Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА



О теории социального государства и ее проблемах заговорили в конце XIX в., когда во многих государствах Европы были соз­даны системы социального страхования и богатые люди начали об­суждать вопросы государственной помощи бедным и малоимущим. В то время, как, впрочем, и сегодня, мало кто, говоря о теории со­циального государства, думал о каких-то научных теоретических конструкциях и идеях. Речь шла о конкретных, практических про­блемах жизни общества, в частности жизни бедных, обездоленных, малоимущих. Ставилась задача помочь им, поддержать их, создать в обществе «некое благоденствие» — в итоге сформировать более или менее справедливое, т.е. социальное, государство, чтобы ис­ключить социальные потрясения, революции, взрывы в обществе. На первых порах ученые под термином «социальное государство» понимали «государство благоденствия».

Сегодня некоторые теоретики государства делают определенные различия между этими терминами. В частности, понятие «государ­ство благосостояния» иногда рассматривается как определенный тип деятельности государства, берущего на себя функцию управле­ния экономическими и социальными процессами и выделяющего существенную часть своих ресурсов для достижения жизненно важ­ных задач, которые служат обеспечению большего равенства шансов граждан в таких сферах, как гарантирование определенного уровня доходов, образования, услуг здравоохранения, обеспечения жильем.

Понятие «социальное государство» нередко используется как альтернативная концепция. Считается, что она отражает не только социально-экономические обязательства государства, но и объявля­ет борьбу против переходящих все границы возможного требова­ний, предъявляемых к государству благосостояния, которые явля­ются слишком всеобъемлющими и тем самым опасными для свободы граждан. Утверждается, что социальное государство по сравнению с государством благосостояния ограничивает всеобъем­лющее обеспечение граждан от колыбели до могилы, которое в тео­рии должно быть характерно для государства благосостояния1. Во многих случаях понятие социального государства рассматривается


 


1 См: Керимов ДА. Проблемы общей теории права и государства. М., 2003. Т. 3. С. 44-47.


1 См.: Торлопов В.А. Политико-социологические основы становления и развития социального государства. СПб., 1997. С. 13.


I



IV. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека


21. Проблемы теории социального государства. Права человека



 


в связи с концепцией правового государства, признающего приори­тет прав и свобод человека и определяющего в соответствии с этим направлением формы и методы своей деятельности1.

Сегодня, когда мы говорим о серьезном развитии всего меха­низма государственной помощи бедным, малоимущим и обездолен­ным в условиях рынка, а количество этих граждан огромно, и в ря­де государств, в частности России, оно увеличивается, необходимо анализировать понятия социального государства и государства бла­годенствия как идентичные и совпадающие. Более того, последние должны быть правовыми, где главенствуют право, закон, равенство, соблюдаются все права и свободы человека.

Идейная основа социального государства восходит к представле­ниям древних мыслителей о государственном идеале, обеспечиваю­щем всеобщее благо для всех граждан, в то же время его практиче­ское формирование в историческом плане отражает объективные процессы возрастания социальной роли этого государства в регули­ровании общественных отношений. Один из первых исследователей теории социального государства, Лоренц фон Штейн, считал, что идея этого государства заключается в восстановлении равенства сво­боды, защите всех обездоленных. Государство должно осуществлять общественный и экономический прогресс всех его членов. В работе «Настоящее и будущее правовой научно-государственной Герма­нии» он обосновал, что социальное государство должно поддержи­вать абсолютное равенство в правах для всех классов, обязано спо­собствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо развитие одного является условием развития другого.

И позднее в научных трудах других исследователей (за неболь­шими исключениями) проповедовались именно эти идеи «социаль­ного» в государстве. В теории У. Ростоу о стадиях развития общест­ва даже была сформулирована специальная пятая стадия (из пяти) человеческого развития — «государства всеобщего благоденствия», т.е. государства с весьма высоким уровнем социальной обеспечен­ности всех людей.

Постепенно о сущности социального государства было сделано три исходных вывода, которые имеют не только глубокий теорети­ческий, но и практический смысл. Первый касается понимания со­циального в самом общем плане, не подразумевающем каких-либо оценочных суждений. Социальное идентично общественному или связанному с обществом. Само социальное государство обязывается нести ответственность за жизнь, существование всего общества. Его независимость не абсолютна: «маятник» не должен качнуться от то­талитарного властвования государства над обществом к либераль-


ному господству, исполняющему роль «ночного сторожа». Второй вывод касается трактовки понятия «социальное» как указанию на социальный статус человека, его связь с обществом. Термин «соци­альное государство» подчеркивает наличие обязанностей человека по отношению к другим людям и обществу. За этим выводом скры­вается мысль о том, как бы «маятник» не качнулся от тоталитарно­го подчинения к несвязанности человека никакими общественными обязанностями и требованиями.

Однако мнение большинства склонилось к третьему выводу, со­гласно которому социальное государство — это организация, помо­гающая слабому человеку, стремящаяся повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспе­чить каждому достойную жизнь, достойное существование. Сторонники такого подхода говорят об обыденном понимании сути социального и связывают государственность с конкретно-историческим развити­ем, преследующим социальные цели. К такому решению проблемы подталкивали как требования времени, так и необходимость сфор­мулировать хоть какие-то рекомендации относительно направления, в котором должно развиваться общество.

В результате были даны ответы на вопросы о том, как обеспечить ответственность государства за развитие общества (в духе первой, са­мой общей трактовки социального государства) и в какой мере, с какой целью должен быть связан с обществом человек (в соответ­ствии со второй трактовкой, подчеркивающей социальные его обя­занности). Следовательно, третья трактовка социального государст­ва восприняла идеи и первой, и второй1.

Таким образом, социальное государство есть закономерное, об­щественное явление. Представляя собой сознательно конструируе­мое общественное, социальное образование, оно позволяет на оп­ределенном этапе исторического развития обеспечить более или менее равномерное распределение материальных благ, до опреде­ленной степени выровнять стартовые условия граждан и тем самым способствует поддержанию социальной стабильности в обществе. Конкретное воплощение идеи социального государства определяется как уровнем экономического развития, так и характером сложив­шихся в стране взаимоотношений между государством и обществом, конкретными социальными группами и отдельными гражданами, идеологическими воззрениями правящей элиты и стереотипами общественного сознания.

В первой половине XX в. во многих развитых странах посте­пенно формируется законодательство, в котором провозглашаются ценности социального благополучия всех членов общества, а важ-


 


1 См.: Лукашева Е.А. Права человека и социальное государство // Общая теория прав человека. М, 1990. С. 115.


1 См.: Поляков А.В. Указ. соч. С. 583.


                 
   
     
 
 
     
 
 
     

IV. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека

нейшей функцией государственной власти становится его обеспе­чение через систему социальных гарантий. Первым государством, провозгласившим себя социальным после Второй мировой войны, стала в 1949 г. ФРГ. За ней тотчас же последовали другие государст­ва. В 1974 г. Конституция Швеции закрепила обязанности государст­ва по обеспечению благосостояния и социальных прав граждан. В 1975 г. Португалия объявила себя суверенной республикой, поста­вившая своей целью построение свободного, справедливого и соли­дарного общества. Правовым демократическим социальным госу­дарством стала в 1978 г. Испания.

Принципы социального государства в той или иной форме за­креплены в конституциях Франции, Дании, Греции, Нидерландов и других государств. В некоторых социально ориентированных госу­дарствах основные направления социального развития регулируются не конституциями, а социальным законодательством. Так, в Консти­туции Швейцарии содержатся положения об обязанностях лично­сти в отношении общества, ограничениях собственности, ассоциа­циях трудящихся, ограничении личных прав во имя публичных интересов. Есть в этом основном законе и специальная глава «Со­циальные цели», но социальные права не провозглашаются. Эти во­просы регулируются социальным законодательством, включающим в себя такие меры государства, целью которых является защита от нужды части населения или всего народа в случае тяжелых экономи­ческих и социальных потрясений, а также отдельных граждан при инвалидности, несчастном случае, болезни, сиротстве, старости.

Революционные изменения, происшедшие в нашей стране в нача­ле 90-х гг., поставили перед всем постсоветским обществом и всеми гражданами страны вопрос о характере российской государственно­сти. Принятие в декабре 1993 г. Конституции РФ знаменовало собой важный шаг в определении приоритетов российского государства. Беря нормы международного права за обязательные, Конституция РФ закрепила, что Россия — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­ную жизнь и свободное развитие человека. Концепция российской государственности подкрепляется тем, что одна третья часть статей основного закона посвящена правам и свободам человека и гражда­нина, многие из которых устанавливают конкретные социальные права человека и гражданина России.

В иных случаях понимание социального государства связывает­ся с социальной деятельностью государства. Достижение благоден­ствия, реального равенства возможностей, достойного уровня жизни населения, помощь слабым и малоимущим приобретают масштабный характер и становятся основой государственной идеологии и полити­ки. Государство начинает брать на себя ответственность не только за благополучие и процветание экономически активных групп на-


21. Проблемы теории социального государства. Права человека 369

селения, но и всех членов общества. Россия восприняла прогрес­сивную теорию социального государства и использует в своей соци­альной деятельности три мировые модели социального развития: либеральную, корпоративную и солидарную.

Либеральная модель основывается на индивидуальном принци­пе, предполагающем личную ответственность каждого члена обще­ства за свою судьбу. Роль государства в реализации социальной по­литики сведена к минимуму. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные структуры, социально-страховые фонды и ассоциации. Государство берет на себя ответст­венность за гарантию лишь минимальных доходов граждан и благо­получие наиболее слабых и обездоленных слоев населения. Вместе с тем оно стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных форм и способов законного получе­ния гражданами дополнительных денежных средств.

Либеральная модель социального государства позволяет опосре­дованно воздействовать на социальные отношения путем финанси­рования социальных программ из своего бюджета через развитие инвестиций на образование, здравоохранение, пенсионное обеспе­чение, пособия по безработице, социальную защиту негосударст­венных финансовых средств и одновременно через развитие всей рыночной инфраструктуры получения доходов в обществе. Подоб­ная модель социального государства сложилась, например, в США и Великобритании, и она себя оправдала.

Корпоративная модель в социальном государстве предполагает использование корпоративного принципа, устанавливающего, что максимум ответственности за судьбу своих сотрудников несут орга­низации, корпорации. Организации, создавая систему пожизненно­го найма, стимулируют своего сотрудника к внесению определенного трудового вклада. За это ему предоставляются различные виды соци­альных гарантий в оплате труда, пенсионном обеспечении, бес­платном оказании медицинских, жилищных услуг и образования. При этом государство уходит от ответственности за социальное бла­гополучие в обществе. Все же большую роль играют организации, которые имеют собственную социальную инфраструктуру, собст­венные социально-страховые фонды. Классическим примером та­кой модели развития социального государства является Япония.

Наконец солидарная модель социального государства требует реализации принципа солидарности, означающего ответственность всего общества за судьбу своих граждан. Это перераспределительная модель социального развития, и основным властным аппаратом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно берет на себя большую часть ответственности за соци­альное благоденствие граждан.


370 IV. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека

Среди современных европейских государств можно выделить два типа стран с принципиально различным соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социаль­ных программ. Первый — Швеция, Швейцария, Дания, где боль­шую часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом их перераспределения является бюджет. Второй — Германия и Франция, где бюджетные отчисления и страховые взно­сы работника и работодателя на социальные мероприятия пример­но равны, и основными каналами их перераспределения являются как государственные, так и частные социально-страховые фонды. Однако в любом случае при модели социального государства ос­новную ответственность за социальное благополучие своих граждан несет государство, а не частные структуры и не сам человек, так как именно оно организует и реализует в обществе систему пере­распределения и осуществляет принцип социальной солидарности.

С точки зрения теории представляет интерес классификация различных методов реализации государством своих социальных функций. Так, в зависимости от организации системы социального страхования выделяют четыре основные формы реализации идеи социального государства: 1) равноправную систему структур соци­ального страхования с широкими трансферными выплатами и ши­роко развитой сетью социальных услуг, которые финансируются из общих налоговых средств (шведская модель); 2) универсальную сис­тему страхования, которая финансируется из общих налоговых средств, но нацелена на предоставление ограниченного набора ус­луг в целях преодоления бедности (английская модель); 3) обшир­ную систему, но разделенную по категориям, направленную на об­служивание различных профессиональных групп с преобладанием финансирования за счет взносов (немецкая и континентальная мо­дели социального страхования); 4) регионально варьируемую мо­дель страхования определенных социальных категорий, которая финансируется за счет взносов, и как дополнение к ней функцио­нирует частное попечительство (США, Швейцария).

Российское государство активно использует элементы разных моделей социального государства. В частности, в рамках принятых социальных программ оно берет на себя заботу о социальном благо­денствии населения, обеспечивая государственное пенсионное обес­печение, социальное, медицинское обслуживание, развивая образова­ние, науки. Кроме того, социальное развитие граждан осуществляется за счет организаций путем взимания с них соответствующих нало­гов, обеспечения социального развития работников.

На улучшение системы обслуживания привлекаются и средства самого населения. Так, одним из источников повышения пенсий будет служить накопительная часть трудовой пенсии, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохо-


 

21. Проблемы теории социального государства. Права человека

да. Внедряется система заказов и договоров на оказание медицин­ской помощи населению органами и учреждениями здравоохране­ния, развиваются платные услуги в области образования. Наконец государство использует возможности привлечения инвестиций ча­стных компаний для развития медицинского обслуживания, обра­зования и социального страхования.

Механизм социальной защиты человека осуществляется в Рос­сии разнообразными способами. Защита социальных прав обеспе­чивается приведением законодательства о социальных правах чело­века в соответствие с требованиями норм международного права. Необходимо ратифицировать основные международные акты в облас­ти обеспечения социальных выплат: Конвенцию МОТ № 102 «О ми­нимальных нормах социального обеспечения», Европейскую соци­альную хартию, Европейскую конвенцию о социальном обеспечении и др. Защита социальных права российских граждан осуществляется Конституционным Судом РФ. Практически каждое второе дело в Конституционном Суде РФ так или иначе затрагивает проблему основных прав и свобод человека и гражданина.

Судебную защиту прав и свобод, а также социальных прав гра­ждан России гарантирует ст. 46 Конституции РФ, которая устанавли­вает, что решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должност­ных лиц могут быть обжалованы в суд. Однако на практике все же наблюдается второстепенная роль суда, и эту роль необходимо все­мерно поднимать. Важным средством социальной защиты граждан является Европейский суд по правам человека. Признавая юрис­дикцию Международного суда, наше государство исходит из приори­тета международного права над национальным правом. Европейский суд руководствуется Конвенцией о защите прав и основных свобод человека. Национальные суды должны остаться той инстанцией, где обычно принимаются решения, и если решения имеют разумные основания, они должны быть признаны на международном уровне при обязательном соблюдении установленного законодательства.

Российское государство в соответствии с Конституцией РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. На страну возложены социальное обеспечение, социаль­ное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание, социальная служба, медицинское обслуживание, защита трудовых прав работников, защита имущественных и личных неимуществен­ных прав граждан, защита прав, свобод и интересов супругов, роди­телей и детей, благотворительность, добровольные формы социаль­ного обеспечения.


372 IV. Проблемы теории государства и гражданского общества. Права человека

Социальная деятельность государства осуществляется на основе определенных принципов. Наиболее важными из них являются прин­ципы социальной справедливости, социального равенства, обеспече­ния социальных прав человека и гражданина, установления достойных условий жизнедеятельности человека, осуществления социальной безо­пасности общества, достижения социальной защищенности населе­ния, преодоления формально-юридического равенства с целью уст­ранения резких расхождений материального положения индивидов, взаимной социальной ответственности граждан, общества и госу­дарства последовательно развивать гражданское общество.

Программа социально-экономического развития и социальные программы России на долгосрочную перспективу предполагают, что обеспечение конкурентоспособности страны и высоких темпов эко­номического роста требуют значительного повышения эффективно­сти социальной политики, формирования развитого рынка соци­альных услуг, улучшения качества жизни. Наряду с решением задач, связанных с поддержкой малоимущих слоев населения, смягчением возможных негативных последствий реформ, улучшением демогра­фической ситуации, социальная политика должна обеспечить фор­мирование факторов, влияющих на рост экономики. Эта задача реа­лизуется путем наиболее полного вовлечения в экономику трудового, интеллектуального и творческого потенциала ее граждан.

На основе разработанного социального законодательства особое внимание Правительство РФ предполагает уделить:

• развитию и рациональному использованию трудового потен­
циала общества;

• выравниванию экономических возможностей и усилению со­
циальной мобильности за счет допустимости современного
образования;

• поддержке социально уязвимых слоев населения, улучшению
пенсионного обеспечения, дальнейшему совершенствованию ад­
ресной социальной помощи, упорядочению системы социальных
пособий и льгот, организации отдыха и оздоровления детей;

• обеспечению роста денежных доходов населения и уменьше­
нию их дифференциации на основе увеличения заработной пла­
ты, сопровождаемого ростом производительности труда, по­
вышению заработной платы в бюджетной сфере;

• созданию условий для эффективной занятости населения,
обеспечению баланса спроса и предложения на рынках труда,
в том числе на основе повышения качества, конкурентоспо­
собности и мобильности рабочей силы;

• сокращению масштабов бедности на основе обеспечения эф­
фективной занятости населения, повышению финансовой ус­
тойчивости пенсионной системы, персонификации социаль­
ной помощи;


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.