Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и виды государственных органов



 

Первичным, наиболее элементарным звеном механизма государства является государственный орган как учреждение, выполняющее государственные задачи и наделенное соответствующими властными полномочиями. В качестве такового в современных государствах выступают парламенты, министерства, управления, департаменты, органы прокурорского надзора, арбитражные суды, налоговые инспекции и т.д. При всем их многообразии можно указать на несколько их специфических признаков:

1. Их деятельность направлена на удовлетворение общественных (публичных) интересов, в силу чего они выступают от имени государства или его части (субъекта федерации, населения административно-территориальной единицы). Их деятельность носит некоммерческий характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или иных частных выгод, а на реализацию общего блага.

2. Порядок их формирования и деятельности строго регламентирован нормативными правовыми актами (конституцией, законами, подзаконными актами). В частности, им присущ государственно-распорядительный порядок образования, реорганизации, ликвидации. Государственные органы образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков, акционеров, членов общественной организации), а по воле государства – например, на основе распоряжения вышестоящего органа. Действовать они могут по принципу: можно только то, что предписано соответствующим нормативным правовым актом (в отличие от граждан, которые в большинстве случаев действуют по принципу: можно все, что не запрещено законом).

3. Государственные органы занимают строго определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны, подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой – контролирует нижестоящие государственные органы.

4. Деятельность этих органов носит публично-властный характер и оформляется в подавляющем большинстве случаев в виде официальных юридически значимых решений. Большинство из них подлежит опубликованию. Лишь в незначительной мере используют устные решения и приказы.

5. Деятельность граждан в составе этих органов преимущественно носит профессиональный и в силу возмездный характер.

Кроме этого, каждый государственный орган имеет:

а) государственные, казенные имущества, которые находятся в его оперативном управлении;

б) финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования из бюджета;

в) установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину;

г) необходимый объем властных правомочий, на основе которых должностные лица и коллегиальные органы совершают правовые акты, т.е. юридически обязательные действия – издают юридический нормы, принимают индивидуально-регулятивные или правоохранительные решения.

Для государственных учреждений, относящихся к неспецифической («невластной») части государственного механизма, т.е. для государственных хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений, характерны те же самые признаки, кроме последнего («г»), они не имеют властных полномочий. Такого рода властные правомочия, связанные в частности, с обеспечением служебной дисциплины, могут быть только у органа управления социально-культурным учреждением или организацией – директора, управляющего и т. д., причем исключительно в рамках данного учреждения.

Применительно к понятию «государственный орган» особый интерес представляет научная трактовка категории «компетенция». К сожалению, в действующем законодательстве нет единства в использовании терминов «полномочия», «компетенция», «права», «предметы ведения», когда речь идет об установленных правом пределах действий государственных органов. Следует согласиться с предложением Тихомирова Ю.А. о том, что ключевым, базовым для публичного права является понятие «компетенция», остальные же служат видовыми понятиями, призванными отражать те или иные грани явлений в публично-правовой сфере общества и государства.

В самом общем виде компетенцию можно определить как возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел. Будучи сложным явлением, она состоит из элементов двоякого рода. К собственно компетенционным элементам относятся:

а) нормативно установленные цели,

б) предметы ведения как юридически определенные сферы и объекты воздействия,

в) властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий. Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение. Без нее компетенция теряет публично-правовую обеспеченность с помощью разных средств[78].

Таким образом, государственный орган – это самостоятельное звено механизма государства, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой, действующее на основе соответствующего нормативного акта во взаимодействии с иными его звеньями в реализации функций государства в рамках установленной для него компетенции.

Государственные органы многообразны, и могут быть подразделены по различным основаниям.

Единоличные и коллегиальные органы. В основе этой классификации лежит количественный состав органов государственной власти. Причем дело здесь не в количестве конкретных граждан, занятых в деятельности того или иного органа (число сотрудников Администрации Президента Российской Федерации – единоличного органа государственной власти – в несколько раз больше аппарата Правительства России. Тем не менее, последний относится к числу коллегиальных органов власти), а в способе принятия решений. Единоличный орган принимает решение путем самостоятельного императивного волеизъявления, а коллегиальный – большинством голосов граждан, уполномоченных законом или иным нормативным правовым актом принимать решение в пределах своей компетенции. Данный порядок не исключает наличия при единоличном органе публичной власти различного рода коллегиальных совещательных структур. Но даже если проект решения вырабатывается в них коллегиально, его веление носит консультативно-рекомендательный характер. Окончательное юридическое властное решение всегда принадлежит единоличному органу публичной власти.

Некоторые авторы, опираясь на предложенную классификацию, делят рассматриваемые формирования на публично-властные органы и должностные лица. Это неверное, на наш взгляд, представление порождено неточностью определения статуса Президента Российской Федерации ныне уже утратившим силу Законом РСФСР от 4 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР»[79], который именовал его высшим должностным лицом Российской Федерации (ст. 121-1 Конституции Российской Федерации 1978 г. в последующей редакции). На самом деле, должностное лицо обладает самостоятельными полномочиями, производными от компетенции того органа публичной власти, от имени которого он выступает. А Президент Российской Федерации, несмотря на его единоличный статус, является органом государственной власти.

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования, либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей. Таким образом, их объединяет то, что они никем не создаются. Производные же органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Следует иметь в виду, что в унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации. Местные органы государства функционируют в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти местности. Может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное собрание, Правительство). Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства по способу формирования бывают выборные и назначаемые.

Избираемые органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами и органами на определенный срок. Важнейшие принципы этой процедуры – принцип свободных выборов и периодическая сменяемость состава выборных органов власти. Гарантия прав выборных лиц – усложненная процедура привлечения их к ответственности, называемая в законодательстве иммунитетом.

В отличие от выборных, назначаемые в органы публичной власти претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов, которые, как правило, лишены возможности свободного выбора кандидатов. Поэтому при назначении выдвигаются более жесткие, чем при выборах, профессиональные требования, повышенная ответственность этих лиц, компенсируемая отсутствием ограничений на сроки пребывания в должности.

Наиболее существенное значение в настоящее время имеет деление государственных органов «по трем властям». Это:

- законодательные органы, т.е. представительные органы, которые формируются на основе всеобщих выборов (кроме монархий), осуществляют законотворчество, в т.ч. принимают бюджет, формируют правительство и контролируют его деятельность и т.д.;

- исполнительные органы, т.е. правительство, главы региональных органов управления (губернаторы) и т.д., которые формируются различными путями – посредством назначения, в конкурсном порядке, через выборы, исполняют законы, в т.ч. и путем издания собственных подзаконных актов;

- судебные органы, осуществляющие правосудие, и связанные с ними правоохранительные учреждения – органы расследования уголовных дел, исполнения судебных решений и приговоров, а также прокуратура. Суды формируются путем избрания (непосредственно населением либо представительным органом) либо назначения (президентом). Правосудие осуществляется судами через разрешение дел (споров) с соблюдением при этом материально-правовых и процессуальных норм.

Вместе с тем это деление государственных органов «по трем властям» является неполным и нуждается в уточнении:

во-первых, существенное место в государственном механизме занимает глава государства, в частности, президент, который в современном государстве (например, в РФ) находится вне системы разделения властей, координируя и согласовывая деятельность всех ветвей власти;

во-вторых, нельзя упускать из виду органы надзора и контроля. Их выделение в науке не считается бесспорным. Тем не менее, в некоторых странах их существование не вызывает сомнений. К их числу относятся органы конституционного надзора, уполномоченные по правам человека (омбудсмэны), прокуроры и т.д. Их деятельность состоит в проверке соответствия действий и актов государственных органов, должностных лиц, с точки зрения законности, а иногда и обоснованности (т.е. целесообразности). О выявленных нарушениях докладывается соответствующему органу (парламенту, правительственным органам и т.п.) В некоторых странах они уполномочены давать указания (предписания) об устранении выявленных нарушений и даже привлекать, например, к материальной ответственности виновных должностных лиц.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

  1. Дайте понятие механизма государства и перечислите его основные признаки.
  2. Что такое государственный орган, назовите его признаки.
  3. Какие принципы организации деятельности механизма государства существуют?
  4. Какие виды государственных органов вы знаете, и в чём их социальная роль?
  5. Каковы полномочия основных органов государственной власти?
  6. Схематично изобразите механизм российского государства по Конституции РФ.

 

Дополнительная литература по теме:

 

  1. Атаманчук С.Г. Государственная служба. Исполнение государственных должностей. М. 1999 .
  2. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.
  3. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.
  4. Копейчиков В.В. Механизм государства. М. 1968.
  5. Лузин В.В. Принцип разделения властей как основа конституционализма: Сравнительное исследование на примере США, Великобритании и Франции. Н.Новгород. 1997.
  6. Оболонский А.В. Бюрократия и государство. - М., 1996.
  7. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.1994.
  8. Разделение властей: история и современность. М. 1996.
  9. Чиркин В.Е. Контрольная власть. //Государство и право. 1999. № 4.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.