Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и признаки механизма государства



 

Юридическая категория «государство» обретает зримые правовые характеристики лишь в связи с его деятельностью. Для обеспечения оптимального уровня государственного руководства обществом в каждой стране создается реальная организационная структура, при помощи которой обеспечивается функционирование государственной власти. Причем это не просто механическое соединение отдельных составных частей, а четко организованная, строго упорядоченная целостная система, в основе которой лежит общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными структурами и должностными лицами. В каждой стране существует целый публично-правовой механизм, представляющий собой специально созданный и постоянно действующий на основе единых принципов иерархический комплекс различных государственных учреждений, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, осуществляющих от имени и по поручению государства его функции по управлению обществом. Содержание деятельности всех звеньев государственного механизма составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковое строение, в его составе имелись различные по названию, срокам полномочий и их объему государственные организации. Это объясняется многими конкретными факторами: природной средой, социально-экономическими причинами, размером государства и его национальным составом, геополитическим положением, интенсивностью взаимодействия с другими государствами. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные учреждения, которые в целом обеспечивали его нормальное существование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности и дать его определение: механизм государства – это система специальных органов государственной власти и учреждений, посредством которых осуществляется управление обществом и защита его основных интересов.

Категория механизм государства (или государственный механизм) необходима для отражения самого «вещества», из которого состоит «тело» государства. Подчеркивая цельность механизма государства, нельзя забывать и характерную для него расчлененность на органы, блоки, подсистемы и даже на самостоятельные «ветви» власти, имеющую свою иерархию. Различные государственные учреждения занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных взаимоотношениях, связаны началами субординации и координации. В нем, прежде всего, выделяются государственные органы как учреждения, наделенные властными полномочиями. Неслучайно их систему в юридической литературе именуют отдельным термином – «государственный аппарат».

В учебной и научной литературе нередко содержится анализ соотношения понятий «аппарат государства» и «механизм государства». Довольно распространена следующая точка зрения: механизм государства состоит из аппарата, куда входят органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные, контрольно-надзорные) или государственные органы, а также государственных организаций (учебных, научных, лечебных и др.) и так называемых материальных придатков (армия, органы охраны правопорядка, тюрьмы и др.). Действительно, среди учреждений, относящихся к числу «государственных», можно заметить неспецифическую часть – учреждения, которые под руководством органов государственной власти выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные и иные важные для общества задачи, но которые не имеют властных полномочий. Их администрация осуществляет управленческие функции исключительно в установленных для нее параметрах деятельности в рамках данного учреждения. Особо велик неспецифический блок учреждений в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и социально-культурную деятельность, обладает большим объемом государственных (казенных) имуществ. Поэтому в механизме таких государств могут присутствовать и государственные предприятия, предназначенные также для обеспечения процесса осуществления государством своих функций в сфере производства, выполнения различных работ, оказания услуг. В связи с этим данная точка зрения представляется более плодотворной в плане более детального и углубленного анализа различных звеньев механизма государства, а не только органов государственной власти.

Существует также научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все государственные органы в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Характеризуя аппарат государства, следует говорить, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства – непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой.

В юридической науке существует и мнение, согласно которому под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, а в понятие «механизм государства» включается и «аппарат принуждения» (вооруженные силы, полиция и др.). Подобное разделение можно осуществить лишь в научных и учебных целях: в каждодневной государственной деятельности невозможно искусственное расчленение государственных органов на аппарат принуждения и аппарат управления. Поэтому большинство авторов считают понятия «аппарат государства» и «механизм государства» примерно равнозначными, не вдаваясь в терминологические споры.

Отдельные авторы (А.В. Малько) в структуру механизма государства включают государственных служащих, занимающихся управленческой деятельностью. Государственные служащие – это особый слой людей, известный под различными названиями: чиновники, аппаратчики, бюрократы, призванный выполнять функции государственного управления. Поскольку государственные служащие работают в системе государственных органов, большинство авторов не выделяют чиновников в качестве самостоятельного элемента государственного механизма (Г.В. Назаренко).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.