Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В библейском мировосприятии прошедшее время, поскольку оно значительно, это не то, что у нас за спиной, это то, что перед глазами – впереди, на востоке



4) Восток – такая древность, которая растет из вечности и сама есть вечность (синоним ~lw[ олам). Знаменитое пророчество о Вифлееме у пророка Михея говорит: «Из тебя Мне произойдет Тот, Которому быть Правителем во Израиле, и происхождение Его от Вечности (ми-ккéдем), от дней вечных (олам)» (Мих. 5:1/5:2; Мф. 2:6).[5]

5) Восток – это такая вечность, которая есть начало (синоним tyvar решит). В Притчах говорит Премудрость (Вторая Ипостась Троицы): «Яхве стяжал Меня – начало (решит) пути Своего, начало (кéдем) дел Своих оттоле»[6](Притч. 8:22).

Итак, если в молитве к Богу,

– а обращаемся мы, различая, что «впереди» и что позади,

– нам нужно согласно с теми, кто жил «издревле»,

– воедино соединить мысль о «вечности»

– и о Том, Кто есть «Начало» всякого творения,

– тогда мы назовем Его Кéдем–Восток, или Бог Кедем: Бог Восток.

Как написано во Второзаконии 33:27: «Прибежище – Элóхе Кéдем», Бог древний, Бог Начало, Бог Предвечный, Бог Восток. «Восток» – имя Божие: «Восток – имя Ему»[7].

Р

ай в Едеме, как храм, был обращен к Востоку: «И насадил Яхве Элохим сад в Едене ми-ккедем» – так, что его передняя сторона от востока, от века, от Начала, от Бога, имя Которого Восток. Поэтому, когда Захария говорит:

«посетил нас Восток свыше», это значит, что пришел Спаситель и человечеству открылась райская жизнь.

Ориентация в пространстве в рамках библейского мировоззрения отличалась не только тем, что за каждой стороной света стояло символическое отношение. Эти символические отношения всегда были отношением к миру божественному, из него они и проецировались на землю. Также и сами пространственные объекты предстают как бы, с нашей точки зрения, в перевернутом виде. Например, «начало» горы или башни – это не ее основание, низ, подошва. Начало горы (или башни) – это ее вершина, «глава» (рош).

Отметим, что ощущение прошедшего времени и будущего времени у носителей библейского языка тоже было иным, чем у большинства современного человечества. Глаза наши смотрят вперед, и руками мы что-то делаем прямо перед собой, мы ощущаем, что прошлое позади нас, а будущее впереди…

Но вот мы входим в храмовое пространство, и ощущения наши постепенно изменяются, чему мы можем помочь также усилием ума и памяти. Как бы мы ни двигались по земле и в какой бы стране ни находились, алтари наших храмов будут смотреть на Восток. Когда мы молимся Богу, мы не привязаны к земле и земным ориентирам. Когда мы входим в храм, обращенный на Восток, наше лицо обращается к древнему – к такому совершившемуся, которое есть и не кончается. «Обратитесь», сказано, и «живы будете» (Иез. 18:32)… В храме мы можем сделать это физически: лицом мы обращаемся к древнему и начальному. А наше будущее, то, что нас заботит и гнетет, наше «всякое житейское попечение», нужно с усилием «отложить». Хотя бы на время богослужения нужно оставить позади себя, буквально за спиной, то, что нас ожидает в будущем [8].

Человек, который подпал под обаяние теории прогресса, чувствует непреложно наоборот: что всякую древность нужно оставить позади, за спиной, а впереди у него все самое лучшее, которое только-только и начинается… Энтузиазм прогресса может возникнуть только вне храмового пространства и вне библейского чувства времени. Это совершенная духовная слепота и путь в пропасть [9].

Заметим, что иудеи и мусульмане (а евреи и арабы говорят на родственных языках), когда молятся – тоже обращены к прошлому. Но это прошлое – на земле (Иерусалим и Мекка). Есть точка на земле, которая заставляет иудеев и мусульман обратиться к себе лицом, когда человек молится. Христианские храмы стоят на разных широтах – но все они смотрят на Восток. Христиане обращаются к такому прошедшему, которое есть извечность, изначальность – ему не может быть никакой локализации.

Если говорить о пространственной ориентации молитвенных собраний, то она свидетельствует, что иудеи и мусульмане полагают свое упование в земном. Христиане ищут небесного, их есть царство небесное.

 

 


[1]Еврейское ган означает огороженное место.

[2] Поэтому нашествие народов с «севера» – знак справедливой кары, особенно у пророка Иеремии (Иер. 1:14; 4:6 и др.).

[3] См. Е.А. Авдеенко. Книга Иова в греко-славянской и еврейской Библии.

[4]Толковая Библия. Петербург, т. 1, с. 18.

[5] Во Второзаконии 33:15 Иосифу дается благословение «от вершины гор вечных (кéдем) и от славы холмов вечных (олам)». Пс. 74/73:12: «Элохим – царь мой прежде века» ми-ккедем, prХ a„оnoj. Пс. 55/54:20: Бог, «Пребывающий вечно» кедем, prХ tоn a„иnwn. Пс. 68/67:34: пойте Богу, «восшедшему (воссевшему) на небеса небес кéдем» – «от века» (ТМс), «на Востоке» (LXX).

[6] «От века (ме-олам) Я утверждена (излилась), от начала (ме-рош), от начал земли» (Притч. 8:22). «Начала земли» (кедем во множ. числе) – это начала творения. Пс. 74/73:2 содержит прошение о Церкви: «Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал изначально» кедем, ¢pХ ¢rcÁj. Исаия 46:10: Бог, «возвещающий от начала (ме-решит) последнее и от века (ми-ккедем) то, что [еще] не cделалось».

[7] Зах. 6:12 LXX.В ТМ Зах. 6:12 вместо «Восток» – «Отрасль», растение, цéмах xmc. «Так говорит Яхве Саваоф, говоря: се Муж – Отрасль (цéмах) имя Ему, и из преисподнего Своего Он исрастет (йицемах) и построит храм Яхве». Еврейское цéмах йицемах перевели 'Anatol¾ ¢natele‹ – «Восток взойдет». «Из преисподнего (ми-тахат) израстет» – пророчество о Воскресении.

[8] См. статью Е.А. Авдеенко, А.Е. Иванов. Забвение и память во времени Св. Истории.

[9] Уинстон Черчилль изрек, что всякая тирания обращена к прошлому, а демократия всегда – к будущему.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.