Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Примерный перечень чувственных элементов



Визуальные

1. Движущиеся или неподвижные

2. Панорамные или в рамке (если в рамке, то какая она)

3. Цветные или черно-белые

4. Яркость

5. Размер изображения (натуральный, уменьшенный или увеличенный)

6. Размер центрального (ключевого) объекта (или объектов)

7. Сами вы «в кадре» или «за кадром»

8. Расстояние от вас до изображения

9. Расстояние от вас до центрального объекта

10. Качество трехмерного (объемного) изображения

11. Насыщенность цвета (или черных тонов и белого цвета)

12. Контрастность

13. Движение (если есть, то в каком темпе: быстро или медленно)

14. Фокусировка (какие детали в фокусе, а какие нет)

15. Фокусировка меняется или нет

16. Угол зрения, под которым вы видите картину

17. Количество изображений (кадров)

18. Местоположение изображения

19. Прочие элементы, если они есть

Слуховые

1. Громкость

2. Модуляция (прерывания, группировки)

3. Ритм (регулярный, нерегулярный)

4. Интонация (отдельные слова выделены, каким образом)



 

 

5. Темп

6. Паузы

7. Тональность

8. Тембр (качество, резонанс)

9. Особые качества звучания (торжественно, плавно и т. д.)

10. Звук перемещается в пространстве

11. Местоположение

12. Прочие элементы, если они есть

Кинестетические

1. Температура

2. Текстура (ощущение на ощупь)

3. Вибрация

4. Давление

5. Движение

6. Длительность

7. Постоянные — прерывистые

8. Интенсивность

9. Вес (масса)

10. Плотность

11. Местоположение

12. Прочие элементы, если они есть

Болевые

1. Зуд, раздражение

2. Ожог — переохлаждение

3. Напряжение мышц

41 Острота — приглушенность

5. Давление

6. Продолжительность

7. Прерывистость (например, сердцебиение)

8. Местоположение

9. Прочие элементы, если они есть


Диссоциативный образ — это такой образ, который воспринимается будто не вами, а кем-то другим. Если это ваш собственный диссоциативный образ, то наблю­дать его — все равно, что смотреть кинофильм, снятый о вас самих.

Остановитесь на минуту и постарайтесь вспомнить какой-нибудь недавний приятный опыт, и как можно отчетливее. Попробуйте действительно вернуться и углубиться в этот опыт. Вспомните, что вы видели свои­ми собственными глазами: события, образы, цвета, яр­кость и т. д. Вспомните, что вы слышали, и попробуйте это услышать заново: голоса, звуки и т. д. Почувствуй­те, что вы тогда чувствовали: эмоции, температуру и т. д. Испытайте то, что испытывали тогда. А теперь как бы выйдите из собственного тела и ощутите свой выход из ситуации, но отступите в такое место, откуда вы все еще можете наблюдать себя в этом своем опыте. Представьте этот опыт таким образом, будто смотрите фильм с самим собой в главной роли. Какова разница в ваших ощущениях? В каком случае ваши чувства более интенсивны — в первом или во втором? Вот это и есть разница между ассоциативным и диссоциативным об­разами.

Используя при характеристике оттенков чувств про­тивоположность (ассоциативность — диссоциативность), вы можете радикально изменить свое восприятие жизни. Помните, мы уже уяснили с вами, что любое поведе­ние человека является результатом того состояния, в котором он находится, а его состояния создаются его же внутренними представлениями — теми явлениями и событиями, которые он воображает, словами, которые он себе говорит, и т. д. Точно так же как режиссер мо­жет изменить воздействие своего фильма на публику, вы можете управлять тем воздействием, которое ваш жизненный опыт на вас оказывает. Режиссер может


изменить угол расположения камеры, громкость и ха­рактер музыки, скорость и количество движений, цвет и качество изображения, создавая таким образом то со­стояние, которое он стремится пробудить у публики. Вы точно так же можете направлять свое сознание, ге­нерировать любое состояние или поведение, которое со­ответствует достижению самых высоких ваших целей или потребностей.

Позвольте мне показать вам, как это делается. Очень важно, чтобы вы проделали все упражнения, сначала про­читав их, а потом выполнив, прежде чем читать дальше. Может оказаться забавным проделывать эти упражне­ния в паре. Задавайте вопросы друг другу по очереди и отвечайте на них.

Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили какое-нибудь приятное событие в своей жизни. Оно может быть недавним или давно прошедшим. Для этого просто закройте глаза, расслабьтесь и думайте про то, что про­изошло тогда. А теперь попытайтесь усилить это изображение, делая его все ярче и ярче. По мере того как изображение становится ярче, следите за изменением вашего состояния. А теперь попробуйте приблизить изображение к себе, увеличивая его. Что происходит, когда вы манипулируете изображением? Меняется интенсивность вашего опыта, не так ли? Для большинства людей увеличение яркости и величины образа, а также приближение его ведет к созданию еще более мощного иболее приятного образа. Усиливается воздействие на вас этого потенциально сильного и приятного внутреннего представления. Оно переводит вас в более радостное, оптимистичное и деятельное состояние.

Все люди имеют доступ к трем своим чувственным системам, ил и системам представления, — визуальной, слуховой и кинестетической. Но разные люди в различной степени полагаются на каждую из этих систем


представления. Большинство людей получают доступ
к своему мозгу в основном через визуальную сферу
представлений. Они реагируют на те образы, которые
проносятся в их сознании. Другие воспринимают мир
в основном через слух. У третьих более развиты кинестетические ощущения. Такие люди больше реагируют на то, что они слышат или ощущают. Поэтому после того, как вы потренироваться со своими визуальными образами, попробуйте проделать такие же упражнения с другими системами представлений.

Снова вернитесь к тому приятному воспоминанию, с которым вы только что работали. Попробуйте усилить громкость голосов или звуков, которые вы тогда слышали. Придайте им более энергичный ритм, сделайте их более низкими, поменяйте тембр. Сделайте их сильнее и убедительнее. Теперь попробуйте проделать то же самое с кинестетическими оттенками чувств. Сделайте свое воспоминание теплее, мягче и более гладким на ощупь, чем оно было раньше. Что теперь делается с вашими чувствами при воспоминании о прошлом?

Люди отвечают на внешние раздражители не одина­ково. Кинестетические раздражители в особенности вы­зывают разные реакции у разных людей. Большинство из вас, очевидно, заметили, что если делать изображение ярче или крупнее, то оно от этого усиливается. Внутрен­нее представление становится более интенсивным, более приятным, и, что самое главное, оно переводит вас в более позитивное, более активное состояние. Когда я провожу это упражнение на семинарах со своими слушателями, то каждый раз убеждаюсь в этом, наблюдая за физиологическими проявлениями их состояния: дыхание становится глубже, плечи расправляются, лица расслабляются, при этом тела как бы наливаются новой энергией.

А теперь давайте попробуем проделать то же самое упражнение с отрицательным образом. Вспомните что-


нибудь такое, что разочаровало вас и вызвало боль. Те­перь возьмите это изображение и добавьте яркости. При­близьте его к себе, увеличьте. Что происходит в вашем сознании? Большинство людей обнаруживают, что их негативное состояние обостряется. Те отрицательные эмоции, которые они испытывали раньше, становятся еще сильнее. Теперь отодвиньте это изображение на его исходное место. Что происходит, когда вы его делаете все меньше и меньше и все менее и менее ярким? А теперь попробуйте отметить перемены в своих ощуще­ниях. Вы почувствуете, что отрицательные эмоции и чув­ства утратили свою силу над вами.

Попробуйте проделать это же упражнение с други­ми органами чувств. Прислушайтесь к своему собст­венному голосу или к другим голосам, раздающимся в представленном вами неприятном эпизоде. Переклю­чите этот голос на громкий или, как говорят музыканты, форте. Ощутите этот опыт как устойчивый и жесткий. Можно гарантировать, что произойдет то же самое — негативные ощущения усилятся. Но только, пожалуй­ста, не относитесь к этому эксперименту формально. Я хочу, чтобы вы проделывали эти упражнения со всей серьезностью, сосредоточенно и тщательно следя за тем, какие чувства и оттенки чувств оказывают на вас наи­большее влияние. Возможно, вам понадобится не один раз пройти по этим этапам в своем сознании, наблюдая за тем, как манипулирование образами меняет ваше от­ношение к ним.

Давайте снова возьмем тот отрицательный образ, с которого мы начали, и попробуем его уменьшить. Сле­дите за тем, что происходит, когда вы уменьшаете изо­бражение. Теперь давайте выведем его из фокуса — сделаем размытым, тусклым и неразборчивым. Теперь уберите его совсем — уведите его настолько далеко, что-


бы оно было почти незаметным. А теперь возьмите этот образ и отправьте его на воображаемое солнце. Обра­тите внимание на то, что вы услышите, увидите и почув­ствуете, когда он исчезнет из вашего мира навсегда.

Проделайте то же самое с вашими слуховыми обра­зами. Уменьшите звук и громкость голосов, которые вы слышите, чтобы они звучали, будто сквозь сон. Уберите из них ритм и резкость. Попробуйте сделать то же са­мое с вашими кинестетическими образами. Сделайте их более мягкими, несущественными, поверхностными. Что происходит с отрицательным образом, когда вы со­вершаете весь этот процесс? Если вы похожи на боль­шинство людей, то заметите, как образ теряет свою си­лу—он становится слабее, не таким болезненным или вообще незначительным. Вы можете взять что-то, что в прошлом причинило вам нестерпимую боль, и сделать его слабым, растворить и уничтожить.

Мне кажется, что вы поняли из этого краткого опыта, насколько мощной технологией вы сейчас владеете. Все­го за несколько минут вы смогли сделать свое положи­тельное ощущение более мощным, более продуктивным. Вы так же смогли уменьшить степень влияния на вас сильного отрицательного ощущения. В прошлом вы были в плену результатов своих внутренних представлений. Теперь вы знаете, что вещи ведут себя так, как это нуж­но вам.

По существу, перед вами открывается два пути. Вы можете дать возможность своему сознанию вести вас по жизни так же, как оно это делало прежде. Вы можете позволить ему высвечивать любой образ, звук или чув­ство, на который будете реагировать автоматически, как по сигналу, подобно тому, как собаки Павлова реагиро­вали на звонок. Или же вы можете выбрать вариант сознательного управления своим собственным разумом. Вы можете сами устанавливать в себе те кнопки, кото-


 

 

рые вам нужны. Вы можете расправляться со своим отрицательным опытом и негативными образами, ли­шая их силы и влияния на вас. Вы можете представлять их себе так, чтобы они не отнимали у вас силы, в таком свете, что они уменьшатся до карманных размеров, и это позволит вам сделать с ними что угодно.

Наверняка вам приходилось испытывать страх пе­ред большой работой или серьезным заданием, которые поначалу казались вам такими сложными, что не хвата­ло духу за них взяться. Однако если представить себе эту работу в виде маленькой картинки, вы сможете из­менить свое отношение к ней, начнете сразу же пред­принимать соответствующие действия, вместо того что­бы мучиться в сомнениях. Я знаю, что моя рекомендация может показаться до смешного простой, но стоит ее ис­пробовать, и вы сразу же обнаружите, что перемена ва­ших представлений может привести к изменению ваше­го понимания этой задачи и таким образом изменить все ваши действия.

Теперь вы уже знаете, что можете брать из прошлого положительный и приятный опыт и усиливать его. Вы можете брать маленькие радости жизни и делать их огромными, делать их ярче в своем представлении, ста­новясь от этого более счастливым и жизнерадостным. В ваших руках средство, способное сделать вашу жизнь более яркой, более радостной, более продуктивной.

Само по себе ничто ни хорошо, ни плохо; мысль делает это тем или другим.

Уильям Шекспир

Помните, в главе 1 мы размышляли с вами о том, что назвали достоянием королей. Король способен управлять своим королевством. Вашим королевством является ваш мозг. Точно так же как король может


управлять своим королевством, вы можете управлять своим — если будете сами руководить своими пред­ставлениями о собственном жизненном опыте. Все те оттенки чувств, о которых мы говорили, дают указания мозгу, как чувствовать. Помните: мы никогда не знаем в действительности, какова жизнь на самом деле. Мы знаем ее такой, какой представляем ее себе. Поэтому, если у нас есть негативный образ, представленный в виде большой, яркой, мощной и громкой формы, мозг представит негативный опыт в виде чего-то огромного, яркого, шумного, движущегося. Но если мы возьмем этот негативный образ и сожмем его, затемним, превра­тим в неподвижный кадр, затем уберем из него энер­гию, мозг даст на это соответствующий ответ. Вместо того чтобы впадать в негативное состояние, мы можем просто выбросить этот негативный образ, не испыты­вая особого огорчения.

Наш язык дает нам много примеров силы нашего воображения и представления в оценке явлений реаль­ности. Что мы имеем в виду, когда говорим, что у како­го-то человека блестящее будущее? Что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам, что будущее туманно? Что мы имеем в виду, говоря, что нужно пролить свет на этот вопрос? Что мы хотим сказать, когда говорим, что кто-то нарушил пропорции или исказил образ чего-то? Что имеют в виду люди, говоря, что что-то давит им на моз­ги или они зациклились? Что вы имеете в виду, когда говорите, что все звучит в нужной тональности, или что прозвенел звонок, или что все удачно складывается?

Обычно мы воспринимаем эти фразы как метафоры. На самом деле это не так. Они представляют собой точное описание того, что происходит у нас в мозгу. Вспомните о том упражнении, которое вы проделывали несколько минут назад, когда брали неприятный опыт из прошлого и увеличивали его. Вспомните, как нега-

 

управлять своим королевством, вы можете управлять своим — если будете сами руководить своими пред­ставлениями о собственном жизненном опыте. Все те оттенки чувств, о которых мы говорили, дают указания мозгу, как чувствовать. Помните: мы никогда не знаем в действительности, какова жизнь на самом деле. Мы знаем ее такой, какой представляем ее себе. Поэтому, если у нас есть негативный образ, представленный в виде большой, яркой, мощной и громкой формы, мозг представит негативный опыт в виде чего-то огромного, яркого, шумного, движущегося. Но если мы возьмем этот негативный образ и сожмем его, затемним, превра­тим в неподвижный кадр, затем уберем из него энер­гию, мозг даст на это соответствующий ответ. Вместо того чтобы впадать в негативное состояние, мы можем просто выбросить этот негативный образ, не испыты­вая особого огорчения.

Наш язык дает нам много примеров силы нашего воображения и представления в оценке явлений реаль­ности. Что мы имеем в виду, когда говорим, что у како­го-то человека блестящее будущее? Что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам, что будущее туманно? Что мы имеем в виду, говоря, что нужно пролить свет на этот вопрос? Что мы хотим сказать, когда говорим, что кто-то нарушил пропорции или исказил образ чего-то? Что имеют в виду люди, говоря, что что-то давит им на моз­ги или они зациклились? Что вы имеете в виду, когда говорите, что все звучит в нужной тональности, или что прозвенел звонок, или что все удачно складывается?

Обычно мы воспринимаем эти фразы как метафоры. На самом деле это не так. Они представляют собой точное описание того, что происходит у нас в мозгу. Вспомните о том упражнении, которое вы проделывали несколько минут назад, когда брали неприятный опыт из прошлого и увеличивали его. Вспомните, как нега-


тивные аспекты этого опыта переводили вас в непро­дуктивное состояние. Разве можно подобрать лучшее выражение для описания этого опыта, чем-то, что вы нарушили его пропорции? То есть мы инстинктивно чув­ствуем, какими мощными являются наши внутренние представления. Помните о том, что мы можем взять наш мозг под контроль; он никогда не должен контролиро­вать нас.

Есть простое упражнение, которое помогает многим. Не оказывались ли вы когда-нибудь в состоянии непре­рывного внутреннего диалога? Не попадали ли вы в такую ситуацию, когда, казалось бы, ваш внутренний голос никак не может замолчать? Много раз бывало так, что мозг ведет непрерывные диалоги. Мы спорим о наболевшем или пытаемся использовать старые аргу­менты для нового выигрыша. Как только такое случит­ся с вами в следующий раз, просто уменьшите звук. Сделайте этот внутренний голос тише, отдалите его и сделайте слабее. Этим многие люди добиваются реше­ния всех проблем. А не ведутся ли в вас такие мыслен­ные диалоги, когда внутренний голос запрещает вам делать что-то, не дает вам развернуться? В таком слу­чае попробуйте сказать себе то же самое с оттенком сексуальности, почти флиртуя: «Ты на это не спосо­бен». Как вы чувствуете себя теперь? Не правда ли, ваша мотивация возросла, и вам страстно хочется сде­лать то, что ваш внутренний голос так упорно считает невозможным. Испытайте это на себе, и вы сразу же

почувствуете разницу.

***

Давайте выполним еще одно упражнение. Вспомни­те о чем-нибудь из своего прошлого опыта, что вы дела­ли с очень сильной мотивацией. Расслабьтесь и попро­буйте создать в себе четкий мысленный образ этого опыта. Теперь мне хотелось бы задать вам несколько


вопросов. Выдерживайте паузу и отвечайте на них один за другим. Нет ответов правильных или неправиль­ных. Разные люди просто будут отвечать на эти вопро­сы по-разному.

Когда вы смотрите на этот образ, вы видите фильм или стоп-кадр? Он цветной или черно-белый? Он близ­ко от вас или далеко? Он находится слева, справа или по центру? Он вверху, внизу или в центре вашего поля зрения? Является ли он ассоциативным (видите его собственными глазами), или он диссоциативный (вы видите все как бы со стороны)? Имеет ли он четкое обрамление, или вы видите панораму, которая прости­рается в бесконечную даль? Яркий он или тусклый, светлый или темный? Сфокусирован ли этот образ чет­ко или расплывчат? Проделывая это упражнение, ста­райтесь отмечать, какие оттенки чувств в вас проявля­ются сильнее всего, какие имеют над вами большую власть, когда вы сосредоточенно думаете о них.

Теперь пропустите этот эпизод по вашим слухо­вым и кинестетическим каналам чувств. Когда вы слы­шите то, что происходит вокруг, слышите ли вы свой собственный голос или голоса других, участвующих в этом событии? Вам слышится диалог или монолог? Звуки, которые вы слышите, громкие или тихие? Обла­дают ли они богатством интонаций или монотонны? Ритмичны они или беспорядочны? Их ритм быстрый или медленный? Звуки то замолкают, то возникают или вы слышите их постоянно? Что является глав­ным из того, что вы слышите или говорите самому себе? Где располагаются звуки? Откуда они прихо­дят? Каким вы ощущаете образ: жестким или мяг­ким? Он теплый или холодный? Грубый или нежный? Острый или тупой? Жидкий или твердый? Какой ча­стью тела вы это ощущаете? Каков он на вкус: кис­лый или сладкий?


Поначалу на некоторые из этих вопросов будет очень трудно ответить. Если у вас есть склонность формировать свои внутренние представления в основ­ном кинестетическим способом, вы можете подумать про себя: «У меня не получаются картинки». Однако помните, что это ваше убеждение и, пока вы придержи­ваетесь его, оно будет верно. По мере того как вы буде­те лучше узнавать свои чувства, вы начнете учиться улучшать свое восприятие таким методом, который на­зывается «наложение». Суть его в том, что ваш исход­ный слух, например, будет сначала отбирать все слухо­вые импульсы, которые содержатся в этом опыте. То есть сначала вы будете запоминать то, что слышали в данный момент. Но как только вы оказались в таком состоянии, вызвав богатое, мощное внутреннее пред­ставление, вам будет гораздо легче представить его или в виде визуального кадра, где вы начнете работать над изобразительным рядом своих оттенков чувств, или в виде кинестетического кадра, где вы начнете обраба­тывать кинестетические оттенки чувств.

Итак, вы только что видели и пережили опыт струк­турирования чего-то, вызвавшего в вас в прошлом огром­ную мотивацию к работе. Теперь я хочу, чтобы вы поду­мали о чем-то, мотивацию к чему вы бы хотели получить, о чем-то таком, к чему в настоящий момент вы не испы­тываете никаких особых чувств, никакой особой моти­вации что-то сделать. Еще раз сформируйте в себе мыс­ленный образ. Затем ответьте на те же вопросы, обращая внимание на то, чем ваши ответы отличаются от тех, когда вы рассматривали поступок, совершенный вами в прошлом с большой мотивацией. Например, когда вы рассматриваете образ, вы видите фильм или стоп-кадр? Начиная с этого, пройдите по всем вопросам, адресован­ным к визуальным оттенкам чувств. А затем ответьте на вопросы, относящиеся к слуховым и кинестетиче-


ским оттенкам чувств. Делая это, не забывайте отме­чать наиболее сильные чувства, те, которые сильнее всех других влияют на ваше состояние.

Теперь возьмем дело, для выполнения которого у вас была сильная мотивация (назовем его опытом 1), и то, к чему вы хотите получить мотивацию (опыт 2), и рассмотрим оба этих опыта одновременно. Это не так сложно сделать. Представьте себе, что ваш мозг является телевизионным экраном, на котором демон­стрируется сразу два изображения, причем вы имеете возможность рассматривать оба этих изображения од­новременно. У вас есть различия в оттенках чувств, не так ли? Это можно было предвидеть, поскольку различные представления дают различные типы ре­зультатов в нервной системе. Теперь давайте возь­мем все, что мы узнали о том, какие виды оттенков чувств мотивируют нас и при каких обстоятельствах, и постепенно перенастроим оттенки чувств с того опыта, где у нас была сильная мотивация, на тот опыт, где мы хотим получить мотивацию (опыт 2), таким обра­зом, чтобы они соответствовали мотивации оттенков чувств опыта 1. Конечно, эти ощущения, будут раз­личны у разных людей, но можно почти с уверенно­стью утверждать, что образы опыта 1 будут ярче об­разов опыта 2. Первые будут ближе и четче. Я хочу, чтобы вы сконцентрировались на различиях между ни­ми и манипулировали вторым образом так, чтобы он становился все больше и больше похожим на первый образ. Не забывайте делать то же самое со слуховы­ми и кинестетическими представлениями. Сделайте это прямо сейчас.

Что вы сейчас чувствуете относительно опыта 2? По­высилась ли ваша мотивация совершить этот поступок? Вы должны это почувствовать, если вам удалось согла­совать оттенки чувств опыта 1 с аналогичными из опы-


та 2 (например, если опыт 1 представлялся вам в виде фильма, а опыт 2 был стоп-кадром, вы должны превра­тить последний также в фильм), и продолжать этот про­цесс со всеми визуальными, слуховыми и кинестетиче­скими оттенками чувств. Когда вам удастся найти конкретные спусковые крючки (оттенки чувств), кото­рые заставляют вас перейти в желаемое состояние, вы сможете легко связать эти спусковые механизмы с не­желательными состояниями, чтобы мгновенно выходить из них.

Помните, что сходные внутренние представления бу­дут создавать сходные состояния или чувства, которые, в свою очередь, будут вызывать сходные действия. Кро­ме того, если вы найдете, что конкретно заставляет вас чувствовать высокую мотивацию, то будете точно знать, что вам нужно делать с любым опытом, чтобы получить из него такую же высокую мотивацию. А находясь в таком продуктивном состоянии, вы сможете побудить себя к принятию эффективных действий.

Важно отметить, что определенные ключевые оттенки чувств оказывают на нас большее воздействие, чем дру­гие. Например, я работал с одним мальчиком, у кото­рого не было мотиваций ходить в школу. Большинст­во визуальных оттенков чувств, казалось, не могут подвигнуть его на это. Однако когда он говорил само­му себе определенные слова определенным тоном, он чувствовал мгновенно необходимую мотивацию идти в школу. Кроме того, когда он чувствовал мотивацию, у него напрягались бицепсы. Однако, когда мотива­ция отсутствовала или он был зол, у него появлялось напряжение в челюсти и тон его голоса сразу стано­вился другим. Только за счет перемены этих двух от­тенков чувств мне удалось почти мгновенно перевести его из состояния огорчения и немотивированности в состояние высокой мотивации. Или другой случай. Од-


на женщина любила шоколад за мягкость и гладкость его текстуры и не переносила виноград по той причине, что в нем есть косточки, которые хрустят на зубах. Все, что я мог сделать, это заставить ее представить себе, что она медленно ест виноград, осторожно раску­сывая каждую виноградинку и ощущая ее текстуру в тот момент, когда она прокатывается у нее во рту. Я также попросил ее говорить то же самое, что она гово­рила о шоколаде, и таким же тоном. Проделав это, она сразу захотела винограда, с тех пор она ест его с удо­вольствием.

Занимаясь моделированием человеческого поведе­ния, вы всегда будете интересоваться тем, как другие люди добиваются определенных результатов в умствен­ной или физической деятельности. Например, люди при­ходят ко мне за советом и говорят: «Я так подавлен». Я не спрашиваю: «Отчего у вас подавленное состоя­ние?», чтобы затем они демонстрировали его мне. Это только усилит их депрессию. Я не хочу знать, почему они в подавленном состоянии; я хочу знать, как в них такое состояние появляется. Вместо этого я спрашиваю у них: «Как вы добиваетесь этого?» Обычно этим во­просом я привожу их в замешательство, потому что че­ловек не всегда понимает, что это он сам совершал опре­деленные действия у себя в мозгу и в физиологии, чтобы прийти в подавленное состояние. Поэтому я спраши­ваю: «Если бы я сидел в вашем теле, как бы я пришел к подавленному состоянию? Что мне нужно представлять для этого? Что я должен говорить себе? Как я должен это говорить? Каким тоном?» Именно эти процессы соз­дают определенные умственные и физические дейст­вия, которые дают конкретные эмоциональные резуль­таты. Если нам удастся изменить структуру этого процесса, он может стать другим, не приводящим нас в состояние подавленности.


После того как вы узнали, как влиять на события, вы можете начать управлять своим собственным мозгом и создавать в себе такие состояния, которые помогут вам организовать такую жизнь, которую вы хотите и заслу­живаете. Пример: каким образом вы приходите в заме­шательство или становитесь подавленным? Вы берете что-то и делаете из этого невыгодное изображение у себя в голове? Вы продолжаете говорить с собой жал­ким и печальным голосом? А теперь скажите, как вы приводите себя в состояние восторга, веселья? Для это­го вы рисуете в своем воображении яркие картины? Как они двигаются: быстро или медленно? С какой интонацией голоса вы говорите с собой? Представьте себе, что кто-то любит свою работу, а вы нет, но вам хотелось бы ее полюбить. Попробуйте найти нечто, соз­дающее в нем это чувство. Вы сами будете поражены тем, как быстро вам удастся измениться. Мне доводи­лось наблюдать людей, которые лечились традицион­ными методами в течение многих лет, чтобы решить свои моральные проблемы, проблемы своих состояний и по­ведения. Применив мой новый метод, они лишались всех своих проблем за считанные минуты. В конце концов, подавленность, депрессия и экстаз — это все явления не статичные. Они представляют собой процессы, кото­рые создаются определенными мысленными образами, звуками и физическими действиями, которые вы кон­тролируете сознательно или бессознательно.

Понимаете ли вы сейчас, как с помощью этих приемов можно изменить всю свою жизнь? Если вам нравится то чувство удовлетворения, которое приносит вам ваша ра­бота, но вы терпеть не можете прибираться в доме, вы можете сделать одно из двух: нанять домработницу или отметить разницу между вашими представлениями о своей работе и об уборке дома. Представив себе работу по дому как интересное и увлекательное занятие, пользуясь


теми же самыми оттенками чувств, которые вы приме­няете у себя на службе, вы получите мгновенный стимул к домашней работе. Это очень хороший урок, который вы можете преподать своим детям!

А что, если бы можно было взять все свои обязанно­сти, которые вы ненавидите, но которые нужно испол­нять, и наделить их оттенками чувств удовольствия? Помните, что очень немногие вещи являются изначаль­но неприятными. Просто вы усвоили, что одни вещи приятные, а другие нет. Теперь просто поменяйте яр­лыки местами и создайте новые ощущения на основе своего старого опыта. Что, если вы посмотрите на свои проблемы внимательно, уменьшите их размеры и поста­вите подальше от себя? Наши возможности в таких перестановках безграничны. Причем вы — самый глав­ный командир!

Важно помнить, что, подобно любым другим навы­кам, такая наука моделирования требует упорной тре­нировки и практики. Чем чаще вы будете сознательно осуществлять эти простые перемещения оттенков чувств, тем лучше вам будут удаваться быстрые необходимые результаты. Вы скоро обнаружите, что изменение ярко­сти или четкости изображения оказывает более сильное влияние на вас, чем изменение местоположения или раз­мера этого изображения. Узнав это, вы поймете, что яр­кость — одно из первых свойств, которым нужно мани­пулировать, если вы хотите что-то изменить.

Некоторые из вас могут сейчас подумать: эти пере­мены оттенков чувств — великое дело, но как сделать так, чтобы они не возвращались обратно? Я знаю, что могу изменить их в данный момент, и это ценно, но было бы еще лучше, если бы я мог закреплять эти изменения, делать их необратимыми.

Этого можно добиться с помощью метода, известно­го под названием «модель свиста». Он может быть при-


менен в борьбе с наиболее устойчивыми проблемами и вредными привычками, которые есть у людей. «Мо­дель свиста» берет внутренние представления, которые обычно создают состояние пассивности, и заставляет их автоматически запускать в действие новые внутренние представления, которые переводят вас в то энергичное состояние, которое вам необходимо. Когда вы обнару­живаете, например, что внутреннее представление за­ставляет вас чувствовать переедание, то с помощью «мо­дели свиста» вы можете создать в себе новое внутреннее представление чего-то такого, что сильнее по эффекту и сможет увести вас, если вы это увидите или услышите, от мыслей о еде вообще. Если вы свяжете между собой эти два представления, то всякий раз, когда вы будете думать о переедании, первое представление будет авто­матически вызывать в памяти второе и переводить вас в такое состояние, когда вам не будет хотеться есть. Самое главное в этой «модели свиста» заключается в том, что, однажды внедрив ее в себя, вам уже не нужно думать о ней. Процесс будет происходить автоматиче­ски, без всяких сознательных усилий. Вот как работает на практике «модель свиста».

Шаг 1. Определите то поведение, которое вы хотите изменить. Постройте внутреннее представление этого поведения, как будто видимое вашими собственными глазами. Если вы хотите избавиться от привычки грызть ногти, представьте себе такую картину: вы поднимаете руку, подносите пальцы к губам и начинаете грызть ногти.

Шаг 2. Теперь, когда у вас есть четкая картина того поведения, которое вы хотите изменить, вам нужно соз­дать в себе другое представление, образ самого себя тогда, когда нужные вам изменения произойдут. Вы


можете представить, как вы убираете пальцы ото рта, слегка надавливаете на кончики пальцев и на ногти, которые намеревались обгрызть. Вы смотрите на руку и видите свои ногти аккуратно подстриженными и об­работанными, а самого себя прекрасно одетым, владею­щим собой и уверенным в себе. Эта картина, которая будет изображать вас в желаемом состоянии, будет дис-социативной, ибо это идеал, к которому вы стремитесь, а не вы сами.

Шаг 3. Слейте в себе эти два изображения (соедини­те со «свистом») таким образом, чтобы ваше непродук­тивное состояние автоматически вызывало полезный и активный жизненный опыт. Как только вы приведете в действие этот механизм срабатывания, все, что связано с образом кусания ногтей, будет автоматически вызывать в вашем сознании другой образ — идеально благопо­лучного собственного изображения. Таким образом, вы создали для своего мозга совсем новый способ обращать­ся с тем, что в прошлом вас расстраивало.

Вот как производится эта «модель свиста». Начните с усиления яркости на картине поведения, которое вы хотите поменять. Затем в правом нижнем углу этой картины создайте маленькое темное изображение того, кем вы хотите быть. Теперь возьмите это маленькое изображение и мгновенно увеличьте его размеры и яркость, буквально заполнив им все то изображение поведения, которое вам уже ненужно. Выполняя этот процесс, произнесите про себя слово «ух!» с таким энтузиазмом, на какой только способны. Я понимаю, что это звучит несколько по-детски. Однако, сказав «ух!» са­мым взволнованным образом, вы пошлете серию мощ­ных положительных сигналов в свое сознание. После того как у вас в сознании появилась четкая картина,


весь процесс замены изображений будет отнимать у вас не больше времени, чем на произнесение слова «ух!». Теперь перед вами большая, яркая, четкая, цветная кар­тина, изображающая вас таким, каким вы хотите быть. Старая картина исчезла навсегда.

Самыми важными моментами в применении этой мо­дели являются быстрота и многократность повторения. Вы должны ясно видеть и чувствовать, как маленькое темное изображение становится огромным и ярким, вы­растая и заполняя все прежнее изображение, разрушая его и заменяя даже большим, более ярким изображени­ем нового положения вещей. Почувствуйте удовлетво­рение от созерцания вещей такими, какими они должны быть. Затем откройте глаза на секунду, чтобы разрушить это состояние. Когда вы снова закроете глаза, проделай­те это упражнение еще раз. Старайтесь видеть те вещи, которые вы хотите изменить, в виде большого изображения, а затем наблюдайте за тем, как маленькое изображение стремительно растет в размерах, становится ярче и занимает весь экран при слове «ух!». Сделайте неболь­шую паузу после этого опыта, откройте глаза. Затем за­кройте глаза снова. Найдите еще что-нибудь в себе, что вы хотите изменить. Взгляните на исходное изображе­ние и определите то, что вы хотите в нем поменять. Сде­лайте это под слово «ух!». Проделайте всю процедуру пять или шесть раз, причем как можно быстрее. Помни­те, что главным ключом к успеху является скорость; при этом нужно чувствовать удовольствие. Сконструирова­ли картинки, рассмотрели их мысленным взором, «ух!» — и готово... И повторяйте так до тех пор, пока не добье­тесь автоматической замены старого изображения но­вым, которое вызовет новые состояния и, следовательно, новое поведение.

Теперь вызовите в памяти самое первое изображе­ние. Что происходит? Если, например, вы вернулись к


изображению самого себя, грызущего ногти, то теперь вы уже чувствуете, что вам очень трудно представить себе эту картину. Она кажется вам уже неестествен­ной. Если такого не происходит, повторите тренировку. Сейчас вы уже будете выполнять все предписанное го­раздо быстрее, с уверенностью, что положительные эмо­ции у вас стали гораздо сильнее отрицательных. У вас может ничего не получиться в том случае, если образ, к которому вы стремитесь, не волнует вас или не кажется достаточно желанным. Очень важно, чтобы новый образ был достаточно привлекательным, приводящим вас в мотивированное и энергичное состояние, чтобы он был таким, каким вы действительно хотите стать. Иногда, если добавить новые оттенки чувств, например, запах или вкус, эта методика работает еще лучше. «Модель свиста» дает потрясающие результаты, поскольку она опирается на некоторые особенности нашего мозга, име­ющего склонность уходить от неприятных вещей и дви­гаться в направлении приятных. Изображение самого себя, переставшего грызть ногти, выглядит более при­влекательным, чем образ человека, постоянно грызуще­го ногти, вы дали своему мозгу мощный сигнал того поведения, к которому необходимо двигаться. Я сам проделал это на себе, чтобы избавиться от дурной при­вычки, которая так вросла в меня, что сделалась уже бессознательной. После того как я применил к себе «мо­дель свиста», я неожиданно поймал себя на том, что грызу ноготь. Поначалу я воспринял это как неудачу своей методики. Но потом я понял, что раз я осознаю свою вредную привычку — это уже прогресс. После этого я провел десятикратную тренировку по «модели свиста», которая навсегда избавила меня от этой дурац­кой привычки.

Вы можете проделать то же самое со своими страха­ми или неуверенностью. Возьмите что-нибудь, чего вы


боитесь. Теперь представьте, что все получается так, как вы хотите. Сделайте эту картину для себя поистине вол­нующей. Затем несколько раз соедините эти два образа вместе. А теперь снова подумайте о чем-нибудь, чего вы боитесь. Что вы теперь чувствуете? Если тренировку с «моделью свиста» вы провели эффективно, то в тот мо­мент, когда вы начнете думать о чем-то, чего раньше боялись, вы будете автоматически переключаться на мыс­ли о том, как вы хотите видеть вещи.

Можно получить другой вариант «модели свиста», добавив в нее мотив рогатки. Натяните мысленно ме­жду двух столбов картину того поведения, которое вы хотите изменить. К этим же столбам мысленно привя­жите концы резинки, чтобы получилась рогатка. Затем вложите в зажим рогатки как камешек маленькую кар­тинку, изображающую поведение, которое вы хотели бы усвоить, и оттягивайте резинку как можно сильнее. Затем отпустите резинку и наблюдайте за тем, как ка­мешек — новый образ — пробьет старое изображение между столбов и в вашем сознании. Важно, проделывая это, натягивать резинку как следует. При этом произносите слово «ух!», как будто сами прорываетесь сквозь старое ограничивающее изображение. Если вы сделаете все правильно и убедительно, через мгно­вение после того, как вы мысленно отпустили резинку, картина вашего нового поведения должна заиграть всеми красками в вашем сознании. Приостановите сейчас чтение книги и займитесь непосредственно этим «рогаточным» упражнением, пытаясь преодолеть ка­кое-нибудь из своих ограничений или поменять что-либо в своем поведении.

Помните, что ваше сознание может подчинить себе даже законы природы и законы вселенной весьма эффективным способом: давая вам возможность возвра-


щаться в прошлое. Время нельзя повернуть вспять, нельзя изменить ход событий, но вы можете все это сделать в своем сознании. Предположим, вы вошли ут­ром в свой кабинет и первое, что увидели на столе, — недописанный важный отчет, который вам срочно нужно сдать. Незаконченная работа переводит вас в очень непродуктивное, угнетенное состояние. Вы чувствуете себя чрезвычайно раздраженным и готовым выскочить из кабинета и выплеснуть свой гнев на секретаршу. Однако крик не даст продуктивных результатов, а ведь именно они вам нужны. Он только ухудшит ситуа­цию. Самое разумное для вас сейчас — это поменять свое состояние, вернуться на несколько минут в про­шлое и перевести себя в такое состояние, которое по­зволило бы вам справиться с задачей. Именно этого вы можете добиться, поменяв свои внутренние представ­ления.

В этой книге я уже не раз повторял, что важно быть независимым, владеть собой и самому распоряжаться работой своего мозга. Сейчас вы уже представляете, как конкретно можно этого добиваться. С помощью всего нескольких упражнений, которые мы недавно продела­ли, вы приобрели возможность полностью контролиро­вать свои состояния. Только представьте себе, какой станет ваша жизнь, если вы вспомните весь замечатель­ный опыт своей жизни и представите его себе ярким, близким и красочным; как радостно, ритмично и мело­дично он зазвучит; каким он будет нежным, теплым и мягким! А весь свой отрицательный опыт вы представи­те в виде невзрачных, нечетких и неподвижных изобра­жений со слабыми, неслышными голосами и почти не­осязаемыми формами, которые вы даже не можете потрогать, так как они чрезвычайно далеко. Преуспе­вающие люди совершают этот процесс бессознательно. Они прекрасно знают, как увеличить громкость звуков


 

и как уменьшить, если это не то, что они хотят слышать. Все, что вы изучили в данной главе, и относится к моде­лированию этих процессов.

Я не предлагаю, чтобы вы игнорировали проблемы. Есть вещи, которым надо уделять внимание. Мы все знаем людей, которые, успешно справившись в течение трудового дня с девяноста девятью проблемами, тем не менее приходят домой в совершенно подавленном на­строении. Почему так происходит? Ведь всего с одной из своих проблем они не справились, однако они пре­увеличили эту единственную вещь, превратив ее в боль­шую, яркую, сверкающую картину, а все девяносто де­вять успешных дел превратили в маленькие, нечеткие и несущественные изображения.

Многие люди проживают свою жизнь именно та­ким образом. У меня были клиенты, которые говори­ли мне: «Я постоянно в подавленном состоянии». При­чем они произносили это почти с гордостью, поскольку депрессия стала уже частью их мировоззрения. Мно­гие психотерапевты начинают вести длинные беседы с такими пациентами, пытаясь выявить причины их де­прессии. Они заставляют пациентов часами рассказы­вать о своем состоянии. Они начинают рыться в гру­дах мусора переживаний такого больного, постоянно перебирая несчастный и низкоэмоциональный опыт. Из таких методов лечения вырастают только много­летние долги пациентов своим врачам и затяжные бо­лезни.

Ни один человек не может вечно находиться в по­давленном состоянии. Депрессия не является посто­янным состоянием организма вроде увечья. Это со­стояние, в которое люди входят и из которого выходят. На самом деле большинство людей, которые часто ис­пытывают подавленность, имели в своей жизни массу счастливых моментов, может быть, даже больше, чем


обычный средний человек. Просто они не умеют пред­ставлять себе этот свой положительный опыт в виде крупных, ярких ассоциативных картин. Возможно, они представляют свои счастливые времена как очень да­лекие. Оторвитесь на минутку от чтения и вспомните о событии, которое произошло с вами на прошлой не­деле, после этого оттолкните его от себя. Не правда ли, оно представляется вам уже не таким недавним опы­том, как только что казалось? А что, если вы приблизи­те его к себе поближе? Не правда ли, теперь оно стало казаться более свежим? Некоторые люди умудряют­ся проделывать такие вещи со своим недавним поло­жительным опытом, отодвигая его настолько, что ка­жется, что это произошло с ними много лет назад, при этом их основные проблемы подходят все ближе и бли­же. Вам наверняка приходилось слышать, как кто-то говорил: «Мне так нужно убежать от всех своих про­блем». Для этого вам совсем не нужно улетать в дале­кую страну. Просто оттолкните их от себя подальше в своем воображении и почувствуйте разницу. У людей, подверженных депрессии, сознание до краев заполне­но чудовищными, шумными, близкими и тяжелыми об­разами неприятностей и сложностей, которые почти вы­теснили маленькие, робкие, невзрачные образы хороших времен. Если вы хотите перемен, не купайтесь в своих тягостных прошлых воспоминаниях; поменяйте оттенки чувств и саму структуру воспоминаний. А затем со­едините эти негативные воспоминания с чем-то по-на­стоящему захватывающим в жизни, проявив при этом всю свою жизненную энергию, юмор, терпение и силу воли.

Некоторые говорят: «Минутку-минутку, нельзя все изменить так быстро». А почему нельзя? Иногда го­раздо удобнее ухватить что-то в мгновение ока, чем растягивать это надолго. Именно так мозг учится но-


вому. Вспомните о том, как вы смотрите кино. Вы про­сматриваете тысячи кадров и объединяете их в одно динамическое целое. А что было бы, если бы вы увиде­ли один кадр, через час другой, а через день или через два — третий? Вы бы ничего не поняли, не правда ли? Вот так и изменения ваших состояний. Если вы что-то делаете быстро, вносите изменения в свое сознание сию минуту, если быстро меняете свои состояния и поведе­ние, вы можете сами себе доказать, насколько велики ваши возможности. Нужен более мощный рывок, а не многие месяцы сосредоточенного размышления. Со­гласно законам квантовой физики, изменения в пред­метах происходит не медленно в течение длительного времени — они осуществляются так называемыми квантовыми скачками. Точно так же и мы можем пе­рескакивать с одного уровня жизненного опыта на дру­гой. Если вам не нравится, как вы себя чувствуете, бы­стро измените свое представление о себе. Это так просто.

Давайте рассмотрим другой пример — любовь. Лю­бовь для большинства из нас является прекрасным, веч­ным, почти мистическим опытом. Она также представ­ляет интерес для моделирования, поскольку любовь является состоянием и, как и все другие состояния, она является результатом конкретного набора действий или стимулов, которые совершаются или воспринимаются определенным образом. Как мы обычно влюбляемся? Одной из наиболее важных составляющих восприятия любви является то, что мы отделяем все, что любим в ком-то, от тех вещей, которые мы не любим. Влюблен­ность может оказаться тяжелым, дезориентирующим чувством по той причине, что оно ничем не уравновеше­но. Вы не рассматриваете человека, в которого влюбле­ны, как строгий балансовый отчет, перечисляющий хо­рошие и плохие его качества, не пропускаете все это


через компьютер, чтобы подвести итог. Вы полностью захвачены всего несколькими чертами другого челове­ка, которые кажутся вам чарующими. Вы даже пред­ставить себе не можете в такие моменты, что любимый человек может иметь хоть какие-нибудь недостатки или совершать хоть какие-нибудь ошибки.

Что же может разрушить любовь? Разные факторы. Возможно, вы перестали связывать этого человека с те­ми привлекательными чертами, за которые ранее его полюбили. Может быть, вы начали связывать этого че­ловека с чем-то неприятным, что произошло в вашей жизни, и отдалять его от того приятного, что вы ранее с ним делили. Как же все это происходит? Человек мо­жет заметить какие-то неприятные мелочи в поведении другого и увеличить их в своем сознании до больших, ярких картин, например, привычку своего партнера остав­лять незакрытым тюбик зубной пасты или разбрасы­вать по всей квартире свои вещи. А может быть, он перестал писать ей любовные письма. Возможно, она часто вспоминает то, что он наговорил ей сгоряча в пылу ссоры, и у нее в голове этот разговор прокручивается снова и снова, заставляя вновь переживать этот негатив­ный опыт. Она уже не помнит, как нежно он прикасал­ся к ней и какие прекрасные слова он говорил ей на прошлой неделе, какие подарки делал ей к праздникам. Подобные примеры можно продолжать и продолжать. Помните, что в такой череде воспоминаний нет ничего неправильного. Но вы теперь уже понимаете, что харак­тер ваших представлений будет самым серьезным об­разом влиять на качество ваших взаимоотношений. А что, если в разгар скандала вы вдруг вспомните о том, как вы в первый раз его (ее) поцеловали или взяли за руку, о том времени, когда ваш любимый (любимая) сделал для вас что-то особенное, и именно это изобра­жение вы сделаете большим, приближенным и ярким?


В этом состоянии как вы станете относиться к любимо­му человеку?

Очень важно, чтобы мы регулярно анализировали свою модель взаимоотношений с другими и постоянно спрашивали себя: «Если я буду и дальше представлять себе вещи таким образом, как это скажется на главных результатах моей жизни? В каком направлении ведет меня мое сегодняшнее поведение, то ли это направле­ние, которое мне нужно? Может быть, сейчас самое вре­мя проанализировать, какой результат дают мои умст­венные и физические действия?» Вам ведь совсем не хочется впоследствии осознать, что вы так легко и про­сто могли бы изменить то поведение, которое привело вас в итоге туда, где вы совсем не желаете быть.

Может оказаться разумным проверить, есть ли у вас конкретные модели использования ассоциаций и дис­социаций. Многие люди имеют привычку диссоцииро­ваться от всех своих переживаний. Кажется, их мало что трогает в эмоциональном плане. Диссоциации име­ют свои преимущества: если вы не будете проявлять слишком много эмоций относительно каких-то вещей, у вас может оказаться больше ресурсов и возможностей, для того чтобы справиться с ними. Однако, если это превратится у вас в устойчивую модель представления основного своего жизненного опыта, вы можете утра­тить то, что я называю соком жизни, огромным количе­ством радости. Мне доводилось консультировать кон­сервативных людей, которые были очень ограничены в выражении своих чувств, и создавать для них новые модели восприятия. За счет значительного увеличения их ассоциативных внутренних представлений они смогли вернуться к жизни, найти в ней новые прелести и новый положительный опыт.

С другой стороны, если подавляющее большинство ваших внутренних представлений будут полностью ас-


социативными, вы можете обнаружить, что эмоционально истощили себя. У вас могут возникнуть большие труд­ности в жизни, поскольку вы будете остро реагировать на каждую мелочь, потому что жизнь не всегда радость или восхищение. Человек, сознание которого перенасыщено ассоциативными образами, очень раним и часто прини­мает многие вещи слишком близко к сердцу.

Главное в жизни — равновесие во всем, включающее в себя перцептуальные фильтры ассоциаций и диссоциа­ций. Мы можем принять что-то близко к сердцу, а мо­жем и дистанцироваться от того, что нам не по душе. Важно только ассоциироваться сознательно, так, чтобы это нам помогало. Мы можем взять под контроль любое представление, которое возникает у нас в мозгу. Помни­те, что вы узнали о могуществе наших убеждений? Мы с вами пришли к выводу, что не рождаемся с убеждения­ми и верованиями, что они могут изменяться. Когда мы были малыми детьми, мы верили в то, что сейчас пред­ставляется смешным. Главу, в которой рассматривались убеждения, мы закончили ключевым вопросом: каким образом мы впитываем в себя позитивные убеждения и боремся с негативными? Первым шагом, как вы помните, было осознание того, что вера оказывает колоссальное воздействие на нашу жизнь. В этой главе вы делаете второй шаг: учитесь изменению ваших представлений об усвоенных вами привычках и убеждениях. Ибо если вам удастся изменить структуру ваших представлений, вы измените отношение к ним и сможете повлиять на свой жизненный опыт. Вы сможете представлять вещи само­му себе таким способом, который наполняет вас энерги­ей. Начинать это надо прямо сейчас!

Помните, что вера является сильным эмоциональ­ным состоянием уверенности, которую вы испытываете относительно конкретных людей, предметов, идей или опыта жизни. Как можно создать в себе эту уверен-


ность? За счет применения конкретных оттенков чувств. Как вы думаете, сможете ли вы оставаться уверенным в чем-то расплывчатом, не сфокусированном, зыбком и далеком, и каким может быть ваше отношение к чему-то совершенно противоположному?

Наш мозг представляет собой своеобразную картотеку. У некоторых людей то, во что они верят, хранится в левой части мозга, а то, в чем они не уверены, — в правой. Я знаю, что это может показаться смешным, однако можно полностью изменить человека с такой системой кодирования, просто убедив его мысленно пе­реносить свои «карточки» из правой части в левую, где его мозг сохраняет все то, во что он верит. Делая так, он станет проникаться уверенностью: он начнет верить в такие идеи или понятия, в которые всего мгновение назад не верил!

Такая смена веры осуществляется просто по контрасту между вашими представлениями о чем-то, в чем вы абсолютно убеждены, и тем, в чем вы пока не увере­ны. Начните с чего-нибудь такого, в чем вы уверены абсолютно, например с того, что вас зовут так-то и так-то, что вам столько-то лет, что вы родились там-то и там-то, или с того, что вы любите своих детей, или с того, что Майлс Дэвис является одним из самых великих трубачей в истории джаза. Подумайте о чем-то, во что вы верите безоговорочно, о чем-то, в чем вы абсолютно уверены как в истине. А теперь подумайте о чем-то, в чем вы уверены не до конца, о чем-то, во что бы вы хотели верить, но не можете, поскольку в вас нет пол­ной уверенности. Вы можете использовать одно из тех семи сомнительных представлений об успехе, которые приведены в главе 5. (Не выбирайте, однако, ничего такого, во что вы не верите вовсе, поскольку если вы говорите, что во что-то не верите, это означает, что вы веритев то, что это не так.)


А теперь давайте пройдемся по вашим оттенкам чувств, как мы делали это раньше, когда рассматривали мотивации. Переберите все визуальные, слуховые и ки­нестетические аспекты той вещи, в которую вы безогово­рочно верите. Затем проделайте то же самое с таким предметом или явлением, в котором вы не уверены. Об­ратите внимание на разницу между ними. Находятся ли те вещи, в которые вы верите, в том же самом месте, где и вещи, в которых вы не уверены? Находится ли то, во что вы верите, ближе к вам, или ярче, или крупнее, чем то, в чем вы не уверены? Воспринимаете ли вы первое стоп-кадром, а другое — живым фильмом? Движутся ли одни вещи быстрее, чем другие?

Затем проделайте с ними то же самое, что мы делали с мотивацией. Перепрограммируйте свои оттенки чувств того, в чем вы не уверены, таким образом, чтобы они совпадали с тем, во что вы верите. Поменяйте цвет и расположение. Измените голоса, интонации, темп звуча­ния и тональность звуков. Измените ваше восприятие текстуры, веса и температуры. Как вы себя теперь чув­ствуете относительно этих вещей? Если вы правильно трансформировали то представление, которое вызыва­ло у вас неуверенность, то теперь вы начнете чувство­вать себя уверенным относительного того, в чем вы не были уверены еще мгновение назад.

Единственная сложность, с которой многие люди стал­киваются в своей вере, — это их уверенность, что нель­зя изменить вещи так быстро. Это как раз такое убеж­дение, которое им тоже полезно изменить.

Эту же методику можно использовать для обнару­жения различий между теми вещами, в которых вы не можете разобраться, и теми, которые, как вам кажется, вы понимаете хорошо. Если вас что-то смущает, это мо­жет объясняться тем, что ваше внутреннее представле­ние об этом маленькое, несфокусированное, расплывча-


тое или очень отдаленное, в то время как те вещи, кото­рые вы понимаете, представляются в вашем сознании как близкие, яркие и четкие. Обратите внимание на то, что будет происходить с вашими чувствами, когда вы будете менять свои расплывчатые представления на чет­ко отражающие, хорошо понятные вам вещи.

Безусловно, приближение предметов или явлений, а также придание им большей яркости не всякого чело­века обогащает непосредственным опытом. Для неко­торых все может быть наоборот: впечатления интенси­фицируются, когда предмет становится темнее и его контуры как бы размыты. Важно найти, какие оттенки чувств являются определяющими для вас и для того человека, которому вы хотите помочь измениться, а за­тем приложить достаточное количество личной энергии, для того чтобы следовать этой методике, используя ее положения.

То, что мы в действительности совершаем, работая с оттенками чувств, это простое переименование системы стимулов, которые дают команду мозгу, как оценивать тот или иной опыт. Ваш мозг будет отвечать на любые сигналы (оттенки чувств), которые вы ему подаете. Ес­ли вы будете подавать сигналы одного типа, мозг будет чувствовать боль. Если вы примените другие оттенки чувств, вы можете уже через несколько мгновений чув­ствовать радость. Например, работая в нейролингви-стической профессиональной школе в Финиксе, штат Аризона, я однажды заметил во время занятия, что на лицах большинства моих слушателей отражается ка­кая-то напряженность. Это заставило меня подумать, что они испытывают боль. Я мысленно вспомнил, о чем я только что говорил, и не нашел ничего, что могло вы­звать у них такую реакцию. Наконец я спросил кого-то: «Что вы сейчас чувствуете?» Он ответил: «Головную боль». Как только он сказал это, те же слова повторил


другой слушатель, и третий, и четвертый. Более шести­десяти процентов находящихся в аудитории чувствова­ли головную боль. Они объяснили, что яркий свет от экранов видеомониторов слепит им глаза, раздражает их и вызывает головную боль. Кроме того, мы находи­лись в комнате без окон, а несколько часов назад вы­шла из строя вентиляция, поэтому было очень душно. Все эти факторы привели к физиологическому сдвигу в ощущениях этих людей. Итак, что мне оставалось де­лать: послать кого-нибудь за аспирином?

Конечно, нет. Мозг ощущает боль только тогда, ко­гда он получает стимулы или внешние сигналы, кото­рые сообщают ему о том, что он должен чувствовать боль. Поэтому я попросил людей описывать мне оттен­ки чувств их собственной боли. Для некоторых это бы­ло очень сложно и вызывало большое волнение, для других — нет. Некоторые описали боль как что-то боль­шое и яркое (вы уже можете представить, как они это чувствовали), в то время как для других это было что-то мелкое. После этого я предложил им поменять их оттенки чувств боли, сначала попытавшись отделить се­бя от боли и вывести ее за пределы собственного созна­ния. Затем я постарался вывести их за пределы чувств (диссоциироваться), давая возможность увидеть фор­му и размер боли и поставить ее на расстояние от себя. Потом я попросил их сделать свои представления то больше, то меньше, заставляя их расти и прорываться за пределы потолка, а затем сжимать до микроскопиче­ских размеров. В заключение я заставлял их выталки­вать свою боль к солнцу и наблюдать за тем, как она испаряется, возвращаясь затем на землю в виде солнеч­ных лучей, согревающих растения. После этого я спро­сил своих подопечных, как они теперь себя чувствуют. Менее чем за пять минут девяносто пять процентов слушателей практически избавились от головной боли.


Они изменили свои внутренние представления о том, что интерпретировали как боль, поэтому их мозг, полу­чив на этот раз новые сигналы, выдавал новую реак­цию. Оставшимся пяти процентам потребовалось еще пять минут, чтобы произвести в себе аналогичные ради­кальные перемены. Один мужчина страдал от сильной мигрени, но даже он почувствовал облегчение.

Когда я рассказываю этот опыт окружающим, неко­торым трудно поверить, что и они могут избавиться от боли так же быстро и легко. А разве не приходилось вам проделывать это бессознательно сотни раз? Разве вы не можете вспомнить, как однажды чувствовали боль, но затем увлеклись каким-то занятием или произошло что-то взволновавшее вас, а потом вы вдруг обнаружи­ли, что не чувствуете никакой боли? Боль может просто уйти и не возвращаться до тех пор, пока вы не станете представлять ее себе. Приложив немного сознательных усилий для изменения своих собственных представле­ний, вы можете легко избавляться от головной боли по собственному желанию.

Действительно, изучив сигналы, которые создают в вашем мозгу конкретные результаты, вы можете заста­вить себя чувствовать все, что вам необходимо.

И последнее предостережение: большое количество фильтров человеческого опыта может управлять нашей способностью поддерживать в себе новые внутренние представления или даже легко вносить в них измене­ния. Эти фильтры могут заглушать то, что мы больше всего ценим, и отбросить какие-то дополнительные пре­имущества нашего сегодняшнего опыта. Значение че­ловеческих ценностей заслуживают отдельной главы, а подсознательные вторичные выгоды мы рассмотрим в главе 16, когда будем разбирать процесс переоформле­ния наших представлений. Если боль посылает вам важ­ные сигналы о чем-то, что вам необходимо поменять


в своем организме, то до тех пор, пока вы не произведете в нем необходимые изменения, боль, скорее всего, будет возвращаться, поскольку она дает вам важную инфор­мацию.

Обладая теми знаниями, которые вы накопили к это­му моменту, вы уже можете в значительной степени улуч­шить свою собственную жизнь, а также жизнь ваших знакомых. Давайте рассмотрим сейчас еще один аспект структуры нашего сознания, важнейший составляющий элемент, который может вдохновить нас на эффектив­ное моделирование чужого поведения.



Синтаксис успеха


Только все должно быть благопристойно и чинно.

Первое послание к Коринфянам, 14:40

В этой книге мы анализировали то, как люди дейст­вуют. Мы установили, что люди, способные на дости­жение выдающихся результатов, постоянно выполня­ют набор определенных действий, как мысленных (которые они производят в уме), так и физических (которые выполняются ими во внешнем мире). Если мы станем выполнять такие же действия, мы должны получить такие же или похожие результаты. Но есть еще один фактор, оказывающий влияние на результа­ты, — синтактика действий (или, используя грамма­тический термин, синтаксис). Синтактика, т. е. способ организации частей, всегда сказывается на смысле це­лого.

Какая разница между выражениями: «Джо уку­сил пони» и «Пони укусил Джо»? Разница большая, особенно если вы и есть тот самый Джо. Слова упо­требляются одни и те же. Разница заключается в син­таксисе, то есть в порядке употребления слов. Анало­гично значение получаемого нами опыта определяется


порядком тех сигналов, которые поступают в наш мозг. Используются одни и те же стимулы, одни и те же слова, но значения получаются разные. Если мы соби­раемся эффективно смоделировать результаты преуспе­вающих людей, чрезвычайно важно это понимать. Тот порядок, в котором предметы и явления представля­ются в нашем мозгу, заставляет мозг фиксировать и регистрировать их совершенно определенным образом. Это напоминает поток команд в компьютер. Если вы запрограммировали последовательность команд пра­вильно, то компьютер постарается использовать все свои возможности и выдаст вам те результаты, кото­рых вы ждете. Если же вы будете программировать нужные команды неправильно, то никогда не получите тот результат, на который рассчитываете.

Мы будем использовать слово «стратегия» для опи­сания трех видов факторов — внутренних представле­ний, соответствующих оттенков чувств и необходимого синтаксиса, — которые взаимодействуют, создавая кон­кретный результат.

Мы можем подобрать стратегию для достижения всего, чего хотим в жизни: любви, привлекательности, мотивации, решительности т. д. Если мы выясним, ка­кова наша стратегия для любви, мы можем вызывать это состояние усилием воли. Если мы проанализируем, какие действия предпринимаем и в какой последова­тельности, принимая определенное решение, тогда, ока­завшись в нерешительности, можем стать решитель­ными мгновенно. Мы будем знать, на какие клавиши нашего внутреннего биокомпьютера и в каком поряд­ке нажимать, чтобы получить те результаты, к которым стремимся.

Хорошим примером-метафорой того, из каких ком­понентов состоит стратегия и как ее использовать, мо­жет служить рецепт выпекания торта. Если кто-то еде-


лал самый большой в мире шоколадный торт, то смо­жете ли и вы повторить это достижение? Конечно, смо­жете, если у вас будет точный рецепт. Рецепт — не что иное, как стратегия, конкретный план, в котором отра­жено, какие ресурсы и как мы должны использовать, чтобы получить конкретный результат. Если предпо­ложить, что все мы имеем похожие нервные системы, тогда следует думать, что у нас и схожие ресурсы по­тенциалов для достижения успеха. Именно наша стра­тегия — то, как мы организуем и используем свои ре­сурсы, — определяет получаемые результаты. Это также закон любого бизнеса. У какой-то компании могут быть великолепные ресурсы, но компания с луч­шей стратегией, позволяющей эффективнее использо­вать ресурсы, добивается преимущественного положе­ния на рынке.

Итак, что же вам требуется для того, чтобы у вас получился такой же торт, как у мастера-пекаря? Вам нужен рецепт, причем вы должны строго следовать ему. Если вы будете следовать рецепту до последней буквы, вы получите точно такие же результаты, даже если ни­когда в жизни не пекли торт. Возможно, пекарь-рекорд­смен работал над этим рецептом многие годы методом проб и ошибок, прежде чем получил окончательный ва­риант. Следуя его рецепту, моделируя в точности его поведение и действия, вы можете сэкономить уйму вре­мени.

Существуют различные стратегии: для достижения финансового успеха, для укрепления и сохранения здо­ровья, счастья и любви. Если рядом с вами есть люди, которые добились финансового успеха или прекрасных от




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.