзников; с ними честно и верно мы хотим рука об руку довести борьбу до победного конца. Мудрость Верховного Главнокомандующего создала нам уверенность в победе, а наша большая трагедия и страдания выжгли из нас всё зло.

Сегодня, в день нашего государственного праздника, мы можем с бодростью смотреть в будущность. Мы будем иметь Польшу, дорогую нам, потому что полученную в борьбе. Польшу такую, какую мы носим в сердцах. Польшу, в которой не будет места для несправедливости, в которой не будет эксплоатации и порабощения человека человеком.

Для неё мы хотим идти на смертельную борьбу. Для неё мы готовы пожертвовать жизнью».

Выше я привёл мою статью «В маршу», помещённую в № 8 (от 14 ноября 1941 года) газеты 5-й пехотной дивизии армии генерала Андерса. Во время своего пребывания в СССР генерал Сикорский читал эту статью и заявил, что полностью её одобряет. Это было для меня источником большой радости, как доказательство того, что ошибки прошлого не будут повторены.

Последующие, однако, за этим события омрачили нашу радость, принудили нас к принципиальному изменению, к ревизии в теории и на практике наших взглядов при оценке мероприятий эмигрантского польского правительства, за которые отвечает генерал Сикорский.

Когда Советский Союз очутился в чрезвычайно тяжёлом положении, армия генерала Андерса покинула союзника, высту-

[17]

пая тем самым против возвышенных традиций польской верности. Торжественные обещания, данные союзнику, были попраны.

В создавшемся положении нельзя было оставаться пассивным. История многому научила нас, мы увидели, что пассивность до 1939 года обошлась нам слишком дорого.

С группой товарищей мы остались в Советском Союзе. После приезда в Москву мы связались с людьми, мыслящими так же, как и мы. Мы вошли в Союз польских патриотов. Мы познакомились там с Вандой Василевской. Мы увидели горячую любовь к родине у этой пламенной польской патриотки. Вместе с ней мы встали в ряды. Усердные старания Союза патриотов закончились успешно, и советское правительство дало нам в руки оружие, к которому мы так стремились.

Как и каждая вооружённая сила, мы представляем идейное стремление, как и каждая вооружённая сила, мы ставим перед собой идейные цели и задачи.

В рядах свободолюбивых народов, борющихся в защиту культуры, против немецкого варварства, не может не быть действительно борющейся польской вооружённой силы. Это для нас сегодня ясно и понятно. Поэтому мы выступаем на борьбу на советско-германском фронте рука об руку с самым близким из наших великих союзников — СССР. Здесь мы имеем ближайшую перспективу борьбы на польской земле и самого быстрого контакта с нашими братьями на родине для оказания им помощи.

Мы пойдём на фронт с лозунгами борьбы с немецкими грабителями и убийцами, за свободную, независимую, демократическую, парламентскую, сильную Польшу.

Растущая в стране несмотря на немецкие репрессии и призывы к пассивности эмигрантского правительства борьба с оккупантами подтверждает нашу уверенность, что мы идём по правильному пути, избранному народом и отвечающему его требованиям. Нашей целью является бить немецких преступников и их сообщников. А когда мы будем на родине, мы хотим помочь страдающим от голода и нужды и гарантировать народу свободное для всех без различия убеждений, политических взглядов национальности и религии волеизъявление в отношении будущности страны. Воле народа мы подчинимся беспрекословно. Мы идём на борьбу за свободу и несём с собой свободу.

А пока мы приступаем к усиленной подготовке к борьбе. Мы хотим объединить и мы объединим в наших рядах всех способных носить оружие поляков, проживающих в СССР. Мы не закрываем доступ в армию женщинам.

Благодаря тому что советское правительство относится к нам самым сердечным образом, формирование частей идёт быстро вперёд, и мы вскоре приступим к боевой учёбе.

Прекрасное техническое снаряжение и великолепное настроение призванных, их ярко проявляющаяся воля к борьбе, непоколебимая решимость пробить брешь в немецкой стене и открыть себе путь для возвращения на родину дают нам гарантию, что мы сумеем создать хорошие войсковые части и при любых обстоятельствах с честью выполнить наши обязанности перед родиной и союзником.

[18]

Берлинг З. Наш долг перед родиной // Славяне. – 1943. – №6. – с. 17–18.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.