1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при согласовании числительного «пять» с именами существительными.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед говорит ребенку: « Я буду называть один предмет, а ты пять таких предметов».
а) с нулевым окончанием.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Одна комната – пять комнат
Одна яблоня – пять яблонь
Одна конфета – пять конфет
Одна котлета – пять котлет
Одни колготы – пять колгот
Одно яблоко – пять яблок
б) с окончанием «ЕЙ»
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Один огонь – пять огней
Один бивень – пять бивней
Один уголь – пять углей
Один парень – пять парней*
Один камень – пять камней
Один корень – пять корней*
Один ливень – пять ливней
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
а) с суффиксом «Н» и окончанием «ЫЙ»
Логопед: Ребенок:
Котел из меди – медный котел
Бульон из рыбы – рыбный бульон*
Костюм из ваты – ватный костюм
Пузырь из мыла – мыльный пузырь*
Палас в пыли – пыльный палас
Лоб в поту – потный лоб
Поток из воды – водный поток
Запах дыма – дымный запах
б) с суффиксом «Н» и окончанием «ИЙ»
День летом – летний день
День зимой – зимний день
Упражнение «КТО ЭТО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа.
2. Упражнять в словообразовании.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку ответить на вопросы:
Логопед: Ребенок:
Кто мелет муку? Мельник.
Кто кладет печи? Печник.
Кто ухаживает за лесом? Лесник.
Кто много шутит? Шутник.
Кто продает и рубит мясо? Мясник.
Как называется спортсмен,
который катается на лыжах? Лыжник.
Кто пасет коней и коров? Пастух.
Кто кует цепь? Кузнец.
Кто много ленится? Лентяй.
Кто много болтает? Болтун.
Кто лечит больных? Доктор.*
Кто управляет самолетом? Летчик.*
( Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия. Существительные с суффиксом –НИК-используются на первомзанятии).
Упражнение «ПОДУМАЙ И ОТВЕТЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных множественного числа предложного падежа с предлогом «НА».