Утверждаю Первый заместитель Министра В.Н.ГИНЬКО 2 октября 1989 г. N ЦЛ/4723
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. На должность проводника пассажирских вагонов <*> назначаются лица не моложе 18 лет, не совершавшие, как правило, злоупотреблений служебным положением и других корыстных правонарушений, прошедшие курсы в ГПТУ, дортехшколах, а также в учебных комбинатах при вагонных депо, участках, дирекциях и резервах проводников, сдавшие экзамены на знание устройства и правил эксплуатации оборудования, составных частей пассажирских вагонов, безопасных приемов труда, требований пожарной безопасности, санитарного минимума и нормативных документов, указанных в п. 1.6 и, при необходимости, п. 6.6 настоящей Инструкции. Лица, назначаемые на должность проводника, проходят медицинский осмотр в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 19.06.1984 N 700 и также Приказом МПС от 07.07.1987 N 23Ц.
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуется проводник.
1.2. Порядок и очередность медицинских осмотров регламентируются Инструкцией по проведению обязательных профилактических медицинских обследований поступающих на работу и работающих на пищевых предприятиях, сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и других приравненных к ним лиц Минздрава СССР от 06.02.1961 N 352-61 и дополнениями к ней N 10-83/14-101.
Периодическое обучение и проверку знаний нормативных документов по санитарному минимуму проводники проходят не реже одного раза в два года с отметкой в личной медицинской книжке.
1.3. В целях обеспечения сохранности вагонного парка и повышения качества обслуживания пассажиров вагоны поездов постоянного обращения закрепляются за проводниками и передаются им на социалистическую сохранность на договорных условиях с администрацией депо (участка).
1.4. Для обслуживания фирменных поездов, вагонов СВ, хвостовых вагонов и вагонов с полным кондиционированием воздуха назначаются наиболее опытные проводники, проработавшие в этой должности более одного года, в первую очередь проводники, имеющие звание "Проводник 1-го класса". Допускается обслуживание фирменных поездов комсомольско-молодежными бригадами проводников, а по согласованию с Главным пассажирским управлением в летний период в отдельных случаях и студенческими отрядами под руководством опытного начальника поезда.
1.5. Проводник обязан знать общее устройство и обеспечивать правильную эксплуатацию отопления, электрооборудования, вентиляции, холодильных установок, установок кондиционирования воздуха, пожарной сигнализации (УПС), циркуляционных насосов, кипятильников, системы сигнализации нагрева букс и других устройств вагона, а также следить за сохранностью внутреннего оборудования и инвентаря.
1.6. Проводник должен выполнять по кругу своих обязанностей требования:
1) Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР;
2) Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР;
3) Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам СССР (Тарифное руководство N 5);
4) Устава о дисциплине работников железнодорожного транспорта СССР;
5) Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте ЦУО/3725;
6) Правил учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах в пассажирских поездах;
7) Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов ЦВ-ЦУО/4290;
8) Инструкции по техническому обслуживанию оборудования пассажирских вагонов;
9) Санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации пассажирских вагонов дальнего следования;
10) Санитарных правил подготовки пассажирских вагонов и Санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования;
11) Положения о вагонной группе пассажирского вагонного депо (участка);
12) Регламента действия поездных бригад пассажирских поездов, связанных с движением поездов в аварийных и нестандартных ситуациях, разработанного согласно Приказу МПС от 02.09.1987 N 32Ц и указанию от 04.02.1987 N И643У.
1.7. Кроме перечисленных в п. 1.6 документов, проводник должен знать все виды проездных билетов, квитанций, доплат, документов, дающих право на ревизию пассажирского поезда, приказы и указания Министерства путей сообщения по пассажирским перевозкам, предписания настоящей Инструкции; права и обязанности начальника поезда (механика-бригадира) и поездного электромеханика, оговоренные в соответствующих Инструкциях.
1.8. С момента выхода на работу проводники, в том числе и прицепных вагонов, прицепляемых в пункте формирования, оборота, а также в пути следования поезда, непосредственно подчиняются начальнику поезда (механику-бригадиру), а по вопросам эксплуатации оборудования вагонов - поездному электромеханику.
1.9. Перед началом рейса от начальника поезда (механика-бригадира) проводник получает бланки формы ЛУ-72 или ИНУ-4 по учету населенности вагона и расхода постельного белья, ЛУ-73 по учету наличия свободных и освобождающихся мест.
1.10. Проводник вагона должен быть вежливым, приветливым, предупредительным, уделять особое внимание этике в обращении со всеми пассажирами поезда.
1.11. На основании настоящей Инструкции на дорогах в каждом вагонном депо (участке), резерве проводников разрабатываются и утверждаются должностная инструкция, инструкция по технике безопасности и пожарной безопасности применительно к конкретным условиям работы каждого вагонного депо (участка), резерва проводников с учетом внедрения бригадных форм организации труда среди поездных бригад в обслуживании пассажиров и эксплуатации вагонов.
ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ПРИ ПРИЕМКЕ И ПОДГОТОВКЕ ВАГОНА В РЕЙС
2.1. Перед отправлением в рейс проводник обязан явиться на работу в установленное время, в чистой и опрятной форменной одежде.
Форменная одежда проводников должна быть индивидуального пошива из материала повышенного качества. Цвет и покрой форменной одежды должен сочетать в себе практичность и элегантность.
Ношение на форменной одежде знаков отличия и знаков трудовой доблести при исполнении служебных обязанностей является обязательным.
Проводники вагонов должны быть обеспечены однотипной обувью, сорочками для работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды года, а также рабочими халатами (2 халата на одного человека), белыми куртками (мужчины) или художественно оформленными (в национальном стиле) фартуками с кокошником (женщины) для обслуживания пассажиров чаем.
При явке на работу проводник после предъявления личной медицинской книжки начальнику поезда (механику-бригадиру) расписывается в книге выхода на работу о прохождении инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности, о предстоящей работе в установленном объеме, а также за график дежурств на весь рейс, составленный в соответствии с п. 3.19 настоящей Инструкции.
2.2. При приемке вагона или перед отправлением в рейс проводник обязан проверить:
1) наличие пломб на стоп-кранах и рукоятках привода аварийных выходов;
2) санитарное состояние вагона, наличие постельного белья, мыла и туалетной бумаги (при приемке от комплексной экипировочной бригады или от сменщика);
3) обеспеченность вагона водой;
4) исправность поручней, переходных площадок, тамбурных откидных входных площадок, а также дверей и дверных замков по всему вагону;
5) состояние кранов, умывальных чаш и унитазов, механизмов смыва унитазов, а также наличие воды в баках санузлов;
6) исправность хвостовых сигналов и сигнальных фонарей, наличие сигнальных флажков;
7) исправность кипятильника визуально и по показаниям прибора (проверяется совместно с электромехаником поезда) и наличие пламеотражателя в топке титана;
8) нет ли утечек тока на корпус вагона в системе электрооборудования (проверяется по сигнальным лампам, установленным на щите или пульте управления);
9) работоспособность и производительность вентиляционных агрегатов и исправность сигнализации нагрева букс (проверяется совместно с электромехаником поезда; при необходимости проводник получает консультацию от электромеханика по правилам пользования указанным оборудованием);
10) наличие и исправность огнетушителей (проверяется согласно Инструкции ЦВ-ЦУО/4290 и по сроку годности);
11) наличие съемного оборудования и имущества (по книге формы ФИУ-11);
12) наличие журнала приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона (формы ВУ-8) <*>;
--------------------------------
<*> В соответствии с указанием МПС от 25.12.1987 N Н-6525У записи в журнале производятся членами поездных бригад и исполнителями, выполняющими заявочный ремонт.
13) наличие дров или брикетов для приготовления чая;
14) укомплектованность дезинфицирующими средствами и уборочным инвентарем;
15) исправность пожарных кранов в котельном отделении и туалете нетормозного конца вагона и наличие инвентарных шлангов к ним;
16) наличие пепельниц в местах, отведенных для курения.
Перечень применяемых в пути следования моющих и дезинфицирующих средств согласовывается вагонным депо (участком) с органами санитарного надзора на местах.
В комплект уборочного инвентаря входят: пылесос, веник, ведро для мусора, совок, отдельные ведра и тряпки для уборки полов вагона и туалетов, ерши для мытья унитазов, дезодоранты, обтирочный материал, резиновые перчатки. Ведра должны иметь маркировку: "для туалетов", "для мусора", "для пола".
2.3. В отопительный сезон проводник дополнительно обязан:
1) проверить исправность сети отопления в рабочем состоянии, наличие колосников в топке, исправность ручного и циркулярного насосов;
2) проверить наличие воды в системе отопления и обеспеченность вагона топливом; при отсутствии экипировочной бригады получить топливо по нормам, предусмотренным Инструкцией по техническому обслуживанию отопительной установки пассажирского вагона;
3) не допускать хранение в котельном помещении дров, обтирочных и других горючих материалов.
2.4. О всех неисправностях или недостатках, обнаруженных в процессе приемки вагона, проводник обязан доложить начальнику поезда (механику-бригадиру) или поездному электромеханику для принятия соответствующих мер.
2.5. После приемки вагона проводник должен получить продукты чайной торговли (чай, сахар, растворимый кофе и кондитерские изделия); проводник хвостового вагона, кроме того, обязан получить у начальника поезда (механика-бригадира) сумку с петардами и хранить ее в служебном отделении вагона.
2.6. Проводник должен навесить на вагон с двух сторон маршрутные доски, а над рабочим тамбуром или с внутренней стороны окна - порядковый номер вагона согласно схеме формирования состава.
2.7. До подачи поезда для посадки пассажиров проводник должен поддерживать температуру в вагоне в зимнее и переходное время года в пределах 18 - 22 °С, в летнее - 22 - 26 °С <*>.
--------------------------------
<*> Температура воздуха в вагоне в зимнее и переходное время года нормируется для всех типов пассажирских вагонов, а в летнее - только для вагонов с полным кондиционированием воздуха.
2.8. Во время посадки пассажиров в поезд дальнего или местного сообщения проводник должен находиться возле открытой двери вагона (остальные двери вагона, кроме торцовых, должны быть закрыты на внутренний замок - "секретку") и проверять у пассажиров наличие и правильность оформления проездных документов. Проездные документы у пассажиров спальных вагонов собираются проводником после отправления поезда, а в общих вагонах и вагонах межобластного сообщения билеты хранятся у пассажиров.