Тихомирова К. Что говорить школьникам о биографии Максима Горького?//Литература. 2012. №2. С. 16-22. ГСР
ИЗУЧЕНИЕ ОБЗОРНЫХ ТЕМ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Какие типы обзорных тем выделяются в современной методической литературе?
Каково соотношение обзорных и монографических тем в программах литературного образования, составленных разными авторскими коллективами?
3. Составьте примерный план изучения обзорной темы «Русская литература второй половины 19 века» в 10-м классе. Подготовьте фрагмент одного из занятий по этой теме. Какие формы самостоятельной работы учащихся могут быть использованы при изучении этой темы?
Литература:
Теория и методика обучения литературе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Под ред. О.Ю.Богдановой. – М., 2008.
УМК по литературе для старших классов.
Конспекты уроков для учителя литературы:11 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам:20 в./Сост.И.П.Карпов, Н.Н Старыгина. – М., 2003.
Чертов В.Ф. Уроки обзорного изучения русской литературы 19 века//Межпредметные связи при изучении литературы в школе/Под ред. Е.Н.Колокольцева. – М., 1990.
5.http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola_new/urok1-11.html Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская. Изучение литературы в 10 классе (базовый и профильный уровень) Поурочные разработки .
6. Фесенко Э.Я. «Что делать…век такой. Иду за веком»: « практические натуры» в русской драматургии 19 века//Литература в школе. 2011. №5. С. 2-8 ГСР.
Холодяков И.В. Литературный процесс 20-х годов 20-го века. Краткий обзор. //Литература в школе. 2011. №5. С. 18-21. ГСР.
Соловей Т.Г. Парадный портрет классицизма. Итоговый урок по теме. 9 класс//Уроки литературы . 2010. №11. С. 5-12 ГСР.
УРОКИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Прорецензируйте рекомендации В.Я.Коровиной к проведению уроков развития устной речи в средних классах (текст прилагается). В процессе анализа обратите внимание: а) на то, как сочетается работа по развитию речи учащихся с интерпретацией и анализом художественных произведений; б) на развивающее и воспитательное воздействие на школьников предложенных видов работы; в) на структуру предложенных уроков, логическую связь основных компонентов урока (учебных ситуаций); г) на то, создаётся ли, и если да, то какими средствами, благоприятная для речевого общения в классе психологическая ситуация, какие приёмы способствуют пробуждению у учащихся потребности высказаться; д) на недостатки урока; е) на такие виды речевой деятельности, которые вы рекомендовали также включить в уроки развития речи по данной теме.
Предложите и разработайте один из уроков развития устной речи в 5-7 классах с учётом жанровой специфики лирического или драматического произведения. Предусмотрите разнообразные виды творческой деятельности учащихся, непосредственно влияющие на совершенствование речевой деятельности.
3. Изучите в x главе «Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы» учебника «Методика преподавания литературы» (Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.) материал об обучении школьников пересказам и докладам на литературную тему в старших классах и, опираясь на него, подготовьте:
А) фрагмент урока по обучению старшеклассников научному пересказу художественного текста (пересказ с элементами комментирования и анализа, класс и произведение по выбору);