Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рай был ориентирован своей передней частью – на Восток. Восток – имя Бога



Рай сотворен для человека, значит, и устроение рая нужно понимать исходя из человека.

Устроение рая подобно устроению мироздания в целом, Св. Писание так описывает рай, как оно описывало сотворение мира: ключ к пониманию, что есть творение и что есть рай, человек содержит в своей душе.

Не было бы ошибок при переводе, если бы эту простую мысль держали в уме, а ошибки в переводах были. Например, «и насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке» (Синодальный перевод). Последнее определение – «на востоке» – говорит, где был рай, следовательно, и страна Едем. Из того, что рай был на востоке относительно какого-то места (какого?), для человека ничего не следует. Перевод неверный. Исходя из контекста, речь идет не о географическом положении рая (этому посвящен отдельный отрывок о реках рая; Быт. 2:10-14), речь идет о пространственной ориентации «огороженного»[1] места «рай» в стране Едем.

 

И насадилГосподь Бог рай в Едеме [лицом] на восток и поместил там человека, которого слепил.

Быт. 2:8

«На восток». ― Греческое kat¦ ¢natol£j может означать «на востоке» (где) и «на восток» (куда). Перевод должен быть: «насадил Господь Бог рай в Едеме, [обращенный] на восток». В древнееврейском тексте стоит ми-ккéдем ~dqm – «с востока». Древнееврейское кéдем ~dq – это и «передняя сторона», и «восток». Поскольку речь идет о пространственной ориентации, правильный перевод должен быть: «насадил рай, [начиная] от востока».

Рай был место ограждения, ориентированное по сторонам света: своей передней частью – на восток.

 

О

щущение ветхозаветного человека относительно сторон света носило ярко выраженный символический характер: восток – направление вперед, запад – назад, север – налево, юг – направо.

В Ветхом Завете север – направление, которое держат сторонники Божии, юг – сторона противников Божиих.

В этой системе координат правая сторона (юг) – угрожает. Поэтому обвинитель на суде стоял с правой стороны; у пророка Захарии (3:1) диавол стоит одесную; в книге Иова (39:30) Орел, птица, символизирующая крайнюю степень осознанного богоборчества, смотрит (ориентирован) на юг (на правую сторону); мучители Иова встали справа от него (Иов 30:12). Напротив, от севера – левая сторона – приходит слава Божья (Иов 37:22), приходит Дух от Бога (Иез. 1:4).

Бог обращен к человеку, следовательно, то, что для человека слева, для Бога справа [2]. Если Дух от Бога приходит от севера, то север для Бога – правая сторона, она же есть основание всякой правды. Сидение одесную, по правую руку, есть самое почетное место при царе (Пс. 110/109:1). От севера ожидается сгущение облачной влаги в снег и иней – образ воплощения Мессии (Иов 38:22-24), поэтому «Север» – это такая сторона света, которая не соотносится ни с какой другой стороной, они просто не мыслятся в той же плоскости: «Бог простирает Север над пустотою» (Иов 26:7)[3].

Огромной важности знание для человека содержалось в словах Писания, что

рай был ориентирован своей передней частью – на Восток. Восток – имя Бога.

Когда современный человек определяет предмет по сторонам света, он чаще всего не мыслит за сторонами света никакого символического содержания. Мы легко создаем систему координат, где любая точка может стать исходной для последующей ориентации в пространстве. Мы любую точку можем представить как центр. Чаще всего исходная точка – это наше собственное местоположение. Центр мира – там, где я. Мы перемещаемся, скажем, с востока на запад, и те предметы, которые были для нас «на западе», по мере нашего продвижения, оказываются «на востоке». Таково самочувствие современного человека в пространстве: он центр мира и относительно своего места он определяет, где что находится. Поэтому современный человек понимает текст: «и насадил Господь Бог рай в Едеме на восток» («с востока»), – так, что «страна Едем лежала на восток от Палестины, где автор Пятокнижия записал откровение о рае»[4].

Древние, когда определяли предмет по сторонам света, могли делать это относительно своего местоположения (как делаем мы), могли – и безотносительно. Например, звезда, которую увидели волхвы, пришедшие поклониться Христу, была «на востоке» ™n tН ¢natolН, и сами волхвы пришли «от востока» ¢pХ tоn ¢natolоn. Если они пришли «с востока» и вела их звезда, то звезда, по отношению к ним, должна была бы быть на западе. Однако звезда сама по себе, безотносительно к местоположению волхвов, была звездой Востока, показывала, где Восток, Кто Восток. Так волхвы и сказали Ироду: «мы видели звезду Его (Царя, Христа) на востоке» (Мф. 2:1, 2). Можно представить себе положение, при котором звезда пришла от востока и эта звезда Восток пошла впереди волхвов, когда они шли на запад или в другую сторону. Так и написано: после встречи с Иродом волхвы пошли в Вифлеем (на юг от Иерусалима), «и се, звезда, которую видели они на востоке, шла пред ними, (как наконец) пришла и остановилась над (местом), где был Младенец» (Мф. 2:9).

Рай в Едеме был «на восток»:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.