Концентрация производства – это сосредоточение производства определенных видов продукции или услуг на немногих крупных предприятиях. Ей принадлежит ведущая роль в развитии общественного разделения труда, поскольку эффективное применение производственного оборудования возможно лишь при достаточно больших объемах производства соответствующей продукции.
Развитию концентрации в отраслях пищевых производств способствовали совершенствование техники и технологий производства, сосредоточение населения в крупных промышленных центрах, рост численности населения, развитие и укрупнение сырьевой базы, высокие транспортные расходы на доставку пищевого сырья на перерабатывающие предприятия, строительство крупных и технически оснащенных пищевых предприятий.
Концентрация производства может проявляться:
- в росте размеров крупных предприятий путем их реконструкции,
- в новом строительстве крупных предприятий,
- в создании отраслевых производственных объединений,
- в слиянии ряда мелких предприятий.
Концентрация производства характеризуются определенной системой показателей.
1.Удельным весом продукции крупных предприятий в совокупном объеме производства отрасли, при этом объем производства может исчисляться в натуральном и денежном выражении. Для промышленности в целом используется денежная оценка — товарная продукция.
2. Долей основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости по данной отрасли промышленности.
3. Удельным весом числа крупных предприятий в общем их количестве.
4. Удельным весом численности промышленно-производственного персонала крупных предприятий в общей их численности.
5. Удельным весом потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью.
Различают три основных вида концентрации производства:
1. Территориальную — означающую сосредоточение производства по территориальным единицам (экономическим зонам, районам, областям и т. д.).
2. Отраслевую — отражающую общую тенденцию развития процесса концентрации, заключающуюся во все большем увеличении удельного веса и значения крупных предприятий во всех отраслях промышленности; при отраслевой концентрации производства рост размеров предприятий и их доли в общем объеме производства осуществляется за счет наращивания продукции данной отрасли;
3. Межотраслевую — увеличение числа крупных предприятий, сосредоточивших в себе производственные функции и технологические процессы различных отраслей народного хозяйства (агрокомплексы).
Особенности концентрации в отраслях пищевой промышленности: 1. Перерабатываемое сырье в ряде случаев физически (скоропортящееся сырье) и экономически нетранспортабельно, ограниченный радиус его доставки оказывает влияние на размер предприятия.
2. Сезонный характер производства пищевого сырья и необходимость его переработки на месте в оптимальный срок с наличием соответствующих хранилищ.
3. Сложный состав перерабатываемого сельскохозяйственного сырья, позволяющий на месте, путем комбинирования производства, перерабатывать вторичное сырье и увеличивать объемы производства пищевой продукции;
4. Необходимость ежедневного производства пищевой продукции.
Отраслевая форма концентрации производства пищевых продуктов возможна только в мощных сырьевых зонах или районах с массовым потреблением — крупных городах и густонаселенных территориях. В остальных случаях закон концентрации производства в пищевой промышленности реализуется, как правило, по межотраслевому принципу.
Основные формы концентрации производства:
1. Агрегатная, представляющая собой процесс увеличения единичной мощности или размеров технологического оборудования.
2. Технологическая - увеличение размеров предприятия, комбината, объединения.
3. Заводская, отражающая процесс увеличения доли выпускаемой продукции в общем объеме продукции предприятия.
4. Организационно-хозяйственная, характеризующая процесс образования единых производственных комплексов, состоящих из ряда самостоятельных предприятий, выпускающих одну и ту же продукцию.
Экономические преимущества концентрации производства на крупных предприятий следующие:
— на крупных предприятиях создаются лучшие предпосылки для масштабного внедрения достижений научно-технического прогресса, рациональной организации массового производства, научной организации труда, экономного использования средств и предметов труда;
— крупное предприятие располагает более мощным, концентрированным и централизованным капиталом, следовательно, многие производственные и финансовые вопросы решаются быстрее и эффективнее;
— удельные капитальные вложения и фондоемкость на крупных предприятиях ниже;
— с увеличением масштабов производства снижается и себестоимость единицы продукции за счет экономии на условно-постоянных расходах (амортизационных отчислениях, затратах на ремонт и обслуживание основных фондов, заработной плате отдельных категорий работников и др.), что приводит к росту прибыли и рентабельности.
Экономический эффект концентрации определяют с помощью следующих основных показателей:
— общих и удельных капиталовложений в основные фонды и оборотные средства;
— приведенных затрат на годовой объем и единицу продукции;
— общей и удельной себестоимости продукции;
— производительности труда в натуральном и стоимостном выражении;
— рентабельности производства;
— срока окупаемости капиталовложений.
Важной задачей повышения эффективности производства является определение оптимального размера предприятия. Оптимальным является размер предприятия, обеспечивающий при данном уровне развития техники производство продукции и доставку ее в места потребления с минимальными суммарными затратами. При определении оптимальных размеров предприятий исходят из следующих условий:
— величины спроса в конкретной продукции;
— наличия и состава производственных и трудовых ресурсов;
— возможностей развития имеющихся и внедрения новых производственных технологий;
— организационно-экономических границ эффективности управления предприятием.