Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гуманистический пафос творчества А. Солженицына



Александр Солженицын (1918— 3.08.08) вошел в лит-ру со своей общественной позицией, со своими творческими принципами. Как писатель Солженицын начинался в ГУЛАГе. Свои стихи и прозу он не записывал, а заучивал наизусть. Но и после выхода из лагеря — в казахстанской ссылке и потом, в Рязани, где он работал учителем физики в школе, — Солженицын тщательно конспирировал свои рукописи, т.к. всё, что он писал, было проникнуто неприятием советской политической системы, идеологии и практики государственной власти. Роман «В круге первом» (1955—1968) создавался 13 лет (видоизменялся, редактировался). Действие романа происходит в конце 1949 г. (24 декабря, суббота — 27 декабря, вторник) и длится в течение неполных трех суток. У героев есть реальные прототипы — друзья Солженицына, со-сидельники по Марфинской шарашке. Глеб Нержин — автобиографический герой, в нем много от самого Солженицына. За Львом Рубиным стоит Л.З. Копелев (умер в июне 1997 г.), проживавший в эмиграции, во Франции, автор мемуаров «Утоли моя печали» (М., 1991), названных по имени домовой церкви Марфинского приюта, где находилась общая спальня друзей. В Сологдине угадывается инженер Д.М. Панин (умер во Франции в 1987 г.), также написавший свои мемуары под знаковым названием «Записки Сологодина» (русский вариант «Лубянка — Экибастуз: лагерные записки». М., 1990). В романе Солженицына при всей сжатости его времени можно выделить несколько хронотопов (термин М.М. Бахтина; от древнегреч. chronos — время и topos — пространство). Один из них, центральный в романе, формируется спецтюрьмой, Марфинской «шарашкой». В его пространстве разворачиваются главные события романа. сюжетные линии: 1) арест Иннокентия Володина; 2) отношения Клары с Руськой + ретроспектива семьи Макарыгина; 3) московские улицы, по которым бродит полковник Яконов; вагоны и станции метро; аспирантское общежитие; 4) истинная Россия, которую представляет Володин за рубежом, но которую он не может представить сам себе + история России, утерянная и забытая: а) летняя поездка с Кларой Макарыгиной на электричке в деревню Рождество; б) посещение разрушенной церкви; в) встреча Иннокентия с дядей Авениром, разговоры с ним. Главный конфликт романа состоит в противостоянии героя Системе, рассматриваемом автором как взаимодействие характера со средой, формирующее этот характер. В повести перед читателями проходят десятки лиц, соседей по бараку, надзирателей, конвойных. И худ.концентрированность этого текста такова, что большинство из них, даже отмеченные двумя-тремя летучими штрихами, надолго остаются в памяти. Заключенные, солдаты, люди интеллигентского круга, они думают о многом по-разному и говорят о разном - не только о повседневном лагерном быте, но и о том, с чем связано их прошлое. Для Солженицына не существует деления на "простой люд" и "интеллигентов", в шарашке он видит более общее и важное различие: людей трудовых и людей, сознательно или бессознательно паразитирующих на чужом труде.Восхищает в произведении уровень правды - без уклончивости и компромиссов, правды обжигающей и неожиданной, с глубокой, свойственной русской традиции болью за человека. Бросается в глаза выбор героя, чьим уважительным именем и отчеством названа повесть. А.Солженицын создал поистине народный х-тер.Гуманистический пафос этой повести, как и др. произведений, роднит писателя с творцами лит-ры XIX века. Величайшая заслуга А. Солженицына заключена в его жгучем стремлении к отысканию правды и во взыскательной доброте к людям. Завершая нобелевскую лекцию, А. И. Солженицын произнес пророческие слова, отразившие его позицию писателя-гуманиста, борца за справедливость: "Простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий!.. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь!.. Против многого в мире может выстоять ложь - но только не против искусства...Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни - но выйти на бой!В русском языке излюбленны пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт и иногда поразительно: "Одно слово правды весь мир перетянет".Вот на таком мнимо фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям мира".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.