Возрождение коммерческого права связано с переходом России к рыночным отношениям. Однако при наличии самостоятельной учебной дисциплины “Предпринимательское право”, которая также отражает потребности регулирования рыночной экономики, необходимо определиться с категориями и сущностью отношений, являющихся предметом регулирования коммерческого права, кругом субъектов-участников возникающих отношений, а также выявить круг нормативных правовых актов, составляющих правовую базу коммерческого права. При этом следует учитывать, что существует довольно устоявшаяся позиция, которая рассматривает предпринимательское право в качестве “законного” наследника ранее существовавшего хозяйственного права”.
К сожалению, в юридической науке не достигнуто единомыслия по вопросу разграничения предмета коммерческого и предпринимательского права. Различные точки зрения по указанному вопросу, прежде всего, основаны на позиции законодательства, смешивающего понятие “предпринимательство” и “коммерция”. ГК РФ в ст.2 устанавливает, что предпринимательство есть любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Тогда как в ст.50 ГФ РФ все предпринимательские организации называются уже коммерческими организациями. Кроме того, российское коммерческое законодательство развивается таким образом, что особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находит свое отражение только в едином Гражданском кодексе РФ и ряде специальных нормативных правовых актов, по своей природе также относящихся к гражданско-правовым актам. Хотя, следует отметить, что в юридической литературе и в законодательной практике уже наметилась тенденция обособления формирования законодательного материала, относящегося к сфере торговой деятельности. В связи с вышеизложенным, необходимо рассмотреть две позиции, определяющие соотношение коммерческого и предпринимательского права.
Первая позиция, нашедшая закрепление в работах ученых Санкт-Петербургского университета, основана на том, что коммерческое право – это и есть предпринимательское право. Отсюда и обоснование указанной позиции: коммерческие отношения – это предпринимательские отношения. Все предприниматели – коммерсанты.
Вторая позиция имеет в качестве основы понимание коммерческого права не как всякого предпринимательства. Предпринимательство в данном случае понимается гораздо шире коммерции. Предпринимательство – это всякая деятельность, направленная на получение прибыли, а коммерция понимается только как торговая деятельность. Буквальный перевод Commercium (лат.) – торговля. По довольно устоявшейся в экономической литературе позиции – торговля – это вид предпринимательской деятельности, охватывающий товарообмен, куплю-продажу товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.
Следует согласиться со второй позицией, поскольку предпринимательским правом является также самостоятельное право, регулирующее общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности вообще, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию.
Коммерческое же право – самостоятельная отрасль права, имеющая собственный предмет регулирования.
В настоящее время вопрос о предмете коммерческого права зависит от того, какие общественные отношения включать в предмет коммерческого права. Существуют точки зрения на содержания общественных отношений, содержащих предмет КП.
Первая: когда предметом являются общественные отношения в сфере торговой деятельности
Вторая: это общественные отношения только в сфере профессиональной торговой деятельности
Третья: это общественные отношения в сфере оптовой торговли
Четвертая: сам торговый оборот как часть имущественного оборота, регулируемого нормами ГП.
Наиболее обоснованная позиция, трактующая предмет КП как совокупность отношений, возникающих в сфере торговли (сфера должна быть охвачена вся). Представляется необоснованным исключение из этой сферы розничной торговли и действия производителей товаров, продукции.
Представляется несостоятельной позиция ряда ученых, которые связывают КП только с внутренним торговым оборотом. Обязательно в эту сферу должны быть включены сферы с внешнеэкономическим аспектом, т е внешнеэкономические отношения.
С точки зрения соотношения КП с ГП и ПП, внутри гражданского, но с захватом предпринимательского права.
Коммерческое право – часть частного права, совпадает в части с предпринимательским правом и остается полностью в составе ГП.
Таким образом, коммерческое право – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями или с их участием в процессе продвижения товарной массы от изготовителя к потребителю, т е в торговом обороте.