Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

II. ВЫБОР ТЕМЫ И МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ



2.1. Организационно-методические рекомендации по выполнению дипломной работы

 

Успех написания и защиты дипломной работы во многом зависит от выбора ее темы, правильного определения цели, области, объекта и предмета исследования, рациональной организации труда обучающегося по сбору материала, его анализу и обобщению.

Первым этапом работы является выбор темы таким образом, чтобы она была практически полезной, актуальной в современных условиях, стимулировала обучающегося к активизации своей деятельности по подготовке к исполнению обязанностей по предстоящему должностному предназначению.

При выборе темы важно учесть:

а) ее актуальность (теоретическую базу, научную и практическую ценность, уровень разработки);

б) сложившийся интерес к той или иной теме с тем, чтобы работа над ней постоянно обогащала профессиональные знания, помогала в предстоящей профессиональной деятельности по полученной специальности;

в) возможность последующего более глубокого изучения профессиональной проблемы.

Тематика дипломных работ утверждается цикловой комиссией и при её формировании учитываются следующие факторы:

- актуальность тем дипломных работ;

- соответствие тем целям и задачам дипломных работ;

- соответствие тем рабочим программам дисциплин, профессиональных модулей и направлению подготовки выпускника;

- соответствие тем индивидуальным особенностям и интересам студента;

- разнообразие тематики дипломных работ.

При выборе темы студент должен:

-убедиться в доступности материалов (научного, теоретического, практического) по выбранной теме дипломной работы;

-выявить наличие неисследованных или мало исследованных проблем теоретического и практического характера в данной области;

-определить уровень собственной подготовки по исследуемой теме при выборе вида исследования (теоретического или практического).

Выбор темы заканчивается написанием заявления на председателя соответствующей цикловой комиссии (Приложение 1).

 

2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ

При выборе темы дипломной работы должна сохраняться преемственность между нею и темой выполненных ранее курсовых работ, что обеспечивает всестороннее и последовательное изучение студентом актуальных проблем практического здравоохранения.

Тема дипломной работы может быть рекомендована соответствующей цикловой комиссией или учреждением здравоохранения, в котором студент проходил производственную практику. Обучающийся вправе выбрать любую из предложенных тем для написания дипломной работы. Если же его исследовательские интересы находятся за пределами примерного перечня тем, но в плоскости другой проблематики соответствующей получаемой специальности, он может самостоятельно сформулировать тему исследования, заблаговременно согласовав ее с предполагаемым научным руководителем с представлением необходимого обоснования целесообразности ее разработки не позднее второго месяца последнего года обучения.

Закрепление за студентом темы дипломной работы осуществляется по его письменному заявлению на имя заместителя директора по учебной работе колледжа. На заседании цикловой комиссии утверждается тема и научный руководитель дипломной работы.

Руководителями дипломной работы могут быть опытные преподаватели профильной или иной цикловой комиссии, а также по согласованию высококвалифицированные специалисты учреждений здравоохранения.

Руководитель ВКР обязан:

- совместно со студентом составить и выдать задание на выполнение ВКР;

- оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение ВКР;

- проводить консультации в соответствии с установленным планом-графиком;

- рекомендовать студенту необходимую для проведения исследования литературу;

- контролировать ход выполнения работы, сообщать заведующему кафедрой о грубых нарушениях установленной процедуры подготовки ВКР, серьезных проблемах в части теоретико-методического и практического аспектов исследования;

- оказать помощь в подготовке ВКР к защите: разработке текста доклада и раздаточного материала;

- составить отзыв о работе студента-выпускника в процессе исследования, осуществляемого в рамках ВКР, и привести заключение о возможности присвоения студенту по итогам защиты ВКР соответствующей квалификации.

В обязанности студента-выпускника входит:

- постоянное информирование научного руководителя о ходе выполнения ВКР;

- инициативное консультирование по спорным и вызывающим затруднение вопросам;

- извещение об отклонениях от утвержденного плана-графика;

- самостоятельная работа по поиску источников информации, привлекаемых в процессе исследования и построения списка использованной литературы, а также формирования эмпирической базы исследования;

- самостоятельное осмысление изучаемого материала, стремление к полноте раскрытия темы, формулирование и обоснование выводов и предложений;

- самостоятельная реализация творческого подхода при разработке рекомендаций по совершенствованию функционирования избранного объекта исследования;

- соблюдение требований относительно содержания, оформления и процедуры подготовки и защиты ВКР, в том числе сроков прохождения предзащиты, нормоконтроля, предоставления готовой ВКР на отзыв, рецензирование, допуск к защите;

- заблаговременное предоставление научному руководителю промежуточных и окончательного варианта рукописи ВКР;

- материально-техническое обеспечение процессов подготовки и защиты ВКР (набор, распечатка текста и раздаточного материала, переплет, подготовка презентации раздаточного материала в программной среде Power Point).

 

Индивидуальное задание на дипломную работу составляется в двух экземплярах по установленной форме (Приложение 2) руководителем и один экземпляр выдаётся студенту, а второй – остается в цикловой комиссии.

В индивидуальном задании указывается:

- тема дипломной работы;

- срок её сдачи;

- перечень исходных данных к дипломной работе;

- содержание основных разделов;

- перечень иллюстративных материалов;

- дата выдачи задания;

- календарный график работ, определяющий сроки завершения каждого этапа работы.

После закрепления темы дипломной работы обучающийся обращается к научному руководителю за консультацией и согласованием плана работы, ее источников, порядка подготовки и написания работы.

Написанию дипломной работы предшествует серьезная подготовка, в процессе которой студент выясняет и согласовывает с научным руководителем перечень имеющихся по данной теме научных источников, изучает их, уточняет предмет и объект исследования, план работы в соответствии с полученным от научного руководителя индивидуальным заданием.

Написание дипломной работы – это систематизированное, логически последовательное, соответствующее ее плану и отражающее тему изложение выпускником основных сведений по теме, которые он получил в процессе изучения избранной им проблематики (темы исследования).

В течение всего периода подготовки и написания работы обучающийся должен встречаться с научным руководителем. Главное назначение таких встреч: оказание квалифицированной научно-методической и консультативной помощи в выполнении и оформлении работы, в обеспечении правильного изложения теоретического материала, в разработке обоснованных выводов и предложений.

 

 

3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА)

 

Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программ теоретического и практического обучения. Преддипломная практика базируется на знаниях, полученных студентами при изучении всех дисциплин, предусмотренных рабочим учебным планом, на навыках, приобретенных в процессе прохождения учебных и производственных практик.

Полученные студентами умения и практической опыт по каждому из профессиональных модулей в ходе преддипломной производственной практики позволят:

- обеспечить готовность к осуществлению профессиональной деятельности;

- подготовиться к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Во время прохождения преддипломной практики студент должен, зная тему выпускной квалификационной работы (ВКР), выполнить научно-исследовательский аспект ВКР, связанный со сбором необходимого для этого материала.

Основные задачи преддипломной практики:

1. Знакомство с реальными условиями предстоящей профессиональной деятельности:

- с лечебным учреждением, на котором студент проходит практику, а также его основными характеристиками – структурой организации, а также функциями каждого структурного подразделения;

- изучение материально-технического оснащения, наличия инновационного оборудования, позволяющего оказывать соответствующие медицинские услуги, в том числе и высокотехнологичные;

- изучение информационного обеспечения лечебного учреждения, включая компьютерные технологии, используемые для выполнения работы, а также всего перечня нормативно-правовой литературы, регламентирующей все действия медицинских работников;

- закрепление ранее приобретенных и формирование новых умений и навыков в профессиональной работе по специальности;

- приобретение самостоятельного опыта и овладение профессиональными компетенциями, передовыми методами работы средних медицинских работников;

- написание отчета о пройденной в учреждении здравоохранения производственной (преддипломной) практики, который сдается научному руководителю ВКР.

2. Решение прикладной научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и практической задач (выполнение ВКР):

- практическое выполнение работы по определенной должности в зависимости от специальности;

- тщательный подбор материала, который понадобится при написании ВКР, а также его систематизация;

- овладение методами и приемами исследования, анализа, планирования и другими вопросами, возникающими при выполнении ВКР;

- применение средств обработки и анализа информации (мониторинг, пресс-клиппинг, SWOT-анализ, контент-анализ, социологические исследования, маркетинговые исследования и пр.).

Методическая новизна практики заключается в индивидуальном подходе к составлению плана прохождения студентом преддипломной практики в зависимости от темы ВКР и предполагает углубленное изучение конкретных разделов, предусмотренных программой практики и темой ВКР.

При сборе материалов для дипломной работы основными источниками информации являются плановые и отчётные документы, нормативно-справочные материалы, результаты опроса сотрудников учреждений здравоохранения, должностные инструкции, положения о подразделениях учреждений здравоохранения, статистические данные и иная документация.

Содержанием практики является выполнение заданий, связанных с общей характеристикой базы практики, с анализом её материально-технического оснащения для осуществления основного вида деятельности, а также с анализом системы управления выбранным объектом.

По итогам практики составляется отчёт, в котором отражаются проведённые исследования, приводятся сведения о выявленных недостатках и направлениях совершенствования исследуемой системы, реализация которых позволит повысить эффективность работы учреждения здравоохранения. Содержание отчёта по преддипломной практике должно соответствовать требованиям, предъявляемым по аналитической части дипломной работы. Отчет сдается научному руководителю дипломной работы.

Студент, не прошедший преддипломную практику или получивший отрицательную оценку, не допускается к прохождению государственной итоговой аттестации.

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

 

В своем содержании дипломная работа должна иметь органическое внутреннее единство, логику изложения, завершенность раскрытия темы.

Дипломная работа должна носить творческий характер (использование оригинальных документов, материалов эксперимента, исследования и др.) и быть правильно оформленной (чёткая структура, завершённость, оформление библиографических ссылок на документы и списка литературы в соответствии с ГОСТами, аккуратность исполнения и др.). Выпускник должен чётко изложить, какие основные положения и полученные результаты он представляет к защите.

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта (для специальности «Стоматология ортопедическая»).

Дипломная работа может носить практический, опытно- экспериментальный, теоретический характер.

Дипломная работа, носящая практический характер, имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

- практическая часть, которая состоит из проектирования деятельности среднего медицинского и фармацевтического работника в соответствии с темой дипломной работы, описания её реализации, оценки её результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных алгоритмов сестринского ухода за конкретным пациентом, анализ деятельности аптечного учреждения и предложения по повышению ее эффективности и т.п.;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов.

Дипломная работа, носящая опытно- экспериментальный характер, состоит из:

- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи эксперимента;

- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработки проблемы в медицинской теории и практике, собственное обоснование проблемы дипломной работы;

- практической части, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формулирующий, контрольный), анализ результатов опытно- экспериментальной работы;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов.

Дипломная работа, носящая теоретический характер, состоит из:

- введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, определяется область, объект, предмет, формулируются цели и задачи исследования;

- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработки проблемы в медицинской теории и практике, собственное обоснование проблемы дипломной работы;

- практической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа специальной медицинской литературы, собственное видение решения проблемы по теме дипломной работы;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования.

Содержанием дипломного проекта является разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре дипломный проект состоит из пояснительной записки и практической части.

В пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы дипломного проекта. Объем пояснительной записки должен составлять не менее 10 страниц печатного текста.

В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности представляются в виде готовых изделий, чертежей, схем, графиков, диаграмм и т.п. в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой дипломного проекта. Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей, соответствующих теме дипломного проекта.

При написании дипломной работы обучающийся обязан использовать имеющуюся по теме учебную и специальную научную литературу, включая периодические издания, проанализировать действующие законодательные акты и другие нормативные документы, использовать практику их применения, а также другие источники, если это обусловливается спецификой темы.

Выполнение дипломной работы включает несколько этапов:

  • осмысление темы (проблемы), выбор методики исследования;
  • поиск литературных, информационных и документальных источников, их изучение, анализ и обобщение;
  • сбор и анализ материалов фактического характера;
  • разработка структуры работы, систематизация и рубрикация материалов;
  • написание текста работы, в том числе обоснование собственных выводов и предложений по решению поставленных в работе задач;
  • оформление расчетно-справочного материала и приложений;
  • окончательное оформление дипломной работы, в том числе брошюровка.

Дипломная работа состоит из текстовой части и иллюстративного материала.

Структура текстовой части дипломной работы должна иметь:

- задание студенту на выполнение дипломной работы;

- титульный лист (Приложение 3);

- содержание;

- реферат или аннотацию (краткое содержание);

- введение;

- основная часть (3 главы);

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Объём дипломной работы должен составлять 30-35 страниц машинописного (компьютерного) текста. Особое внимание следует уделить содержательной части дипломной работы.

Содержание. В содержании даются все названия разделов дипломной работы: реферат, введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложения с указанием страниц, на которых помещены заголовки. Главы нумеруются арабскими цифрами, параграфы арабскими цифрами через точку. Например: Глава вторая - Глава 2; третий параграф второй главы - 2.3 и т.д.

Реферат (аннотация). Реферат должен содержать: сведения об объёме работы, количестве таблиц и приложений, использованной литературе.

Кроме справочных данных в его содержании должно найти отражение:

- актуальность исследования;

- область, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования;

- полученные результаты и их новизна;

- выводы, практическая значимость работы;

- возможность и степень внедрения, эффективность сделанных студентом предложений;

- рекомендации по внедрению результатов дипломной работы;

- возможные области применения материалов дипломной работы.

Целесообразный объём реферата - 1 лист машинописного текста.

Введение. Во введении должны найти отражение:

- обоснование значимости темы;

- выделение основных вопросов темы и оценка их теоретической и практической разработанности (со ссылкой на работы ведущих специалистов в этой области);

- актуальность выбранной темы;

- обоснование области, объекта, предмета исследования;

- формулировка цели и задач исследования;

- апробация результатов дипломной работы (использование материалов дипломной работы в учреждениях здравоохранения, выступления на студенческих научных конференциях, подготовленные к печати статьи совместно с научным руководителем в сборниках материалов конференций, периодических медицинских изданиях).

Объём введения не должен превышать двух листов машинописного текста.

Основная часть. Основная часть состоит из двух - трёх глав. В главахраскрываются основные аспекты исследуемых вопросов. Теоретические положения доводятся до уровня методических разработок и их экспериментальной проверки. Каждая глава и каждый параграф завершаются краткими выводами и логическими переходами.

Первая глава должна содержать:

- изложение основных теоретических положений, определяющих сущность и содержание предмета исследования темы, исходя из целей и задач дипломной работы;

- состояние теории и практики по теме исследования;

- рассмотрение точек зрения ведущих специалистов по исследуемым вопросам;

- анализ средств и методов решения основных задач по выбранной теме;

- определение наиболее важных вопросов, подлежащих первоочередному решению.

Первая глава должна обеспечивать теоретическую основу для второй и третьей глав. С этой целью студент представляет в ней только тот теоретический материал, который ему потребуется для решения практических вопросов, определённых целями и задачами дипломной работы. Отход от этого требования неизбежно приводит либо к чрезмерному увеличению объёма первой главы, либо к отрыву от содержания второй и третьей глав.

Первая глава должна также представлять собой не изложение общеизвестных из учебных курсов положений, а являться анализом теории по выбранной студентом-дипломником теме. При этом студент должен выполнить критическое осмысление и оценку нерешённых ещё вопросов, дать им свою собственную оценку.

Во второй главе даётся анализ практического решения вопросов, исследуемых в дипломной работе. В зависимости от темы, цели и задач дипломной работы анализ может проводиться в отделении или отделениях государственного и коммерческого учреждения здравоохранения.

Цель такого анализа - получение обоснованных данных о предоставляемых медицинских услугах, функциях средних медицинских и фармацевтических работников, а также зубных техников в данном учреждении здравоохранения, состоянии «узких мест» и возможных направлениях совершенствования деятельности этих субъектов.

Вторая глава начинается с характеристики материально-технического оснащения направлений деятельности той организации здравоохранения, на базе и материалах которой выполняется дипломная работа. При этом следует учитывать, что такая характеристика даётся в краткой форме (2-3страницы).

Для проведения качественного анализа дипломник руководствуется методическими материалами специальной литературы по выбранной им теме. Методика анализа, его объём и период времени для определения динамики согласовываются студентом с научным руководителем дипломной

работы. Для того, чтобы избежать поверхностного изложения материала, в этом разделе следует постоянно соизмерять цель и задачи дипломной работы с полученными результатами проводимого анализа. Студент-дипломник из имеющегося фактического материала должен выбрать наиболее существенное, ограничить при необходимости объём исследования меньшими размерами или сузить круг решаемых задач. Результаты анализа оформляются в таблицах, графиках, диаграммах, подтверждаются необходимыми расчётами. Полученные результаты анализа служат предпосылкой для разработки мероприятий по совершенствованию исследуемых вопросов темы дипломной работы. Разработка этих мероприятий и оценка их эффективности ведётся студентом в третьей главе - главной части дипломной работы. Цель этой главы - разработать и обосновать предложения (мероприятия), исходя из их возможности и целесообразности. Предложения должны логически вытекать из выводов анализа второй главы, объективно существующих потребностей объекта исследования в улучшении качества профессиональной деятельности по направлениям подготовки выпускника в рамках темы дипломной работы. А выводы должны логически вытекать из задач исследования.

Студент-дипломник может разрабатывать мероприятия не только логически вытекающие из проведённого им анализа, но и существенно их расширить путём выявления дополнительных возможностей повышения эффективности деятельности среднего медицинского персонала по теме исследования. Для этого студент должен проявить самостоятельность и инициативу. Если дипломник не имеет возможности предложить собственное решение, то им на основе критической проработки передового отечественного и зарубежного опыта, выводов научных исследований выбирается вариант, реально осуществимый в конкретных условиях. Содержание и характер разрабатываемых студентом предложений определяются темой, целью и задачами дипломной работы, возможностью их осуществления в заданных условиях.

Для студентов специальности Стоматология ортопедическая в состав практической части дипломного проекта могут входить изделия их профессиональной деятельности в соответствии с темой дипломной работы.

Заключение. Раздел характеризует степень и качество выполнения поставленных перед студентом-дипломником задач.

Заключение должно содержать:

- выводы из анализа теории и передового опыта по теме исследования;

- результаты изучения объекта исследования в реальных условиях, его положительные стороны, недостатки, нереализованные возможности и т.д.;

- формулировку основных мероприятий по совершенствованию исследуемых вопросов;

- социальный и по возможности экономический эффект от предложенных мероприятий.

Список литературы. Список необходим для обоснования правильности теоретических и практических выводов и предложений студента, установления достоверности исследуемых количественных величин и зависимостей (статистических данных), целесообразности выбора тех или иных методик исследования. В список литературы должна быть включена та литература, которая непосредственно использована студентом-дипломником и на неё имеются ссылки в разделах дипломной работы. Список содержит литературные источники всех видов. Этот раздел дипломной работы даёт представление об уровне её теоретической и практической проработки, соответствии современным требованиям, теоретической концепции студента-дипломника по выбранной им теме.

Каждый источник в списке литературы должен быть пронумерован.

Существуют различные системы организации библиографического аппарата в научной литературе, однако для дипломных работ наиболее целесообразным и установившимся является вариант внутритекстовых ссылок с расположением литературных источников в следующей последовательности:

1) законы РФ, постановления Правительства;

2) монографии и статьи в алфавитном порядке;

3) материалы учреждений здравоохранения в алфавитном порядке;

4) книги российских авторов в алфавитном порядке;

5) книги и статьи иностранных авторов в алфавитном порядке.

Цитируя или упоминая в дипломной работе книги, монографии, статьи и производственные материалы, студенту необходимо делать библиографические ссылки. При этом в квадратных скобках проставляется порядковый номер источника информации и номер страницы.

Например, запись - [17, с. 79], - означают, что автор ссылается в своей работе на семнадцатый источник информации в списке литературы и страницу семьдесят девять. При цитировании берётся текст оригинала и заключается в кавычки. Если же цитата получается слишком громоздкой и из-за сложности её построения чётко не улавливается основная мысль или может иметь многозначное толкование, то достаточно изложить её основные положения своими словами, сделав необходимую ссылку на источник и номер страницы. Кавычки при этом не ставятся. Для перечисления работ, в которых рассматривались исследуемые вопросы, в скобках или косых чертах через запятую перечисляются номера литературных источников. Например,

запись [11, 23, 27, 39] означает, что исследуемый вопрос рассматривается, по мнению автора дипломной работы, в перечисленных литературных источниках. При приведении ссылок во всех случаях может указываться фамилия и инициалы автора литературного источника. Например: В своей работе академик Хачатуров Т.С. [15, с.21] рассматривал ...

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.