1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении антонимов
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая ребенку мяч, произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Да – нет
Ночь – день
Взять – дать
Север – юг.
Верх – низ*
Упражнение «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ».
Цель:
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 3-го типа.
1. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям.
2. Развивать логическое мышление и слуховое внимание.
Оборудование: предметные картинки: ель, дом, лев, ком, бык, пух.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком предметные картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит отгадать и сказать, о каком предмете идет речь.
Логопед: Ребенок:
Ветвистая, высокая, зеленая, колючая ель.
Старый, кирпичный, двухэтажный дом.
Грозный, большой, с лохматой гривой лев.
Большой, круглый, снежный ком.
Белый, легкий, птичий пух.
3.7. Упражнение «ЛАБИРИНТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Развивать зрительное внимание.
Оборудование: бланк с переплетенными линиями.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку бланк с переплетенными линиями, уточняет названия предметов, нарисованных на левой стороне бланка, и обращается к ребенку с вопросом: «У кого что?». Ребенок , проследив линию глазами должен ответить предложением.
Логопед: Ребенок:
У мамы мак. (У мамы фен.)
У папы пень. ( У папы конь.)
У Тани тень. (У Тани мак.)
У дуба фен. (У дуба тень.)
У дома конь. (У дома пень.)
Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа.
2. Учить подбирать рифмующиеся слова.
3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки.
Логопед: Ребенок:
Зеленеет даль полей.
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? май
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет,
Только мышь его боится…
Угадали? Это … кот
С подстриженной гривой
Он скачет ретиво
Чуть шпорами тронь,
Кто же это? конь
Иван работы так боится,
Как палки пес,
Как камня птица.
Лежит в постели целый день.
Напала на Ивана… лень.
Упражнение «НАЗОВИ 5 ПРЕДМЕТОВ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при согласовании числительного «пять » с именами существительными.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: « Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где пять таких предметов и назовешь их».
Логопед: Ребенок:
Муха - пять мух
Липа – пять лип
Дыня – пять дынь
Нота – пять нот
Хата – пять хат
Пуля - пять пуль
Ива – пять ив
Лето – пять лет
Упражнение «СЛОЖИ КАРТИНКУ И НАЗОВИ ДРУГИМ СЛОВОМ».
Цель:
1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 3-го типа при употреблении синонимов..
2. Формировать целостное восприятие предмета.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки, разрезанные на 2 части.
Ход игрового упражнения.
Логопед объясняет ребенку, что некоторые предметы можно называть разными словами. Например, про «дом» можно сказать «здание» и т.д.
Затем логопед делит разрезные картинки: одну часть оставляет у себя, другую отдает ребенку. Показывая половину картинки и называя слово, предлагает ребенку найти вторую часть, сложить картинку, и назвать изображенный на ней предмет по-другому.
Логопед: Ребенок:
Здание - дом
Лошадь - конь
Книга - том
Дорога - путь
Битва - бой
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ
( 4-ый тип слоговой структуры).
4.1. Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.