Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концентрация производства. Концентрация производства – это сосредото­чение производства определенных видов



 

Концентрация производства – это сосредото­чение производства определенных видов продукции или услуг на немногих крупных предприятиях. Ей принадлежит ведущая роль в развитии общественного разделения труда, поскольку эффективное применение производственного обо­рудования возможно лишь при достаточно больших объемах производства соответствующей продукции.

Развитию концентрации в отраслях пищевых производств способствовали совершенствование техники и технологий про­изводства, сосредоточение населения в крупных промышлен­ных центрах, рост численности населения, развитие и ук­рупнение сырьевой базы, высокие транспортные расходы на доставку пищевого сырья на перерабатывающие предприя­тия, строительство крупных и технически оснащенных пи­щевых предприятий.

Концентрация производства может проявляться:

- в росте размеров крупных предприятий путем их реконструкции,

- в новом строительстве крупных предприя­тий,

- в создании отраслевых производственных объединений,

- в слиянии ряда мелких предприятий.

 

Концентрация производства характеризуются оп­ределенной системой показателей.

1.Удельным весом продукции крупных предприятий в совокупном объеме производства отрасли, при этом объем производства может исчисляться в натуральном и денежном выражении. Для промышленности в целом используется де­нежная оценка — товарная продукция.

2. Долей основных производственных фондов, сосредото­ченных на крупных предприятиях, в общей их стоимости по данной отрасли промышленности.

3. Удельным весом числа крупных предприятий в общем их количестве.

4. Удельным весом численности промышленно-производственного персонала крупных предприятий в общей их чис­ленности.

5. Удельным весом потребления электроэнергии крупны­ми предприятиями в общем потреблении ее отраслью.

 

Различают три основных вида концентрации производства:

1. Территориальную — означающую сосредоточение производства по территориальным единицам (экономическим зонам, районам, областям и т. д.).

2. Отраслевую — отражающую общую тенденцию разви­тия процесса концентрации, заключающуюся во все большем увеличении удельного веса и значения крупных предприятий во всех отраслях промышленности; при отраслевой концент­рации производства рост размеров предприятий и их доли в общем объеме производства осуществляется за счет наращи­вания продукции данной отрасли;

3. Межотраслевую — увеличение числа крупных пред­приятий, сосредоточивших в себе производственные функ­ции и технологические процессы различных отраслей народ­ного хозяйства (агрокомплексы).

 

Особенности концентрации в отраслях пищевой промышлен­ности: 1. Перерабатываемое сырье в ряде случаев физически (скоропортящееся сырье) и экономически нетранспортабель­но, ограниченный радиус его доставки оказывает влияние на размер предприятия.

2. Сезонный характер производства пищевого сырья и необходимость его переработки на месте в оптимальный срок с наличием соответствующих хранилищ.

3. Сложный состав перерабатываемого сельскохозяйствен­ного сырья, позволяющий на месте, путем комбинирования производства, перерабатывать вторичное сырье и увеличи­вать объемы производства пищевой продукции;

4. Необходимость ежедневного производства пищевой продук­ции.

 

Отрас­левая форма концентрации производства пищевых продук­тов возможна только в мощных сырьевых зонах или районах с массовым потреблением — крупных городах и густонасе­ленных территориях. В остальных случаях закон концентра­ции производства в пищевой промышленности реализуется, как правило, по межотраслевому принципу.

 

 

Основные формы концентрации производства:

1. Агрегатная, представляющая собой процесс увели­чения единичной мощности или размеров технологического оборудования.

2. Технологическая - увеличение размеров предприятия, ком­бината, объединения.

3. Заводская, отражающая процесс увеличения доли выпускаемой продукции в общем объеме продукции предприятия.

4. Организационно-хозяйственная, характеризующая процесс образования единых производственных комплексов, состоящих из ряда самостоятельных предприятий, выпуска­ющих одну и ту же продукцию.

Экономические преимущества концентрации производства на крупных предприятий следующие:

— на крупных предприятиях создаются лучшие предпо­сылки для масштабного внедрения достижений научно-тех­нического прогресса, рациональной организации массового производства, научной организации труда, экономного исполь­зования средств и предметов труда;

— крупное предприятие располагает более мощным, кон­центрированным и централизованным капиталом, следова­тельно, многие производственные и финансовые вопросы ре­шаются быстрее и эффективнее;

— удельные капитальные вложения и фондоемкость на крупных предприятиях ниже;

— с увеличением масштабов производства снижается и себестоимость единицы продукции за счет экономии на ус­ловно-постоянных расходах (амортизационных отчислениях, затратах на ремонт и обслуживание основных фондов, зара­ботной плате отдельных категорий работников и др.), что приводит к росту прибыли и рентабельности.

 

Экономический эффект концентрации определяют с помощью следующих основных показателей:

— общих и удельных капиталовложений в основные фон­ды и оборотные средства;

— приведенных затрат на годовой объем и единицу продукции;

— общей и удельной себестоимости продукции;

— производительности труда в натуральном и стоимост­ном выражении;

— рентабельности производства;

— срока окупаемости капиталовложений.

 

Важной задачей повышения эффективно­сти производства является определение оптимального разме­ра предприятия. Оптимальным является размер предприятия, обеспечивающий при данном уровне развития техники произ­водство продукции и доставку ее в места потребления с мини­мальными суммарными затратами. При определении оптималь­ных размеров предприятий исходят из следующих условий:

— величины спроса в конкретной продукции;

— наличия и состава производственных и трудовых ре­сурсов;

— возможностей развития имеющихся и внедрения но­вых производственных технологий;

— организационно-экономических границ эффективнос­ти управления предприятием.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.