Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семинары и семинары-практикумы



Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения оп­ределяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием вре­мени работы, продуманностью заданий привле­чет внимание большего количества желающих принять участие в его работе. На первом же за­нятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на которые воспитате­ли хотели бы получить ответ,

Руководителем семинара может быть заведую­щая или старший воспитатель, приглашенные спе­циалисты. К проведению отдельных занятий мож­но привлекать воспитателей, специалистов, ме­дицинских работников. Главной задачей семина­ров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут вос­питатели, имеющие опыт работы по данной проб­леме. Например, на семинаре-практикуме по ике­бане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные уме­ния впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на за­нятиях семинара по изготовлению елочных укра­шений педагоги не только осваивают приемы ра­боты с бумагой и другими материалами, но и раз­рабатывают систему организации разнообразной увлекательной деятельности с детьми в группо­вой комнате на период новогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделка­ми детей, родителей, педагогов. Педагоги при­думывают сюрпризные моменты, подбирают ли­тературный материал для создания сказочной ат­мосферы в группе в эти дни.

К семинару «Особенности организации и про­ведения наблюдений в природе в летний пери­од» воспитателям заранее предлагаются вопро­сы для обсуждения проблемы. Например: Как ча­сто вы проводите наблюдения за объектами при­роды на занятиях (экскурсиях), прогулках, в по­вседневной жизни? Что считаете главным в ме­тодике организации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречаетесь? Какие при­емы используете для развития интереса детей к природе и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждаете, раз­виваете детскую пытливость, любознательность? Кaкoe влияние на поведение детей оказывает их общение с природой? Используете ли вы в рабо­те с детьми элементы экологического воспитания?

В ходе проведения занятий семинара-практику­мa предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискус­сий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы, Важно, чтобы итоги семина­ров оформлялись в виде конкретных и реально

выполнимых рекомендаций, а их реализация на­ходилась под контролем.

Все чаще поднимается вопрос о необходимо­сти обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей - важная

форма работы. К проведению такого семинара, могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же научат, как органи­зовывать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара бу­дет внимательным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, заметках он расскажет ро­дителям на следующем занятии и даст конкрет­ные рекомендации относительно методов инди­видуального общения с ребенком.

Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только воз­растет. Семинар как форма методической рабо­ты отличается от семинара, практикуемого в выс­ших учебных заведениях.

Первым отличительным признаком является его продолжительность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда плани­руется постоянно действующий семинар на дли­тельный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак ­место его проведения. Это может быть методи­ческий кабинет детского сада, групповая комна­та или другие места (музей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий признак - это характер дидактических задач которые решаются на занятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по си­стематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распростране­ния педагогического опыта.

Четвертый признак - источник получения ин­формации. Это и слово (доклады и содоклады уча­стников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический ана­лиз.

Следовательно, семинар не ограничен опре­деленными рамками времени и не связан с по­стоянным местом проведения. Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изме­нения в учебно-воспитательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация, Тематика семинара должна быть актуальна для конкретно­го дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подгото­вить памятку участникам семинара, в которой ука­зать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участ­ников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противополож­ных точек зрения, работа с нормативными доку­ментами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их вы­полнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Открытый показ.

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют ра­боту воспитателя, добивающегося наилучших ре­зультатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

«Передовой педагогический опыт - это сред­ство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяю­щее актуальные потребности практики обучения и воспитания!» (Я.С. Турбовской).

Передовой педагогический опыт помогает вос­питателю изучить новые подходы к работе с деть­ми; выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессио­нального мастерства. Передовой опыт зарожда­ется в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот ре­зультат. Это позволяет соизмерить свои возмож­ности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт - самая быстрая, оператив­ная форма, разрешения назревших в практике про­тиворечий, быстрого реагирования на обществен­ные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспи­тания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда ус­ловии успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практи­ки, ибо представлен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детс­ких садах проводятся открытые показы, на кото­рых и представляется лучший опыт работы по одному из направлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие воп­росы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать сви­детелем процесса педагогического творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

- пропаганда опыта;

- обучение педагогов методам и приемам ра­боты с детьми и т.д.

Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра ру­ководитель может сам рассказать о системе ра­боты воспитателя, предложить вопросы, на кото­рые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить вопросы, одному педагогу - просчитать активность детей, другому - сочетание разных методов и приемов, при­меняемых педагогом, рациональное использова­ние пособий, оценить, комфортно ли детям.

Такая подготовка к открытому занятию помо­жет руководителю интересно организовать обсуж­дение увиденного, выработать единое мнение коллектива. Необходимо помнить, что в обсужде­нии первое слово предоставляется воспитателю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается реше­ние: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспи­тателя с целью представления его на окружные педагогические чтения.

Таким образом, планируя методическую рабо­ту, необходимо использовать все виды обобще­ния педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семи­нары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобще­ние и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, про­низывающей содержание и все ее формы и ме­тоды. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развива­ет педагогов. Будучи по существу теснейшим об­разом связан с прогрессивными идеями педаго­гики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наибо­лее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.

В методическом кабинете дошкольного обра­зовательного учреждения необходимо иметь ад­реса педагогического опыта.

Деловые игры.

В настоящее время деловые игры нашли ши­рокое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не мо­жет быть достигнута более простыми, привыч­ными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая играя является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наибо­лее активизировать участников для достижения цели.

Но все чаще деловая игра используется в ме­тодической работе как внешняя эффектная фор­ма. Другими словами: тот, кто проводит ее, не опирается на психолого-педагогические или на­учно-методические основы, и игра «не идет». Следовательно, дискредитируется сама идея при­менения деловой игры. Итак, что же такое дело­вaя игра?

Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управ­ленческих решений в различных ситуациях, пу­тем игры по заданным или вырабатываемым са­мими участниками игры правилам. Нередко де­ловые игры называют имитационными управлен­ческими играми. Сам термин «игра», на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе ме­тодической работы.

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в раз­решении реальных педагогических проблем.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профес­сионального творческого мышления.

Практики задают вопрос: «Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?». Однозначно ответить на него бу­дет неправильным. Здесь надо учитывать то об­стоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может исполь­зоваться 1-2 раза в год. Если вы никогда не про­водили деловых игр, то лучше попробуйте исполь­зовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочув­ствуете ее «изнутри». И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в сво­ем коллективе.

Подготовить и провести деловую игру - про­цесс творческий. Поэтому конструирование де­ловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработан­ной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо от­работана игровая модель деятельности участни­ков.

Существуют теоретически обоснованные ме­тодик в конструировании и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать оши­бок, способных свести на нет труд.

Если деловая игра используется с целью обу­чения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обуче­ния.

Непосредственная разработка материалов де­ловой игры включает в себя следующие этапы: - создание проекта деловой игры; - описание последовательности действий;

- описание организации проведения игры; - составление задания для участников;

- подготовка оборудования.

Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При об­суждении любых вопросов воспитания и обуче­ния дошкольников круговые педагогические фор­мы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечи­вает взаимодействие и открытость. Роль органи­затора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацелен­ных на достижение конкретной цели.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.