Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Б) урок коллективного обучения докладу на литературную тему (ГСР).



ЛИТЕРАТУРА:

Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Под ред. О.Ю.Богдановой. – М., 2008.

Http://festival.1september.ru/articles/102319/ Арбузова Светлана Леонидовна. Нестандартные приемы развития устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы

3. http://ff-plus.ru/articles/?ELEMENT_ID=5 Галиев И.Х. Развитие устной речи учащихся 5 класса на уроках литературы.

Http://www.sinykova.ru/biblioteka/metod_7_lit/40.html Литература. 7 класс. Методические советы. Уроки развития устной речи.

Http://www.berestovitskaya.ru/articles-special-1-29.htm Берестовицкая С.Э Речевое развитие школьника на уроке литературы

Лёвушкина О.Н. Подготовка к сочинению-рецензии по рассказу О.Е. Улицкой «Путь осла» 9 класс. //Литература в школе. 2011. №12. С. 26-30. ГСР

Шорохина Н.Н. Рассказ Леонида Андреева «Ангелочек» 8 класс.//Литература в школе . 2011. №7. С.26-30. ГСР

ВАРИАНТЫ УРОКОВ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ (В.Я.Коровина)

А.С.Пушкин

 

Первый урок развития устной речи учащихся 8 класса по творчеству Пушкина проводится после изучения романа «Капитанская дочка». Для этого урока школьники повторят произведения Пушкина, прочитанные и изученные ранее, рассмотрят и оценят иллюстрации к его произведениям, подготовят к чтению отдельные строфы из любимых стихотворений поэта, оживят в памяти высказывания о Пушкине, знакомые им по хрестоматийным материалам.

Повторение сведений о поэте, его поэтических и прозаических произведений подытожит изучение Пушкина в 5—8 классах, даст представление о том, что хорошо понято и изучено или, напротив, что еще недостаточно осознано школьниками, позволит организовать ситуацию речевого общения, во время которой совершенствуется речь учащихся, формируются навыки диалогической и монологической речи под воздействием пушкинских текстов.

Как всегда, начиная урок со словарной работы, мы постараемся ввести в нее наиболее характерное из только что изученного текста, в данном случае из текста пушкинского романа «Капитанская дочка». Например:

— Описание чьих портретов мы приводим? Из какого они произведения? Что характерно для каждого из них? Какие слова подчеркивают это характерное для каждого из портретов?

«...Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза его так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары...» С этим знакомым восьмиклассникам по «Капитанской дочке» портретом можно сопоставить описание Пугачева в показаниях его жены из «Истории Пугачева». Школьники, отвечая на вопросы учителя, обращают внимание на выражение его лица, «живые большие глаза», вспоминают эпизод, когда Пугачев обратил свой взор к Гриневу или, как говорится в тексте, «устремил на меня огненные свои глаза». Вспоминают черты характера Пугачева («Пугачев ловкий, сильный, мужественный, решительный, энергичный, гневный, часто жестокий...»).

Продолжая эту работу, целесообразно привлечь внимание учащихся на обычные слова, часто используемые в обычном разговоре («повалил», «бежал», «бросил», «погнал» и пр.). В тексте Пушкина они усиливают главные мысли прочитанного произведения. Например: обратим внимание на рассказ о вступлении пугачевцев в крепость. О чем нам говорят названия действий, которые совершаются народом и офицерами, защищавшими крепость?

Можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

— Какие особенности речи характерны для Пугачева? Почему Пушкин называет диалог вожатого и хозяина постоялого двора «иносказательный разговор»?

«Эхе, — сказал он, — опять ты в нашем краю! Отколе Бог принес?» — Вожатый мой мигнул значительно и ответил поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком — да мимо. Ну, а что ваши?»

— Да что наши! — отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. — Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

— Молчи, дядя, — возразил мой бродяга, — будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит».

Как вы понимаете этот иносказательный разговор, о чем он? С какой целью вводит его автор?

После небольшой словарной работы, нацелившей школьников на внимание к пушкинскому слову, описанию, можно перейти к беседе, выясняющей, насколько сохранился в памяти и насколько глубоко воспринят материал произведений Пушкина и сведений о нем.

Поскольку за этим курсом литературы следует курс итогового, 9 класса и монографического изучения творчества А. С. Пушкина, учителю особенно интересно подытожить то, что осталось в памяти и сердце учащихся за четыре года знакомства с текстами Пушкина, отдельными сторонами его жизни, непосредственно связанными с изучаемыми произведениями.

— Вспомните, какие пушкинские произведения были прочитаны в 5—8 классах.

— Что в связи с этими произведениями узнали вы о самом поэте?

— Помните ли вы героев его произведений?

— Какие из них вам особенно запомнились и понравились? Чем?

— Что заинтересовало вас более всего?

— Нравится ли вам роман Пушкина «Капитанская дочка»?

— Какие высказывания о поэте, приведенные в учебнике-хрестоматии, запомнились вам?

— Какие произведения Пушкина вы впервые услышали и прочитали самостоятельно?

— Какие пушкинские произведения вам особенно нравятся?

— Что вы хотели бы рассказать о Пушкине?

— Можете ли вы прочитать фрагменты из стихотворных (любимых вами) произведений наизусть?

Таким образом, беседа логично переходит в рассказы о Пушкине и в конкурсное чтение отрывков из стихотворений поэта с последующим обсуждением лучших чтецов. Все это позволяет выслушать и устные рецензии-суждения учащихся о чтении товарищей, и выразительное чтение.

Далее полезно предложить школьникам дать характеристику своему любимому герою из любого произведения Пушкина (Пугачева, Гринева, Маши из романа «Капитанская дочка»; старого или молодого Дубровских из повести «Дубровский»). Причем эта характеристика дается школьниками безымянно, с подробным описанием портрета и характерных черт героя (близко к тексту Пушкина). Слушающие ученика должны определить, характеристика какого героя рассказывается, и дать оценку работе товарища.

Вместо этого можно предложить учащимся художественный пересказ отдельных эпизодов с сохранением описаний, портретов, диалогов, например главу «Пожар в Кистеневке» из повести «Дубровский», главу «Вожатый» из романа «Капитанская дочка» или краткий пересказ этих произведений с предварительным прочтением плана, близкого к краткому пересказу.

Школьники не только читают текст, но и высказывают по этому поводу некоторые соображения, например, они рассказывают о том, когда впервые познакомились с поэтом, когда особенно заинтересовались его произведениями.

Вслед за такой работой, неуклонно формирующей навык мыслительной и речевой деятельности учащихся, мы можем переключить их внимание на иллюстрации С. Герасимова и П. Соколова к «Капитанской дочке» Пушкина. Учащиеся обратят внимание на то, какая сцена проиллюстрирована каждым из художников. Как изображен на каждой из иллюстраций Пугачев? На какой из иллюстраций изображение портрета Пугачева ближе к тому представлению, которое появилось после прочтения пушкинского романа? Для ответа на последние вопросы учителю следует быть готовым к тому, чтобы освежить в памяти учащихся пушкинский текст, описание портрета Пугачева, сопоставление с его описанием в «Истории Пугачева».

В конце урока можно прослушать и обсудить актерское чтение, например чтение В. Лекарева, исполняющего отрывки из «Капитанской дочки» («Приезд Гринева», «Гринев в стане Пугачева», «Сказка об орле и вороне» — на выбор одну из частей для прослушивания). Однако надо иметь в виду, что, если выбирается та или иная часть, следовательно, ее целесообразно включить в конкурсные пересказы учащихся, которые предварительно обсудят школьники и тогда будут с большим интересом слушать актерское чтение.

Хочется закончить эту тему словами Л. Н. Толстого о Пушкине: «...тем удивителен Пушкин, что в нем нельзя ни одного слова заменить. И не только нельзя слова отнять, но и прибавить нельзя. Лучше не может быть, чем он сказал».

Именно это и должны осознать дети на уроках литературы и развития устной речи через многозначность и глубину пушкинского слова, через своеобразие его стиля, краткость и емкость сказанного. На втором уроке идет подготовка к сочинению.

 

 

М. Ю. Лермонтов

Урок развития устной речи организуется после знакомства восьмиклассников с лермонтовскими произведениями и на основе прочитанного и изученного в 5—8 классах. В ходе словарной работы можно предложить следующие вопросы:

— Из какого произведения Лермонтова приведены эти строки? Какие памятники устного народного творчества напоминает оно? Прочитайте эти строки так, чтобы подчеркнуть сходство с произведениями устного народного творчества.

Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон
И причитывали да присказывали.
Православный народ ею тешился...

— К герою какого лермонтовского произведения относятся эпитеты: «молодой», «статный», «молодец», «удалой боец», «сын купеческий»?

— Какими словами характеризует Лермонтов Мцыри? Как бы вы его охарактеризовали?

— Какими представляются вам картины в следующих лермонтовских строчках:

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми...

Школьники не только рассказывают, как представляется им это прекрасное зимнее утро над Москвой, но и определяют главную мысль отрывка, а затем стараются максимально подчеркнуть эту мысль в выразительном чтении.

Вслед за словарной работой, в которой проявляются характерные для описаний отдельные слова, сравнения, метафоры, эпитеты, яркость лермонтовских образов, мы можем, одновременно проверяя память учеников, умение мыслить и формировать свою мысль, предложить им вспомнить о поэте все, что они узнали за эти годы: какие сведения о рождении и гибели поэта вы помните? Что вы можете рассказать о его детстве? Почему Лермонтову так близка тема войны 1812 года? Почему поэт был сослан на Кавказ? Чем объяснить, что Лермонтов обращался ко времени Ивана Грозного? После ответов школьников, нахождения наиболее верных формулировок ответов можно перейти к связным рассказам о Лермонтове. Вот некоторые фрагменты рассказов учащихся:

«Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. У него рано умерла мать. Он стал жить с бабушкой. В детстве он слушал много рассказов о Разине, сказки. С детства писал стихи... Зимой в Москве часто наблюдал, как проходили кулачные бои. Позднее он отразил свои детские впечатления в поэме о давно прошедших временах Ивана Грозного...» «Лермонтов был военным... в самом раннем детстве слушал рассказы о знаменитой битве под Бородино. Его увлекал героизм участников Бородинского сражения и волновало бездействие современного ему общества. Славу русского оружия, победу России он изобразил в стихотворениях «Бородино» и «Два великана». За стихотворение «На смерть Поэта», в котором он гневно клеймил виновников смерти Пушкина, Лермонтова сослали на Кавказ... Сам Лермонтов погиб на Кавказе на дуэли с Мартыновым, человеком пустым и ничтожным...»

Рассказы о поэте заканчиваются небольшим конкурсом на лучшее чтение отрывка или стихотворения Лермонтова из программы по литературе 5—8 классов. Хорошо, если учитель заранее будет знать об избранных отрывках, тогда можно послушать одни и те же лермонтовские строки в исполнении участников конкурса. Конкурс важно организовать снова так, чтобы чередовались разные по настроению стихи и строки из них. Продумать, каким стихотворением начать и закончить.

Кроме того, фрагменты из «Песни про царя Ивана Васильевича...» можно предложить для конкурсного чтения по ролям, ибо произведение это чрезвычайно интересно для чтения вслух. После чтения обратим внимание школьников на иллюстрации Васнецова к «Песне про царя Ивана Васильевича...» и Константинова к «Мцыри». Причем в первом случае акцент следует сделать на изображении героев и отдельных сцен, а при рассматривании иллюстраций Константинова подчеркнуть мощную фигуру Мцыри, изображенную художником.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

 

И.С. Тургенев «Муму»

Литература. 5 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч.1/В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин

Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч.2/Под ред. Г.И.Беленького

Литература 5 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч.1/ Курдюмова Т.Ф., Демидова Н.А., Колокольцев Е.Н. и др. Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

 

Н.С.Лесков «Левша»

Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч.Ч.2./ [В.Г.Маранцман, Е.К. Маранцман, О.Д. Полонская и др.]; под ред. В.Г.Маранцмана

Литература. 6 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч.1/В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин

ВЫБРАТЬ ОДНОГО ИЗ АВТОРОВ!!!!

 

М.Ю.Лермонтов

Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.1./ [В.Г.Маранцман, Е.К. Маранцман, О.Д. Полонская и др.]; под ред. В.Г.Маранцмана

Литература. 7 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч.1/В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин

ДЛЯ ВСЕХ!!!!


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.