Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные этапы развития современной драматургии. Феномен «новой драмы»



В процессе становления и развития совр.Д. условно можно выделить 3 этапа: I. 1960-е—80-е гг.(период «оттепели» и «застоя»). В Д.застоя не было. Основные тенденции: 1) «производственная драма» (А. Гельман, И. Дворецкий); 2) соц-психологическая Д.(А. Арбузов, В. Розов, А. Володин, В. Панова, Л. Зорин и др.). Авторы обращались к внутреннему миру чела и с беспокойством фиксировали, а также пытались объяснить неблагополучие в нравственном состоянии общества, очевидный процесс девальвации моральных ценностей. Для лит-ры соцреализма первостепенной задачей было создание положительного образа: героя революции, героя войны, энтузиаста труда, «тимуровца», т.е. образца для подражания. С 1 янв.1987 г. театр вступил в комплексный эксперимент, в условиях кот.режиссерам и театральным труппам предоставлялись творческая и экономич.свобода от жесткой опеки высших органов управления культурой. Основные тенденции: 1) всплеск жанра политич.драмы (в атмосфере общего интереса к «белым пятнам» истории, переосмысления устоявшихся оценок, демифологизации отдельных событий и персонажей истории) (драма М. Шатрова «Дальше… дальше… дальше…»); 2) пародийные пьесы (фантасмагория В. Денисова «Шесть призраков Ленина на рояле»; «паратрагедия» В. Коркия «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» — фарсовое, пародийное освещение фигур Сталина и Берии); 3) пьесы на тему нравственности — усилилось «аналитическое исследование» простого человека в сфере быта; вновь актуализировалось понятие «дна жизни». Основные герои — проститутки и наркоманы, бомжи и неформалы, различные уголовники. Именно в это время появились драматурги «новой волны» («поствампиловская» драматургия): В. Розов, Л. Разумовская, В. Мережко, Э. Радзинский, Л. Петрушевская, Н. Коляда. Драматургия этого времени на соц-бытовую тему соприкоснулась с такими течениями в западно-европейском театре, как «театр жестокости», «театр абсурда», «театр парадокса». III. Конец 1990-х — настоящее время. Ситуацию в совр.Д. определяют прежде всего как «перемену интонации», которая обусловлена сменой драматургич.поколений. Драматургия на совр.тапе получила название «новая драма» (НД)(Михаил Курочкин, Иван Вырыпаев, Олег Шишкин, Михаил Угаров, Евгений Гришковец, Василий Сигарев (пьеса «Пластилин» – жестокий реализм), Михаил Волохов и Владимир Пресняковы (пьесы «Терроризм», «Пленные духи»)). «НД» базируется на достижениях представителей «новой волны» 1970—1980-х гг., возродивших традицию критического реализма и модернизма (Л. Петрушевская, А. Родионова, Л. Разумовская, О. Кучкина, Н. Садур, В. Арро, В. Славкин, А. Галин и др.), и в то же время имеет ярко выраженный "итоговый", обобщающий характер: в ней сильнее ощутимы условно-символическое и игровое начала, интертекстуальный контекст, внимание к ранее табуированным сферам изображения жизни (включая эротику), тенденция к использованию ненормативной лексики. Можно выделить 2 контрастных ее полюса: 1) пьесы, тяготеющие к метафорической насыщенности и усложненности с ослабленным сюжетным стержнем. Авторы преимущественно ориентируются на чеховскую традицию (максимальное приближение к правде жизни, внешняя будничность, философский подтекс, пессимизм, ощущение бессмысленности текущей жизни, критический взгляд на человека). Драматурги в пародийно-ироническом ключе показывают современную действительность, погружая героев в подробности быта и размышлений. Драма этого типа пропиталась трагикомическим подтекстом, утратила динамику действия, стабилизировала "открытый финал", что было свойственно чеховским пьесам. 2) пьесы, основанные на напряженной, занимательной интриге, в некоторых случаях — тяготеющими к так называемой "чернухе". Самая характерная фигура здесь Н. Коляда, пьесы которого активно ставятся в театрах России и за рубежом, шокируя порой своей проблематикой, героями, языком. В его пьесах отражены социальные и духовные процессы жизни российского общества конца 1980—1990-х гг. Писатель обнажает уродство окружающей среды, дает концентрированное изображение грубого и жестокого, показывая те стороны действительности, которые относятся к сфере «низкого», рисует их натуралистически, эпатажно, не боясь ненормативной лексики. «НД» конца XX в. во многом напоминает «новую драму» начала века (многоуровневый подтекст, философское наполнение, неопределенный финал, рефлексия героя и т.п.). И в то же время она обретает свои специфические особенности. Все чаще текст пьесы представляет сплошной без ремарок диалог («Пьеса № 27» А. Слаповского), действие размыто, оно почти исчезло. Другие же драматурги (О. Богаев, О. Михайлова, М. Угаров), наоборот, особую роль придают ремаркам: в них не только описываются интерьер и внешние детали облика персонажей, но подробно комментируются их действия. Порой ремарки утрачивают свою функциональность, переходя в прозаический текст. «НД» вкл.в себя произведения реалистические, авангардистские, постмодернистские, восходящие к альтернативному искусству.К традиционной линии Д.:В. Розов, М. Рощин, Г. Горин, Л. Зорин, А. Володин, Э. Радзинский, Л. Разумовская и др.). К авангардной относится модернистская (А. Слаповский, Н. Садур, О. Ернев, А. Шипенко и др.) и постмодернистская драма (В. Сорокин, Д. А. Пригов, В. Коркия, О. Богаев, Б. Акунин и др.). При этом некоторые драматурги создают пьесы как реалистические, так и модернистские и постмодернистские (Л. Петрушевская, М. Угаров). Жанровое разнообразие «НД»: 1) комедия;2 фарс («Обрезанный ломоть» И. Шприца; 3) трагикомедия («Ночной пришелец, или Свадьба с незнакомцем» Ю. Мамлеева; 4) мелодрама («Около любви» А. Коровкина;5) трагедия («Саркофаг-2» В. Губарева); 6) ремейк («Смерть Ильи Ильича» М. Угарова (по роману Гончарова «Обломов»); 7)пьесы, тяготеющие к драме абсурда («Опять два­дцать пять» Л. Петрушевской и др.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.