Личная без-ть, качество и уровень жизни, физическое, духовное и интеллектуальное развитие чел-ка и гражданина
2. Общество
Демократия (РФ), государство как правовая социальная системы, общественное согласие, духовное обновление РФ
3. Государство
Конституционный строй, суверенитет и территориальная ценность, полит,эконом, и соц стабильность, законность и правопорядок, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество.
Предмет Национ.Безоп-ти – фактически существующие и прогнозные явления, процессы и отношения, затрагивающие жизненно важные интересы:
1) Явления и процессы, связанные с распределением ресурсов
2) Развитие дифференциальных частей субъектов без-ти (район, город, соц.группа)
3) Качественные характеристики процессов и видов деятельности (воспроизводство населения, ресурсов, темпы технического развития).
Субъекты НБ – организации, общественные группы и институты защиты. В действующем ФЗ о без-ти указано, что координация деятельности по обеспечению НБ РФ осуществляет совет без-ти, федер.органы власти суб.РФ и органы МСУ.
4. Национальная безопасность как система.
Процессный подход (Сенчагов?) предполагает разработку 7 блоков:
1.Концепции и стратегии НБ страт 2. Нац.интересы РФ в сфере экономики 3. Угрозы и возможности в сфере экономики анал. 4. Индикаторы ЭБ 5. Пороговые значения индикаторов ЭБ 6. Организационная структура ЭБ практ. 7.Правовое обеспечение ЭБ.
1,2 блоки – уровень стратегического планирования
3,4,5 – уровень мониторинга, анализа текущего состояния Нац.Без-ти, который демонстрирует разрыв между фактом и планом.
6,7 – уровень выработки комплекса действий и их реализация
В рассмотрении национальной системы без-ти имеет место цикличность. Практический блок вносит изменения в состояние индикаторов, одновременно может измениться состав факторвв нац.без-ти, еще может измениться национальные интересы.
Поэлементный подход 1,2,3,4,5,6,7,8,9 – экономическая среда.
ЭБ представляет собой градацию интересов объектов нац-й защиты в разрезе сфер их деятельности. Сферы:
1.Международная сфера – обеспечение суверенитета страны, упрочнение позиций РФ, как влиятельного центра многополярного мира, развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, недопущение двойных стандартов. 2.Экологическая – сохранение и оздоровление ОС.
3.Информационная – соблюдение конституционных прав и свобод чел-ка в области получения инф-ии, развитие телекоммуникационных технологий, защита гос-ых информационных ресурсов от доступа.
4. Духовная – сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. 5.Внутриполитическая – сохранение стабильности конст-го строя и институтов гос.власти, обеспечение гражданского мира и территориальной целостности, поддержание единого правового пространства и правопорядка, нейтрализации причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма. 6. Соц. – обеспечение высокого уровня жизни народа
7. Пограничная – обеспечение охраны гос.границ и соблюдение порядка и правил, осуществление эконом.и иных видов деятельности в приграничном пространстве.
8. Военная – защита независимости, суверенитета и терр.целостности РФ. Предотвращение агрессии относительно РФ. Обеспечение условий мирного развития государства.
9. Экономическая – устойчивое развитие экономики
Представления о национальной безопасности через категория «интереса».
Среди крупных собственников капитала в РФ сложились группы эконом.игроков, они характеризуются по таким признакам как: находящийся в их распоряжении экон.ресурс, контролируемые эконом.связи, интересы, цели и степень влияния на полит.структуры.
1 гр. Финансово-олигархические и экспортные структуры – это рыночные игроки наиболее плотно интегрированные в мировое хоз., они ориентированы на вывоз материальных и энергетических ресурсов, экспорт капитала, и массированный ввоз ГП и на свертывание неконкурентоспособных звеньев с/х, которые потребляют конвертируемые ресурсы и препятствуют экспансии экспорта. 2 гр. Инфраструктурные монополии (энергетика, газовая отрасль, транспорт и связь). Ориентированы в основном на внутренний рынок, испытывают дополнительную финансовую нагрузку, их эк.интересы выражаются в: стабилизации и расширении внутреннего рынка, в укреплении финансового положения товаропроизводителей, которые являются основным потребителем их услуг, заинтересованы в росте доходов населения, снижении фин.нагрузки со стороны не платежей и налогов, в перекрестном субсидировании и конвертации накопленной задолженности потребителей в другие экономические ресурсы, прежде всего в собственность. 3 гр. Регионы. Обеспечивают функционирование региональных производственных хозяйственных систем, которые ориентированы на местный рынок и соц.инфраструктуру. Особенностью этой группы является легитимное пред-во во власти. Экономический интерес группы: обеспечение наполнения региональной экономики ден.средствами, перераспределение ресурсов в пользу регионов, стабилизация соц.сферы и сохранение соц-й структуры расширения эконом.полномочий регионов. 4 гр. Внешние силы – зарубежные инвесторы, не резиденты, заинтересованные в использовании РФ базы импортеров ГП. Группа не однородна, но имеет неопределенную общность интересов: ускорение интеграции мировой экономики и открытость РФ рынков (товарных и финансовых), освоение РФ пространства иностранными корпорациями. Снижение рисков предпринимательской деят-ти, защита прав собственности иностр.инвесторов, стабильное расширение РФ рынка, извлечение макс.дохода экспорт/импорт деят-ти РФ, устан-е контроля над определенными сегментами сферы материального произ-ва. В условиях разнородности интересов, объектов ЭБ именно гос-во является носителем и защитником нац.интересов гос-во обеспечивает согласованность и баланс интересов. Действующий документ стратегия: Нац.интерес РФ – совокупность внутренних и внешних потребностей гос-ва в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества, гос-ва. Нац. Инетересы РФ на долгосрочную перспективу заключаются в следующем: 1. Развитие демократии гражданского общества и повышение конкур.нац.экономики 2. В обеспечении незыблемости конст.строя, территориальной целостности и суверенитета РФ. 3. Превращение РФ в мировую державу, деят-ть которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений.
6. Экономические школы обеспечения экономической безопасности.
В эк.теории сформировались 3 основных концептуальных подхода в обеспечении ЭБ:
1) Камералистская (школа), концепция внешнеэкономической безопаснсости. Была сформирована в1840гг. – Листом, а развитие получила в 1970гг.- Пребиш, Валлерстайн. В концепции упор делается на преодоление внешних угроз, вытекающих из различных нац.экономик. Целевая установка концепции – ориентация на преодоление конкурентного давления со стороны более развитых эк. стран и на защиту нац. производительности. Методы обеспечения ЭБ – протекционистская торговая политика; государственная поддержка внутреннего производителя.
2) Кейнсианская– вторая половина 20века. Идеолог – Кейнс. Упор делается на преодоление внутренних макроэкономических угроз: провалы рынков, нестабильность эк.роста, безработица, инфляция, неэффект-ое гос.регулирование. Целевая установка – достижение макроэкономической стабильности. Методы обеспечения ЭБ: гос.регулирование производства; гос.рег-ие занятости; гос.рег-ие денежного обращения.
3) Неоинституциональная – 1980гг. Эрнандо де Сото. Упор делается на преодоление внутренних угроз. Согласно концепции, внутренняя без-ть эк-ки связывается с эффективной гос-й институциональной политикой. Целевая установка – создание эфф-ых собственнических, трудовых, финансовых, соц-х и др.экон.институтов, форм организаций и регулирование эк.жизни, которые обеспечивают в обществе защиту собственности и единство восприятия цели национального эк.развития. Методы обеспечения: борьба с бюрократией; борьба с коррупцией; с теневой эк-ой; формирование в обществе института доверия.
Эти концепции взаимодополняют друг друга, отражают межстрановые различия, приоритеты развития задач ЭБ в завис-ти от достигнутого уровня развития страны и её положения в системе мирохоз-ой связи.
7. Современные отечественные направления идентификации категории «экономическая безопасность».
В РФ теории и практике следование теории ЭБ появилось в 20в.
Гос.стратегия ЭБ РФ. ЭБ была определена как возможность и готовность эк-ки обеспечить достойные условия жизни и развития личности, соц.-эк. и военнно-полит-ю стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз.
ЭБ исследуется по след.страновым срезам:
1) по уровню и иерархии: безопасность страны, региона, п/п.
2) по сферам жизнедеятельности: без-ть в сфере производства, в бюджетно-финансовой сфере, в сфере занятости, в сфере уровня правопорядка, научно-технического потенциала, демографических процессов.
В литературе выделяют след.направления категории ЭБ:
1) через эк. независимость и возможность достижения собственных целей развития
2) через способность обеспечивать гарантированную защиту нац. интересов.
3) Через наличие мат-ых и немат-ых условий для приобр-я, подд-я, укрепления жизнеспособности страны.
4) Через устойчивое и эфф-ое состояние народохозяйственного комплекса.
5) Через адаптивность эк-ки.
Воспроизводственный подход к идент-ции категории ЭБ
Воспроизводственный процесс яв-ся основным видом эк.активности в обществе, эк.жизнеспособность рассм-ся как способность нац.эк.системы к нормальному воспроизводству.
В узком смысле, норм.воспоизв-ть – это спос-ть эк.системы к воссозданию к прежнем или расширенном объеме стоимости израсход-ти факторов производства посредством изгот-я и реализации востреб-х рынков товаров и услуг в масштабах необходимых для подд-я жизнедеят-ти и эк.активности населения.
Норм воспроизв-во в широком смысле – способность воссозд-й системы отношений в целом. – это состояние эк.-ой, соц, полит, стабильности внутри страны и с внешним окружением, обеспечивая при этом сохранение и развитие природно-ресурсного и чел-го потенциалов.
ЭБ – состояние эк.системы, при котором обеспечивается ее жизнедеятельность и возм-ть сохраниния признаков эк.субъекта в условиях изменений среды.
Главными составляющими жизнеспособности эк.системы любого уровня яв-ся ее конкурентоспособность, платежеспособность, адаптивность.